Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Административная процедура по организации и проведению внеплановых проверок соблюдения работодателями и организациями, осуществляющими проведение специальной оценки условий труда, требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда

Административная процедура по организации и проведению

внеплановых проверок соблюдения работодателями

и организациями, осуществляющими проведение специальной

оценки условий труда, требований законодательства

Российской Федерации о специальной оценке условий труда

78. Предметом внеплановой проверки является соблюдение работодателем или организацией, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда, выполнение предписаний должностных лиц Роструда или его территориальных органов, в том числе в целях предотвращения причинения вреда жизни и здоровью граждан и (или) ликвидации последствий причинения такого вреда.

Внеплановые проверки также проводятся в целях всестороннего и полного рассмотрения заявлений граждан, содержащих сведения о допущенных нарушениях их прав и законных интересов действиями (бездействием) работодателя или организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, связанными с невыполнением ими требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда, проверки иной информации, свидетельствующей о наличии признаков нарушений, в результате которых возникла или может возникнуть угроза причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, а также необходимость проверки полноты и качества мер, принятых работодателями или организациями, осуществляющими проведение специальной оценки условий труда, по выполнению предписаний об устранении ранее выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда.

79. Основаниями для проведения должностными лицами Роструда и его территориальных органов внеплановой проверки являются:

а) поступление поручения Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации о проведении внеплановой проверки;

б) поступление требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках прокурорского надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации по поступившим в органы прокуратуры обращениям;

в) мотивированное представление должностного лица Роструда или его территориального органа по результатам рассмотрения или предварительной проверки поступивших в Роструд или его территориальный орган обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, работодателей или организаций, осуществляющих проведение специальной оценки условий труда, профессиональных союзов, объединений работодателей (далее - заявители), информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера вследствие нарушения требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда;

причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера вследствие нарушения требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда;

г) выявление при проведении мероприятий без взаимодействия с работодателями или организациями, осуществляющими проведение специальной оценки условий труда, при осуществлении государственной функции параметров деятельности работодателя или организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным органом государственного контроля (надзора) индикаторам риска является основанием для проведения внеплановой проверки, которое предусмотрено в Положении о федеральном государственном надзоре;

д) обращение работника о нарушении работодателем его трудовых прав вследствие несоблюдения требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда, оформленное в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2060; 2010, N 27, ст. 3410; N 31, ст. 4196; 2013, N 19, ст. 2307; N 27, ст. 3474; 2014, N 48, ст. 6638; 2015, N 45, ст. 6206; 2017, N 49, ст. 7327; 2018, N 53, ст. 8454) (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ);

е) обращение работника о разногласиях по вопросам проведения специальной оценки условий труда и (или) несогласия с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте в соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона N 426-ФЗ, оформленное в порядке, установленном Федеральным законом N 59-ФЗ;

ж) истечение срока исполнения работодателем или организацией, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда.

80. Основанием для начала административной процедуры по организации и проведению внеплановой проверки, является поступление в течение двух рабочих дней с даты регистрации к должностному лицу Роструда или территориального органа Роструда информации, в том числе обращений, перечисленных в подпунктах "д - е" пункта 79 Административного регламента.

Должностное лицо Роструда или его территориального органа в течение одного рабочего дня составляет распоряжение (приказ) о проведении внеплановой проверки соблюдения работодателем или организацией, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда, в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом Минэкономразвития России N 141, и направляет его на подпись руководителю (заместителю руководителя) Роструда или его территориального органа.

81. Указанные в подпунктах "д - е" пункта 79 Административного регламента обращения должны быть четкими для прочтения и соответствовать требованиям Федерального закона N 59-ФЗ.

Обращения представляются в Роструд или его территориальные органы на бумажном носителе посредством заказного почтового отправления с уведомлением о вручении, передаются заявителями на личном приеме должностному лицу Роструда или его территориального органа, представляются в электронном виде, в том числе с использованием Единого портала.

