4. О неправомерности предоставления льгот по платежам органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации

4. О неправомерности предоставления льгот

по платежам органами исполнительной власти

субъекта Российской Федерации

В соответствии с Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.92 N 632, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации с участием территориальных органов МПР России осуществляют корректировку размеров платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий и зачисление этих средств в счет указанных платежей, а также по согласованию с территориальными органами МПР России и Госсанэпиднадзора России могут понижать размеры платы за загрязнение окружающей природной среды или освобождать от нее отдельные организации социальной или культурной сферы, а также организации, финансируемые из бюджетов разных уровней.

КонсультантПлюс: примечание.

Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 признано незаконным (недействительным) решением Верховного Суда РФ от 28.03.2002 N ГКПИ 2002-178.

В соответствии с определением Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 N 284-О Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 сохраняет силу и подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами как не противоречащее Конституции РФ с точки зрения разграничения компетенции между Федеральным Собранием и Правительством РФ.

Согласно пункту 2 статьи 19 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" федеральные налоги (в том числе размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов) и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории.

Статьей 19 вышеназванного Закона платежи за пользование природными ресурсами отнесены к федеральным налогам.

Согласно статье 56 Налогового кодекса Российской Федерации льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками и плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

При этом предоставление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации льгот по федеральным налогам, в том числе в части сумм, поступающих в бюджет субъекта, Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено.

Учитывая изложенное, установление исполнительными органами субъектов Российской Федерации льгот по уплате платежей за пользование природными ресурсами, в том числе в части сумм, поступающих в бюджет субъекта Российской Федерации, неправомерно.

Таким образом, в случае принятия исполнительным органом власти субъекта Российской Федерации нормативного правового акта, в соответствии с которым устанавливаются пониженные размеры платы за загрязнение природной среды или освобождаются от нее отдельные организации, в том числе в части сумм, поступающих в бюджет субъекта Российской Федерации, Управлению МНС России по данному субъекту Российской Федерации не следует принимать указанные решения к исполнению. Одновременно следует поставить в известность орган исполнительной власти субъекта о неправомерности вынесения подобного акта.

Вместе с тем законодательный акт субъекта Российской Федерации о предоставлении льгот той или иной категории плательщиков по указанным выше платежам в части, зачисляемой в бюджет субъекта Российской Федерации, действует до его отмены в установленном порядке.