См. Программу на 2021 год.

II. Анализ текущего состояния федерального государственного контроля (надзора) в установленной сфере деятельности

КонсультантПлюс: примечание.

Нумерация разделов дана в соответствии с официальным текстом документа.

II. Анализ текущего состояния федерального государственного

контроля (надзора) в установленной сфере деятельности

4. В существующей структуре нормативного регулирования к ключевой охраняемой законом ценности относится интеллектуальная собственность, полученная в результате выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (далее - НИОКТР) на основании государственных контрактов (договоров), соглашений о предоставлении субсидии, грантов, а также государственных заданий.

Так, в соответствии со ст. 44 Конституции Российской Федерации интеллектуальная собственность охраняется законом.

Сфера общественных отношений - отношения по поводу создания в ходе выполнения финансируемых из бюджета государства НИОКТР результатов интеллектуальной деятельности, распределения и закрепления прав на такие результаты и вовлечения их в экономический и гражданско-правовой оборот.

Сфера регулирования - правовая охрана и использование результатов интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Применяемые способы государственного регулирования в данной сфере - государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Несмотря на значимость данной сферы общественных отношений, указанный государственный контроль и надзор до настоящего времени не закреплен в соответствующем федеральном законе.

В существующей структуре нормативного регулирования минимизация рисков не предусмотрена.

Государственный контроль и надзор в установленной сфере деятельности, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2012 г. N 402, осуществляется в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений обязательных требований, а также обеспечения защиты прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности при вовлечении их в экономический и гражданско-правовой оборот.

При этом под федеральным государственным контролем и надзором понимается деятельность Федеральной службы по интеллектуальной собственности, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений государственными заказчиками и организациями-исполнителями требований, установленных законодательством Российской Федерации в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности, а также на обеспечение защиты прав Российской Федерации на указанные результаты интеллектуальной деятельности посредством организации и проведения плановых и внеплановых проверок государственных заказчиков и организаций-исполнителей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.

Инструментом воздействия на деятельность государственных заказчиков и организаций-исполнителей, явившейся причиной нарушения обязательных требований, является предписание, выдаваемой Роспатентом в случае выявления таких нарушений в ходе проверок.

При этом за невыполнение в срок предписания, выданного Роспатентом, в отношении контролируемого лица составляется протокол об административном нарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. Актуальные проблемы, выявленные в ходе контрольно-надзорных мероприятий Роспатента.

В ходе проверок, проведенных Роспатентом, установлено, что в производственной деятельности ряда российских компаний (в экономическом обороте их активов) созданная в рамках финансируемых из бюджета НИОКТР интеллектуальная собственность составляет лишь незначительную часть, то есть, в инновационной деятельности данных компаний (осуществляющих такую деятельность) новшества, созданные за бюджетные средства, практически не используются. Это обусловлено следующими факторами:

1) Создаваемая в настоящее время за счет бюджета интеллектуальная собственность не в полной мере соответствует потребностям экономического функционирования и развития российских предприятий в современных условиях, их приоритетам и возможностям, не синхронизирована с ними.

Это следует из того, что при формировании и реализации государственных программ в части, касающейся исследований и разработок, государственными заказчиками не учитываются результаты патентных исследований. Результаты патентных исследований не учитываются и при формировании технических заданий на выполнение НИОКТР по государственным контрактам (договорам). Достигаемый научно-технический уровень разработок, области активных исследований, проводимых, в том числе компаниями - мировыми лидерами в соответствующей отрасли, а также технических (технологических) решений, уже охраняемых патентами, государственными заказчиками в интересах формирования программ исследований и разработок в должной мере не исследуются.

2) Государственные заказчики не проявляют должную активность по предоставлению (передаче) прав интеллектуальной собственности, созданной в ходе выполняемых по их заказам НИОКТР.

В большинстве своем государственные заказчики не планируют работу с интеллектуальной собственностью. Данная деятельность не сфокусирована в соответствующих структурных подразделениях, не определен ее порядок. При этом уровень подготовки специалистов государственных заказчиков, включая руководящий состав, в сфере интеллектуальной собственности по-прежнему является недостаточным для формирования сколько-нибудь эффективной отраслевой политики в области управления правами на результаты интеллектуальной деятельности.

