Письмом Казначейства России от 29.05.2020 N 07-04-05/21-10615 направлен обзор недостатков и нарушений, выявленных во 2 полугодии 2019 года.

6. Недостатки и нарушения при планировании и осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд

6. Недостатки и нарушения при планировании и осуществлении

закупок товаров, работ, услуг для обеспечения

федеральных нужд

6.1. Нарушения требований, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе, в части обоснования закупок.

6.1.1. В нарушение требований, установленных подпунктом "б" пункта 4, пунктом 6 Правил обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 г. N 555 (далее - Правила N 555), отдельными заказчиками в Формах обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении планов-графиков закупок отдельные графы не заполнялись, заполнялись некорректно и (или) не полностью:

отсутствовало обоснование выбранного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

указывалась начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - НМЦК), не соответствующая НМЦК, отраженной в графе 5 плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также произведенному заказчиком расчету НМЦК;

в отношении закупок, осуществляемых в соответствии с пунктами 4, 5, 26, 33 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), не заполнялись графы 7 и 8 Формы обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении плана-графика закупок, подтверждающие обоснование годового объема указанных закупок.

6.2. В качестве недостатков в части соблюдения правил нормирования следует отметить:

отдельными заказчиками осуществлялись закупки с превышением нормативов цен и количества закупаемых товаров, установленных органом управления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации для его территориальных органов;

отдельными заказчиками осуществлялись закупки с превышением предельных цен товаров, работ, услуг, установленных органом управления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации в требованиях к закупаемым его территориальными органами отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг).

6.3. Нарушения требований, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе, в части обоснования НМЦК.

6.3.1. В нарушение требований, установленных пунктом 1 части 3 статьи 18 Закона о контрактной системе, отдельными заказчиками при включении НМЦК в планы-графики закупок допускались следующие нарушения:

отсутствовали документы, подтверждающие обоснование НМЦК;

НМЦК, указанная в плане-графике закупок, не соответствовала значению НМЦК, указанному в документах по ее обоснованию;

НМЦК, включенная в план-график закупок, не обоснована (например, обоснование (в том числе с применением метода анализа рынка) произведено после включения закупки в план-график закупок);

обоснование НМЦК (внесение НМЦК в план-график закупок) осуществлено некорректно (в том числе с арифметическими ошибками в расчетах, с округлением в сторону увеличения до доведенных лимитов бюджетных обязательств на данную закупку).

6.3.2. В нарушение требований, установленных пунктом 1 части 18 статьи 22 Закона о контрактной системе, отдельными заказчиками для обоснования НМЦК использована информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в контрактах, которые не исполнены (исполнены с нарушениями).

6.3.3. В нарушение требований, установленных пунктом 2 части 18 статьи 22 Закона о контрактной системе, отдельными заказчиками для обоснования НМЦК использованы источники информации, не являющиеся публичными офертами (то есть, используемые предложения товара, работы, услуги, не были обращены к неопределенному кругу лиц и не содержали все существенные условия контракта).

6.3.4. В нарушение требований, установленных частями 2, 5 статьи 22 Закона о контрактной системе, отдельными заказчиками включаемые в планы-графики закупок НМЦК установлены на основании информации о ценах товаров, работ, услуг, неидентичных (неоднородных) планируемых к закупке, а также у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг (в том числе без учета сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг).

6.3.5. В нарушение требований, установленных частью 5 статьи 22 Закона о контрактной системе, отдельными заказчиками включаемые в планы-графики закупок НМЦК установлены на основании информации о ценах товаров, работ, услуг, полученной из одного источника информации (например, на основании одного коммерческого предложения, одного государственного контракта).

6.3.6. В нарушение требований, установленных частью 1 статьи 22 Закона о контрактной системе, отдельными заказчиками некорректно применены и (или) указаны методы обоснования НМЦК, предусмотренные частями 6 - 12 статьи 22 Закона о контрактной системе. Так, например, при закупке услуг доступа к сети Интернет отдельные заказчики для обоснования НМЦК применили тарифный метод, тогда как цены на услуги доступа к сети Интернет не подлежат государственному регулированию.

6.4. Нарушения требований, установленных Порядком определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 октября 2017 г. N 871н (далее - Порядок N 871н).

6.4.1. В нарушение требований, установленных пунктом 3 Порядка N 871н, отдельными заказчиками установлены цены единиц планируемых к закупке лекарственных препаратов с нарушением в части применения методов, предусмотренных частями 2 - 6 и 8 статьи 22 Закона о контрактной системе, в том числе в отдельных случаях допущено превышение предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Кроме того, имелись случаи расчета цены единиц планируемых к закупке лекарственных препаратов с учетом оптовой надбавки.