К обращению могут прилагаться документы (при их наличии), подтверждающие изложенные в заявлении или обращении нарушения требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда, в том числе:

утвержденный работодателем отчет о результатах проведения специальной оценки условий труда или о результатах проведенной до 31 декабря 2013 года аттестации рабочих мест по условиям труда, срок действия которых не истек;

предписания должностных лиц Роструда или его территориальных органов об устранении выявленных в ходе проведения мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда нарушений;

отраслевые соглашения, коллективный договор, трудовой договор (трудовые договоры), устанавливающие обязательства работодателя по соблюдению прав работников на безопасные условия труда, а также на предоставление гарантий и компенсаций в связи с работой во вредных и (или) опасных условиях труда, установленных по результатам специальной оценки условий труда или результатах проведенной до 31 декабря 2013 года аттестации рабочих мест по условиям труда, срок действия которых не истек;

положение о системе оплаты труда работников;

локальные нормативные акты работодателя, устанавливающие условия и объемы предоставляемых гарантий и компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, в том числе продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, размер сокращенной продолжительности рабочего времени, размер повышения оплаты труда на основании результатов проведения специальной оценки условий труда или результатов проведенной до 31 декабря 2013 г. аттестации рабочих мест по условиям труда, срок действия которых не истек;

список работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным медицинским осмотрам на основании результатов проведения специальной оценки условий труда или результатов проведенной до 31 декабря 2013 года аттестации рабочих мест по условиям труда, срок действия которых не истек;

копия заключительного акта о результатах проведенных периодических медицинских осмотров работников за предшествующий год.

82. При поступлении в целях осуществления государственного контроля (надзора) в Роструд обращения посредством Единого портала извещение о результатах исполнения государственной функции, оформленное в электронном виде и подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя уполномоченного структурного подразделения Роструда, направляется по выбору заявителя на указанный им адрес электронной почты или с использованием сервиса личного кабинета Единого портала.

83. При подаче обращения через Единый портал Роструд обеспечивает возможность мониторинга заявителями состояния выполнения административных процедур исполнения государственной функции с размещением на Едином портале соответствующей информации.

84. Обращение, поступившее в Роструд или его территориальные органы, в том числе в электронном виде, регистрируется в течение одного рабочего дня со дня его поступления в Роструд или его территориальный орган должностным лицом, ответственным за делопроизводство.

При приеме обращения на бумажном носителе, представленного заявителем лично, на втором экземпляре обращения проставляется дата приема, фамилия (инициалы) должностного лица, ответственного за делопроизводство, принявшего обращение.

При получении обращения в форме электронного документа должностное лицо, ответственное за делопроизводство, в день регистрации обращения направляет заявителю подтверждение его получения в виде электронного документа с использованием Единого портала.

После регистрации обращение передается руководителю (заместителю руководителя) Роструда или его территориального органа, который рассматривает его в день поступления и с указанием по исполнению направляет руководителю (заместителю руководителя) уполномоченного на исполнение государственной функции структурного подразделения Роструда или его территориального органа. Руководитель (заместитель руководителя) указанного структурного подразделения в течение одного рабочего дня рассматривает обращение и передает его на исполнение должностному лицу Роструда или его территориального органа.

85. При получении обращения в форме электронного документа должностное лицо Роструда, ответственное за делопроизводство, в течение одного рабочего дня с момента его поступления направляет заявителю подтверждение о получении заявления в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя Роструда либо уполномоченного им должностного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации, с использованием Единого портала.

86. В течение одного рабочего дня руководитель (заместитель руководителя) Роструда или руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Роструда подписывает приказ (распоряжение) о проведении внеплановой проверки, которые являются основанием для начала внеплановой проверки, с предоставлением утвержденной копии должностному лицу Роструда или его территориального органа.

87. Внеплановая проверка может проводиться в форме выездной проверки или документарной проверки.

