ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 26 августа 2015 г. N ИА/45298/15

О ВЫДАЧЕ

ПРЕДПИСАНИЙ ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

В связи с поступающими вопросами ФАС России на основании пункта 5.4 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" и пункта 9.1 Приказа Федеральной антимонопольной службы от 09.04.2007 N 105 "Об утверждении Регламента Федеральной антимонопольной службы" настоящим доводит позицию о включении в предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок (далее - предписание), выдаваемые территориальными органами ФАС России, положений, устанавливающих срок для внесения участниками закупок обеспечения заявок на участие в соответствующей закупке.

В соответствии с пунктом 3.40 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, предписание должно содержать указание на действия, которые необходимо осуществить с целью устранения нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Частью 6 статьи 44 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) установлены случаи, при которых денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), возвращаются участнику закупки.

В соответствии с частями 22, 23, 24 статьи 44 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки прекращает осуществленное в размере обеспечения заявки на участие в электронном аукционе блокирование операций по лицевому счету, открытому участнику закупки для проведения операций по обеспечению участия в электронном аукционе, в следующих случаях:

1) участник закупки не допущен к участию в электронном аукционе;

2) участник закупки не принял участие в электронном аукционе;

3) заявка участника закупки признана не соответствующей требованиям документации об электронном аукционе по итогам рассмотрения вторых частей заявок.

На основании изложенного, в предписания, устанавливающие обязанность осуществить пересмотр заявок на участие в закупке, выдаваемые по результатам рассмотрения жалоб участников закупки и проведения внеплановых проверок, необходимо включать положения, устанавливающие срок для повторного рассмотрения заявок и внесения участниками закупки обеспечения заявок.

Учитывая, что на момент пересмотра заявок на лицевых счетах участников электронного аукциона может отсутствовать сумма в размере обеспечения заявки на участие в аукционе, срок для повторного внесения обеспечения заявок должен быть достаточным для выполнения участником закупки перевода денежных средств в размере обеспечения заявки на счет оператора электронной площадки и последующего их зачисления оператором на лицевой счет участника. При проведении конкурса указанный срок должен позволять внести денежные средства в качестве обеспечение заявки на счет заказчика либо получить банковскую гарантию.

Предписание, содержащее указание на действия, подлежащие осуществлению оператором электронной площадки, подлежит направлению территориальным органом ФАС России в адрес такого оператора.

В целях обеспечения экономии бюджетных средств при выдаче предписания о пересмотре первых частей заявок на участие в электронном аукционе после проведения процедуры электронных торгов, в текст предписания обязательно включаются положения о необходимости продолжения проведения электронного аукциона после предписываемого пересмотра первых частей заявок с момента поступления последнего (минимального) предложения о цене контракта, поданного в первоначальный день торгов.

Типовые положения, включаемые в текст предписаний, приведены в приложении к настоящему письму.

Дополнительно ФАС России обращает внимание территориальных органов ФАС России на необходимость учета позиции, изложенной в настоящем письме при проведении контрольных мероприятий.

И.Ю.АРТЕМЬЕВ