3) В ряде государственных программ (подпрограмм), предусматривающих выполнение НИОКТР, в качестве индикаторов (целевых показателей) учитывается создаваемая интеллектуальная собственность, например, количество полученных патентов. При этом, вопрос целевого назначения создаваемой интеллектуальной собственности не отражен. В итоге, интеллектуальная собственность создается, но, как было ранее показано, не используется.

4) В ряде случаев созданная ранее интеллектуальная собственность становится пропуском к новому бюджетному финансированию НИОКТР, на получение которого претендует организация-правообладатель.

5) Заинтересованность авторов охраноспособных технических решений в реализации своего творческого потенциала в интересах государства не находит должной поддержки со стороны работодателей и государственных заказчиков НИОКТР - главных распорядителей бюджетных средств государства - в продвижении результатов их творчества, обеспечении их правовой охраны.

Наряду с низкой результативностью НИОКТР, все вышеперечисленное связано и с правонарушениями в области интеллектуальной собственности, допускаемыми как государственными заказчиками, так и организациями-разработчиками и производителями продукции.

Из анализа существующей структуры нормативного регулирования и ее реализации на практике субъектами экономической деятельности следует:

1) Вопрос создания при выполнении финансируемых из федерального бюджета НИОКТР результатов интеллектуальной деятельности, обладающих мировой новизной и изобретательским уровнем, высоким потенциалом внедрения в производство инновационной продукции, нормативно не урегулирован.

2) Вопрос обеспечения правовой охраны в отношении созданных за счет бюджетных средств охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности, в том числе ключевых технических решений, с созданием которых становится возможным достижение качественно нового (более высокого, по сравнению с аналогами) уровня потребительских свойств (технических характеристик) выпускаемой продукции, не носит императивный характер, в результате чего возникают риски утраты прав на них.

3) Вопрос распределения прав на созданные за счет бюджетных средств охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности предполагает усмотрение государственного заказчика, что связано с рисками для должностных лиц, принимающих соответствующие решения в отношении прав на данные результаты.

4) Регулирование вопросов государственного учета результатов интеллектуальной деятельности не в полной мере служит национальной цели - обеспечению научно-технологического прорыва в силу своей неинформативности для заинтересованных в их использовании и усовершенствовании. Вопросы формирования и актуализации сведений о созданных РИД, в том числе о состоянии их правовой охраны, распоряжении правом на них требуют уточнения.

5) Доступ третьих лиц, включая иностранных граждан - при поставках продукции за рубеж, к созданным за счет бюджетных средств результатам интеллектуальной деятельности, в первую очередь к ключевым техническим решениям, без обеспечения их адекватной правовой охраны не относится к административно и/или уголовно наказуемым деяниям.

6) Вопрос о роли государственного заказчика НИОКТР в создании и вовлечении прав на созданные по его заказу РИД в экономический и гражданско-правовой оборот также в должной мере не урегулирован. В результате, получаемая при финансовой поддержке государства интеллектуальная собственность зачастую необоротоспособна, или, будучи потенциально оборотоспособной, не используется по назначению и теряет свою оборотоспособность.

7) Неправомерное использование РИД, права на которые принадлежат Российской Федерации, отсутствие при этом реакции со стороны государственных заказчиков, выступающих от имени Российской Федерации, также не находит соответствующих статей в КоАП РФ и УК РФ. Это способствует дискредитации института интеллектуальной собственности, как инструмента стимулирования научно-технического творчества в интересах повышения конкурентоспособности национальной экономики, обеспечения обороноспособности страны.

6. Проведенный анализ текущей структуры нормативного регулирования в установленной сфере деятельности позволяет сформулировать ключевую охраняемую законом ценность, защита которой должна стать предметом государственного регулирования.

Такой ценностью являются создаваемые в ходе финансируемых из федерального бюджета НИОКТР охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности, права на которые востребованы экономикой Российской Федерации, в том числе с созданием которых становится возможным достижение качественно нового (более высокого, по сравнению с аналогами) уровня потребительских свойств (технических характеристик) выпускаемой продукции (ключевые технические решения).