Форма проведения внеплановой проверки определяется руководителем Роструда или его территориального органа (их заместителями) и указывается в распоряжении (приказе) о проведении внеплановой проверки.

88. Внеплановая проверка может проводиться только должностными лицами Роструда или его территориального органа, указанными в приказе (распоряжении) о проведении внеплановой проверки.

При необходимости проведения в ходе исполнения государственной функции экспертиз, исследований, испытаний, измерений должностные лица Роструда и его территориальных органов вправе привлекать к их проведению экспертов и экспертные организации, аккредитованных в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2014 г. N 636 "Об аттестации экспертов, привлекаемых органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, к проведению мероприятий по контролю" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 29, ст. 4142; 2018, N 1, ст. 381).

В соответствии со статьей 20 Федерального закона N 294-ФЗ привлечение к исполнению государственной функции неаккредитованных экспертных организаций или экспертов отнесено к грубым нарушениям требований законодательства Российской Федерации.

89. Работодатель или организация, осуществляющая проведение специальной оценки условий труда, в отношении которых проводится внеплановая проверка, уведомляются о ее проведении должностным лицом Роструда или его территориального органа не менее чем за двадцать четыре часа до ее начала любым доступным способом (факсимильной связью, телефонограммой, телеграммой, нарочным), в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты работодателя или организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, при условии, что такой адрес содержится соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен работодателем или организацией, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, в Роструд или его территориальный орган, если основанием для внеплановой проверки являются:

а) истечение срока исполнения работодателем или организацией, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда;

б) приказ Роструда, распоряжение (приказ) руководителя (заместителя руководителя) Роструда или его территориального органа о проведении внеплановой проверки, изданный в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, либо руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Роструда, изданного на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

90. В соответствии со статьей 20 Федерального закона N 294-ФЗ проведение внеплановой проверки без уведомления о ее проведении в предусмотренных пунктом 89 Административного регламента случаях проверяемого работодателя или организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, отнесено к грубым нарушениям требований законодательства Российской Федерации.

91. В соответствии с частью 8 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ в целях согласования с органами прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки в день подписания распоряжения (приказа) о проведении внеплановой проверки должностные лица Роструда или его территориальных органов направляют заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в орган прокуратуры по месту осуществления деятельности работодателя или организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки (далее - заявление), оформленное в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом Минэкономразвития России N 141.

Заявление подписывается руководителем Роструда или его территориального органа (их заместителями).

К заявлению прилагаются копия приказа (распоряжения) о проведении внеплановой проверки и документы, содержащие сведения, послужившие основанием ее проведения.

92. В случае получения отказа в согласовании проведения внеплановой выездной проверки должностное лицо Роструда или его территориального органа обязано:

а) принять необходимые меры по устранению причин отказа в согласовании проведения указанной проверки, если они связаны с отсутствием приложенных необходимых документов, нарушением при оформлении распоряжения (приказа) о проведении внеплановой выездной проверки, и повторно направить в соответствующий орган прокуратуры заявление о согласовании проверки;

б) продолжить внеплановую проверку в документарной форме, если отказ органа прокуратуры обоснован отсутствием предусмотренного законодательством Российской Федерации основания для проведения внеплановой выездной проверки.

93. В соответствии со статьей 20 Федерального закона N 294-ФЗ проведение внеплановой выездной проверки, основания для проведения которой соответствуют подпункту "б" пункта 79 Административного регламента, без согласования ее проведения с органами прокуратуры отнесено к грубым нарушениям требований законодательства Российской Федерации.

94. Срок проведения внеплановых документарной либо выездной проверок работодателей или организаций, осуществляющих проведение специальной оценки условий труда, в том числе отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого предпринимательства, не может превышать двадцати рабочих дней.

95. Непосредственно перед началом внеплановой выездной проверки заверенная печатью копия приказа (распоряжения) на проведение указанной проверки вручается под подпись должностным лицом Роструда или его территориального органа работодателю или его представителю, руководителю организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, или его представителю одновременно с предъявлением служебного удостоверения.

