Таблица 3. Распределение ЭМ материалов по категориям участников ГВЭ по русскому языку

Номера вариантов ЭМ материалов

Категория участников ГВЭ

Форма ГВЭ по русскому языку

100-ые номера

- участники ГВЭ без ОВЗ;

- обучающиеся с НОДА;

- слабослышащие обучающиеся;

- позднооглохшие обучающиеся

Сочинение

литера "А"

200-ые номера

- глухие обучающиеся;

- участники ГИА с ЗПР, обучающиеся по адаптированным основным образовательным программам;

- обучающиеся с ТНР

Сочинение

литера "К"

300-ые номера

литера "С"

- слепые обучающиеся;

- слабовидящие и поздноослепшие обучающиеся, владеющие шрифтом Брайля

Сочинение

400-ые номера

- участники ГВЭ без ОВЗ;

- обучающиеся с НОДА;

- слабослышащие обучающиеся;

- позднооглохшие обучающиеся

Изложение

литера "А"

500-ые номера

- глухие обучающиеся;

- участники ГИА с ЗПР, обучающиеся по адаптированным основным образовательным программам;

- обучающиеся с ТНР

Изложение

литера "К"

600-ые номера

литера "С"

- слепые обучающиеся;

- слабовидящие и поздноослепшие обучающиеся, владеющие шрифтом Брайля

Изложение

700-ые номера

литера "Д"

- обучающиеся с РАС

Диктант

Участникам ГВЭ без ОВЗ предоставляется возможность выбора одной из форм экзаменационной работы: сочинение (100-ые номера вариантов ЭМ) или изложение с творческим заданием (400-ые номера вариантов ЭМ).

Участники ГВЭ с ОВЗ:

1. Обучающимся предоставляется возможность выбора одной из форм экзаменационной работы: изложение (сжатое) с творческим заданием или сочинение (100-ые и 400-ые номера вариантов).

2. Слепым обучающимся, слабовидящим и поздноослепшим обучающимся, владеющим шрифтом Брайля, предоставляется возможность выбора одной из форм экзаменационной работы: изложение (сжатое) с творческим заданием (600-ые номера вариантов) или сочинение (300-ые и 600-ые номера вариантов). ЭМ аналогичны тем, что разрабатываются для обучающихся без ОВЗ, но в текстах сведены к минимуму визуальные образы. ЭМ переведены на шрифт Брайля.

3. Глухие обучающиеся, участники ГИА с ЗПР, обучающиеся по адаптированным основным образовательным программам, с ТНР могут выбрать изложение (сжатое или подробное по выбору выпускника) с творческим заданием (500-ые номера вариантов) или сочинение (200-ые номера вариантов). ЭМ имеет ряд особенностей: допускаются тексты сюжетные и адаптированные с учетом категории экзаменуемых; предусмотрены особые критерии оценивания и инструкции к заданиям, отражающие специфику той или иной категории участников с ОВЗ.

При желании обучающегося с нарушенным слухом обеспечивается сурдоперевод текста изложения.

4. Для обучающихся с РАС предлагается диктант с особыми критериями оценивания (700-ые номера вариантов).

В зависимости от выбора формата ГВЭ по русскому языку и литеры должна быть реализована рассадка участников экзамена по аудиториям.