Документ не применяется. Подробнее см. Справку

II. Назначение и проведение проверки налогоплательщика

5. Проверка налогоплательщика федеральными органами налоговой полиции проводится на основании постановления о проведении проверки налогоплательщика, вынесенного начальником федерального органа налоговой полиции или его заместителем, курирующим оперативно - розыскную деятельность (приложение 1).

6. Начальник (его заместитель) подразделения федерального органа налоговой полиции, выступившего инициатором проведения проверки налогоплательщика, составляет мотивированный рапорт на имя начальника федерального органа налоговой полиции либо его заместителя, курирующего оперативно - розыскную деятельность, в котором обосновывает необходимость проведения проверки налогоплательщика.

В рапорте в обязательном порядке указываются:

а) расчет сил и средств (количество сотрудников оперативного подразделения, подразделения документальных проверок, подразделения физической защиты, других подразделений федерального органа налоговой полиции, технических и иных средств), необходимых для обеспечения проведения проверки налогоплательщика;

б) исключен. - Приказ ФСНП РФ от 13.09.2002 N 410;

(см. текст в предыдущей редакции)

в) сведения о налогоплательщике (место нахождения (место жительства), место нахождения органов управления, количество и местонахождение филиалов и (или) представительств, идентификационный номер налогоплательщика, фамилия, имя, отчество налогоплательщика - физического лица или руководителя и главного бухгалтера налогоплательщика - организации);

г) информация о представлении налогоплательщиком в налоговый орган бухгалтерской и налоговой отчетности, сведения о проведении в отношении налогоплательщика оперативно - розыскных мероприятий, проверок налогоплательщика, а также выездных налоговых проверок со стороны налоговых органов;

д) перечень имеющихся первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, документов, свидетельствующих о финансово - хозяйственной деятельности налогоплательщика и о предполагаемом совершении налогоплательщиком преступлений (в том числе справок об оценке документов подразделением документальных проверок), предусмотренных статьями 198, 199 Уголовного кодекса Российской Федерации, иных нарушениях законодательства о налогах и сборах;

(в ред. Приказа ФСНП РФ от 13.09.2002 N 410)

(см. текст в предыдущей редакции)

е) исключен. - Приказ ФСНП РФ от 13.09.2002 N 410.

(см. текст в предыдущей редакции)

Рапорт визируется начальниками подразделений федерального органа налоговой полиции, которых предполагается привлечь к проведению проверки.

(в ред. Приказа ФСНП РФ от 13.09.2002 N 410)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Вынесенное начальником федерального органа налоговой полиции или его заместителем, курирующим оперативно - розыскную деятельность, постановление о проведении проверки налогоплательщика заверяется печатью и регистрируется в Книге учета постановлений о проведении проверки налогоплательщика соответствующего федерального органа налоговой полиции (приложение 2).

8. В состав проверяющих обязательно включаются также должностные лица федеральных органов налоговой полиции, допущенные в установленном порядке к осуществлению оперативно - розыскной деятельности.

В случае, если в период с момента вынесения постановления о проведении проверки налогоплательщика до момента ее окончания возникнут обстоятельства, вызывающие необходимость изменения состава проверяющих, начальником федерального органа налоговой полиции или его заместителем, курирующим оперативно - розыскную деятельность, может быть вынесено постановление о внесении дополнений (изменений) в постановление о проведении проверки налогоплательщика (приложение 3).

9. Проверяющие непосредственно после прибытия на объект проверки обязаны предъявить налогоплательщику (его представителю) удостоверения сотрудников налоговой полиции, а также постановление о проведении проверки налогоплательщика.

(в ред. Приказа ФСНП РФ от 13.09.2002 N 410)

(см. текст в предыдущей редакции)

Проверяющие обязаны удостоверить личность налогоплательщика и (или) его представителя. При этом проверяющие должны убедиться, что полномочия представителя оформлены надлежащим образом (учредительными документами, доверенностью и т.п.).

(в ред. Приказа ФСНП РФ от 13.09.2002 N 410)

(см. текст в предыдущей редакции)

Налогоплательщик, в отношении которого осуществляется проверка (его представитель), вправе присутствовать при ее проведении в том случае, если проверка проводится в занимаемых им помещениях или на занимаемых им территориях. В постановлении о проведении проверки налогоплательщика делается отметка о разъяснении ему (его представителю) этого права.

(в ред. Приказа ФСНП РФ от 13.09.2002 N 410)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае отказа налогоплательщика (его представителя) ознакомиться с постановлением о проведении проверки налогоплательщика, а также от использования своего права присутствовать при проведении проверки в постановлении о проведении проверки налогоплательщика одним из проверяющих производится запись об этом с обязательным указанием даты предъявления постановления, фамилии, имени, отчества налогоплательщика (его представителя), мотивов, по которым был заявлен отказ. Сделанная запись удостоверяется подписью проверяющего, который ее выполнил.

