Методы, используемые специалистами ПМПК в процессе психолого-педагогического обследования участника ГИА

Методы, используемые специалистами ПМПК в процессе психолого-педагогического обследования участника ГИА:

- анализ медицинских документов;

- анализ педагогических документов (характеристики из ОО; заключений ПМПК о создании специальных условий при получении образования - при наличии);

- наблюдение;

- беседа с обучающимся;

- беседа с родителями (законными представителями);

- заполнение обучающимся бланка регистрации участника;

- заполнение опросника обучающимся;

- анализ устных и письменных ответов обучающегося.

Кроме медицинских документов, предоставляемых обучающимся на ПМПК (для разных категорий - медицинское заключение, справка МСЭ, ИПРА и др.), важное значение для принятия решения о создании условий при проведении ГИА имеет и педагогическая документация:

- педагогическая характеристика из ОО;

- предыдущие заключения ПМПК о создании обучающемуся специальных условий при получении образования, которые подтверждают факт принадлежности обучающегося к категории "обучающихся с ОВЗ") - при наличии;

- предыдущее заключение ПМПК о создании обучающемуся условий при проведении ГИА за курс ООО, СОО (для участников ГИА-10 и ГИА-11) - при наличии;

- Приказ(ы) ОО о переводе обучающегося на обучение на дому - при наличии.

Важное значение в работе ПМПК имеет предоставленная обучающимся подробная педагогическая характеристика из ОО, которая должна отражать общие сведения об обучающемся:

- перечень фактов в период обучения в ОО - переход из ОО в ОО (причины), повторное обучение, наличие помощи, наличие частых, хронических заболеваний и др.);

- программа обучения (основного общего, среднего общего, профессионального; адаптированная основная общеобразовательная для обучающихся с...);

- форма обучения - очная (класс: общеобразовательный, компенсирующий), заочная - с применением дистанционных форм обучения, очно-заочная (на дому);

- условия при получении образования в ОО, которые были созданы обучающемуся (если таковые были созданы);

- получаемая коррекционно-развивающая, психолого-педагогическая помощь (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог: олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог).

А также содержать информацию, отражающую условия и результаты образования ребенка в ОО:

- эмоционально-личностное своеобразие отношений обучающегося: специфика отношений со взрослыми, сверстниками;

- наличие понимания имеющихся затруднений, особенностей;

- критичность отношения к успехам/неуспехам;

- особенности поведения неорганизованной и организованной деятельности;

- показатели личностного развития: принятие помощи, личные интересы, достижения, самостоятельность;

- способность к самообслуживанию и сформированность бытовых навыков;

- состояние крупной и мелкой моторики, ведущая рука и другие специфические показатели;

- состояние пространственных ориентировок;

- особенности, специфика познавательных процессов, влияющих на результативность обучения;

- особенности речевого развития и т.д.

Крайне важным при проведении обследования участников ГИА в ПМПК является:

- установление доверительного и доброжелательного контакта с обучающимися и родителями (законными представителями);

- проведение обследования с обязательным учетом психофизических особенностей и возможностей каждой категории обучающихся (слепых, слабовидящих; глухих, слабослышащих; обучающихся с НОДА; обучающихся с РАС; обучающихся с ТНР, с ЗПР).

В результате всесторонней комплексной психолого-педагогической диагностики специалистам ПМПК необходимо оценить:

- адекватность и критичность обучающегося в ситуации обследования;

- значимые психологические особенности обучающегося (по состоянию его коммуникативной деятельности, аффективной сферы);

- поведенческие и эмоциональные реакции в ситуации обследования;

- особенности моторно-двигательной сферы, зрительно-двигательной координации;

- сформированность и особенности почерка, состояние письма и письменной речи;

- особенности развития сенсорной сферы;

- состояние пространственных ориентировок;

- моторно-двигательные и сенсорные возможности обучающегося;

- состояние устной речи обучающегося;

- состояние компенсаторных возможностей при нарушениях моторной и/или сенсорной сферы;

- работоспособность и темп деятельности;

- возможность удерживать внимание в течение всей процедуры обследования;

- эмоциональную устойчивость при затруднениях;

- достигнутый уровень сформированности познавательной деятельности;

- способность высказать свои суждения, намерения, просьбы и т.п.;

- качество и особенности выполнения заданий, особенности деятельности в целом;

- объем и качество корректирующей помощи, необходимой обучающемуся для выполнения заданий;

- необходимость проведения индивидуальных медицинских мероприятий в ходе ГИА на основании предоставленных медицинских документов.

На основании результатов психолого-педагогического обследования, а также сведений, полученных из медицинских и педагогических документов, можно определить категорию участника ГИА (инвалид, ОВЗ и т.д., а также нозологическую категорию, к которой относится участник ГИА), констатировать необходимость (или ее отсутствие) в создании условий при проведении ГИА, осуществить подбор условий при проведении ГИА, учитывающих состояние здоровья, особенности психофизического развития, возможности обучающегося.