По требованию представителей проверяемых работодателей или организаций, осуществляющих проведение специальной оценки условий труда, должностные лица Роструда или его территориального органа обязаны представить документы, подтверждающие свои полномочия, а также ознакомить с требованиями Административного регламента в целях исполнения государственной функции.

При проведении проверки организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, в случае недостаточности предоставленных ею сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда для исполнения государственной функции, в соответствии со статьей 357 Трудового кодекса Российской Федерации, должностное лицо Роструда или его территориального органа запрашивает соответствующие сведения у работодателя, у которого проверяемая организация проводила специальную оценку условий труда.

96. Оформление результатов внеплановых выездных проверок осуществляется должностными лицами Роструда или его территориальных органов в порядке, установленном пунктами 69 - 77 Административного регламента.

97. В случае если для проведения внеплановой выездной проверки требовалось и было получено согласование ее проведения с органами прокуратуры, копия акта проверки в течение пяти рабочих дней со дня его составления и утверждения направляется в орган прокуратуры, которым принято решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки.

98. Руководителям территориальных органов Роструда (их заместителям) до начала организации проведения проверки необходимо получить исчерпывающую информацию обо всех филиалах, структурных подразделениях, рабочих местах юридического лица, в том числе включенного в план проведения плановых проверок.

99. С целью осуществления мероприятий по контролю, в частности осмотра и обследования используемых проверяемыми хозяйствующими субъектами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, руководителю территориального органа Роструда (их заместителям), на территории которого зарегистрировано юридическое лицо, имеющее филиалы, необходимо направить запрос в территориальный орган Роструда в субъекте Российской Федерации, на территории которых зарегистрированы филиалы, о предоставлении информации о должностных лицах, подлежащих включению в распоряжение на проведение выездной проверки юридического лица и его филиалов, структурных подразделений по месту их нахождения.

100. Руководители территориального органа Роструда (их заместители) субъектов Российской Федерации, на территории которых зарегистрированы филиалы юридического лица, не позднее 3 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса, представляют запрошенные данные о должностном лице, подлежащем включению в распоряжение на проведение плановой выездной проверки.

101. Руководитель территориального органа Роструда (их заместители) в субъекте Российской Федерации, на территории которого зарегистрировано юридическое лицо, имеющее филиалы, структурные подразделения, рабочие места, после получения информации издает распоряжение на проведение выездной проверки юридического лица и его филиалов и не позднее 3 рабочих дней до начала проведения проверки доводит его до сведения всех лиц, уполномоченных на проведение проверки.

В распоряжении на проведение проверки указываются наименование юридического лица, а также филиалов, структурных подразделений и места их нахождения.

102. В распоряжении на проведение проверки в качестве лиц, уполномоченных на проведение проверки, указываются руководитель территориального органа Роструда (его заместители) в субъекте Российской Федерации, на территории которого зарегистрировано юридическое лицо, иные должностные лица указанного территориального органа, уполномоченные на проведение проверки, а также должностные лица территориальных органов Роструда в субъектах Российской Федерации, на территории которых зарегистрированы филиалы юридического лица и его представительства.

103. Результаты проведенных мероприятий по контролю в отношении филиалов следует направить в территориальный орган Роструда в субъекте Российской Федерации, на территории которого зарегистрировано юридическое лицо, в срок не позднее чем за 5 рабочих дней до окончания срока проведения выездной проверки, указанного в распоряжении, в виде справки за подписью должностного лица, уполномоченного на проведение проверки, с приложением подтверждающих документов и материалов.

104. Акт проверки оформляется с учетом справок, оформленных должностными лицами, уполномоченными на проведение проверки, и подписывается уполномоченными на проверку должностными лицами территориального органа Роструда в субъекте Российской Федерации, на территории которого зарегистрировано юридическое лицо.