(в ред. Приказа ФСНП РФ от 13.09.2002 N 410)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае отсутствия на объекте проверки налогоплательщика (его представителя) постановление о проведении проверки налогоплательщика направляется заказным письмом по месту нахождения налогоплательщика - организации (месту жительства налогоплательщика - физического лица) и считается врученным на шестой день, начиная с даты отправки письма.

(абзац введен Приказом ФСНП РФ от 13.09.2002 N 410)

10. При проведении проверки налогоплательщика проверяющие вправе:

10.1. Беспрепятственно входить в любые производственные, складские, торговые и иные помещения, здания, сооружения, участки местности независимо от форм собственности и места их нахождения, используемые налогоплательщиками для извлечения доходов (прибыли), и обследовать их, а также транспортные средства, в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации.

(в ред. Приказа ФСНП РФ от 13.09.2002 N 410)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзацы второй - седьмой исключены. - Приказ ФСНП РФ от 13.09.2002 N 410.

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае отказа налогоплательщика (его законного представителя) подписать акт обследования об этом делается отметка в акте, удостоверяемая подписями проверяющих и понятых.

10.2. Истребовать в соответствии с законодательством Российской Федерации у налогоплательщика (его представителя) и иных лиц информацию, необходимую для проведения проверки налогоплательщика, в том числе документы, касающиеся финансово - хозяйственной деятельности налогоплательщика. Полученная информация используется исключительно в служебных целях и разглашению не подлежит.

(в ред. Приказа ФСНП РФ от 13.09.2002 N 410)

(см. текст в предыдущей редакции)

Информация, истребуемая у налогоплательщика (его представителя), перечисляется в требовании о предоставлении информации (приложение 5). Требование подписывается проверяющими и вручается налогоплательщику (его представителю) под расписку с указанием даты вручения.

(в ред. Приказа ФСНП РФ от 13.09.2002 N 410)

(см. текст в предыдущей редакции)

При отказе налогоплательщика (его представителя) от получения требования о предоставлении информации проверяющие составляют об этом соответствующий акт (приложение 6), удостоверяемый подписями проверяющих и понятых.

(в ред. Приказа ФСНП РФ от 13.09.2002 N 410)

(см. текст в предыдущей редакции)

10.3. Исключен. - Приказ ФСНП РФ от 13.09.2002 N 410.

(см. текст в предыдущей редакции)

10.4. Привлекать в установленном порядке для участия в проверке специалистов, обладающих научными, техническими или иными специальными знаниями, и понятых.

(в ред. Приказа ФСНП РФ от 13.09.2002 N 410)

(см. текст в предыдущей редакции)

10.5. Получать объяснения налогоплательщика (его представителя), граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства по вопросам, относящимся к компетенции федеральных органов налоговой полиции.

(в ред. Приказа ФСНП РФ от 13.09.2002 N 410)

(см. текст в предыдущей редакции)

10.6. Пользоваться другими правами, предоставленными федеральным органам налоговой полиции действующим законодательством Российской Федерации.

11. В ходе проверки налогоплательщика проверяющие осуществляют:

- проверку устава, учредительных документов организации (свидетельства о регистрации в качестве предпринимателя), свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, налоговых деклараций, документов бухгалтерской отчетности организации, договоров (контрактов), банковских и кассовых документов, накладных на отпуск материальных ценностей, актов выполненных работ (оказанных услуг), счетов - фактур и других первичных учетных документов, подтверждающих факты проведения налогоплательщиком хозяйственных операций, учетных регистров (главной книги (книги учета доходов и расходов), журналов - ордеров, ведомостей и т.п.), а также иных документов, необходимых для установления законности и правильности произведенных операций;

(в ред. Приказа ФСНП РФ от 13.09.2002 N 410)

(см. текст в предыдущей редакции)

- проведение оценки наличия и движения материальных ценностей и денежных средств, правильности формирования затрат, полноты оприходования продукции (товаров), достоверности объемов выполненных работ (оказанных услуг) и т.п. При необходимости в ходе проверки исследуются учетные документы налогоплательщика, хранящиеся в электронном виде. В этом случае для участия в проверке привлекается специалист в области информационных технологий, которому поручается обеспечить доступ к информации, провести анализ цифровых и текстовых данных, хранящихся в электронном виде, определить даты ввода в компьютер исследуемой информации и внесения изменений в содержание документа, восстановить стертые файлы и записи в базах данных, установить авторство, место, способ подготовки информации и т.д., а также изучить состояние компьютера и периферийных устройств. Учетная и иная информация, хранящаяся в электронном виде, может исследоваться как непосредственно на компьютере, так и на копиях этой информации. При этом налогоплательщик (его представитель) по требованию проверяющих предоставляет им на бумажном носителе копии первичных и сводных учетных документов, хранящихся в электронном виде;