6.4.2. В нарушение требований, установленных пунктом 5 Порядка N 871н, отдельными заказчиками при расчете НМЦК планируемых к закупке лекарственных препаратов за цены единиц планируемых к закупке лекарственных препаратов не приняты минимальные значения цен, рассчитанных ими в соответствии с пунктом 3 данного порядка.

6.5. В качестве недостатков при планировании закупок и обосновании НМЦК установлены факты:

непрозрачности ценообразования закупаемых товаров, работ, услуг, а именно отсутствия калькуляции затрат стоимости по каждому элементу затрат (например, отсутствует перечень и цена составных элементов, входящих в единый технологический комплекс, используемый в строительстве здания; входящих в работы по развитию информационных систем);

определения накладных расходов без их детализации и расчетов;

использования информации о ценах товаров, работ, услуг, не соответствующих рыночным ценам идентичных (однородных) товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам (завышение НМЦК);

использования для определения НМЦК информации о ценах товаров, работ, услуг из коммерческих предложений с истекшим сроком действия указанной в них цены;

использования для определения НМЦК информации о ценах товаров, работ, услуг, поступившей от аффилированных лиц (организаций, имеющих в составе учредителей одних и тех же лиц либо один и тот же адрес регистрации);

неполного описания характеристик объекта закупки, что не позволяет установить рыночную стоимость планируемых к закупке товаров, работ, услуг;

использования для обоснования НМЦК на выполнение строительных работ проектно-сметной документации, не получившей положительного заключения о проверке достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Указанные недостатки при формальном соблюдении требований, установленных статьей 22 Закона о контрактной системе, создают риски завышения НМЦК и неэффективного расходования бюджетных средств.

6.6. Нарушения требований, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе, в части исполнения контрактов.

6.6.1. В нарушение требований, установленных частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе, отдельными заказчиками вносились изменения в условия контрактов, повлекшие за собой:

увеличение количества закупаемых товаров, работ, услуг и (или) цены контракта более чем на 10%;

уменьшение количества закупаемых товаров более чем на 10%;

увеличение срока исполнения контракта.

6.6.2. В нарушение требований, установленных частью 3 статьи 94 Закона о контрактной системе, отдельными заказчиками не проводилась экспертиза поставленных поставщиком товаров (также в контракты включались условия, согласно которым поставщики напрямую передавали конечным получателям товары без участия в приемке товаров заказчиков, в связи с чем экспертиза товара заказчиками фактически не проводилась).

6.6.3. В нарушение требований, установленных частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе, пунктом 10 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042 (далее - Правила N 1042), а также условий заключенных контрактов, отдельными заказчиками:

не начислялись и не выставлялись пени в адрес поставщиков (исполнителей) за несоблюдение ими сроков исполнения обязательств по контрактам;

занижались суммы пени, выставляемые поставщикам (подрядчикам) за нарушение ими сроков исполнения обязательств по контрактам.

6.6.4. В нарушение требований, установленных частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, пунктом 3 Правил N 1042, а также условий заключенных контрактов, отдельными заказчиками не начислялись и не взыскивались с поставщиков штрафы за ненадлежащее исполнение ими обязательств, предусмотренных контрактами.

6.6.5. В нарушение требований, установленных пунктом 1 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе, отдельными заказчиками осуществлена:

приемка поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), не соответствующих условиям контрактов по комплектности, объему, характеристикам и цене (например: характеристики принятых товаров, работ не соответствуют характеристикам товаров, работ, указанным в документации, являющейся неотъемлемой частью контракта, в ходе выполнения строительных работ поставлено оборудование по цене, не соответствующей цене, указанной в сводном сметном расчете, являющемся неотъемлемой частью контракта; в ходе выполнения строительных работ по актам о приемке выполненных работ формы N КС-2 принято оборудование без его монтажа, что не соответствует условиям проектно-сметной документации, являющейся неотъемлемой частью контракта);

приемка поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), не предусмотренных контрактом (например: приняты строительные работы, не предусмотренные проектно-сметной документацией, являющейся неотъемлемой частью контракта);

приемка фактически не поставленных товаров, не выполненных работ, не оказанных услуг.

6.6.6. В нарушение требований, установленных частью 3 статьи 103 Закона о контрактной системе, пунктом 12 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1084, отдельными заказчиками информация об исполнении государственных контрактов не направлялась в органы Федерального казначейства для включения в реестр контрактов, заключенных заказчиками, либо направлялась с нарушением установленного срока.