(в ред. Приказа ФСНП РФ от 13.09.2002 N 410)

(см. текст в предыдущей редакции)

- оценку заявленных налогоплательщиком в налоговых декларациях данных, связанных с исчислением и уплатой налогов (сборов), и фактических данных, установленных в ходе проверки;

- проверку достоверности отражения произведенных операций в бухгалтерском учете и отчетности и налоговом учете;

(в ред. Приказа ФСНП РФ от 13.09.2002 N 410)

(см. текст в предыдущей редакции)

- иные мероприятия, которые федеральные органы налоговой полиции вправе производить в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

При необходимости установления обстоятельств совершения определенной сделки (сделок), полноты оприходования полученных по этой сделке (сделкам) товаров (работ, услуг) или выручки от их реализации, когда имеются основания предполагать неоприходование полученных по сделкам с иными лицами товаров (работ, услуг), выручки от реализации товаров (работ, услуг) и иных безденежных операций, операций по уступке права требования, а также в иных аналогичных случаях проверяющие обязаны направить соответствующие запросы налогоплательщикам, выступающим контрагентами проверяемого налогоплательщика.

В случае, если филиалы и (или) представительства налогоплательщика, в отношении которого производится проверка, располагаются на территории других субъектов Российской Федерации, федеральный орган налоговой полиции, осуществляющий проверку налогоплательщика, при необходимости, может направить мотивированный запрос о проведении проверки филиала и (или) представительства налогоплательщика в федеральный орган налоговой полиции субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены филиалы и (или) представительства проверяемого налогоплательщика (приложение 8). В этом случае запрос должен быть направлен в срок, обеспечивающий его исполнение в течение не менее одного месяца.

К запросу должна быть приложена надлежащим образом заверенная копия постановления о проведении проверки налогоплательщика, филиал и (или) представительство которого должны быть проверены.

Начальник федерального органа налоговой полиции (его заместитель, курирующий оперативно - розыскную деятельность), получив запрос о проведении проверки филиала и (или) представительства налогоплательщика, обязан в пятидневный срок с момента поступления запроса в данный федеральный орган налоговой полиции вынести постановление о проведении проверки налогоплательщика и организовать проведение проверки в соответствии с требованиями настоящей Инструкции. При этом решение, предусмотренное подпунктом 5 пункта 2 статьи 36 Налогового кодекса Российской Федерации, по акту проверки не принимается, а материалы проведенной проверки направляются в федеральный орган налоговой полиции, направивший запрос, не позднее срока, указанного в запросе.

12. В случае выявления в ходе проверки налогоплательщика фактов нарушений действующего законодательства Российской Федерации, являющихся административными правонарушениями или преступлениями (помимо преступлений, предусмотренных статьями 198, 199 Уголовного кодекса Российской Федерации), отнесенными к ведению федеральных органов налоговой полиции, указанные факты в обязательном порядке включаются в акт проверки налогоплательщика.

(в ред. Приказа ФСНП РФ от 13.09.2002 N 410)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае выявления в ходе проверки налогоплательщика фактов нарушений действующего законодательства, являющихся административными правонарушениями или преступлениями, не отнесенными к ведению федеральных органов налоговой полиции, указанные факты в акт проверки налогоплательщика не включаются.

При наступлении обстоятельств, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта, проверяющие обязаны немедленно сообщить об этом рапортом начальнику (его заместителю, курирующему оперативно - розыскную деятельность) федерального органа налоговой полиции, по постановлению которого проводится проверка, и принять необходимые меры для надлежащего закрепления следов обнаруженного преступления или административного правонарушения. При этом могут отбираться объяснения, производиться обследования, изыматься материалы, предметы и сообщения, а также осуществляться иные полномочия федеральных органов налоговой полиции в порядке и на условиях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.

Решение по всем выявленным в ходе проверки налогоплательщика преступлениям и (или) административным правонарушениям принимается в соответствии с действующим законодательством.

При выявлении в ходе проверки налогоплательщика обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных Налоговым кодексом Российской Федерации к полномочиям налоговых органов, указанные обстоятельства в обязательном порядке отражаются в акте проверки налогоплательщика, а федеральный орган налоговой полиции, по постановлению которого проводится проверка, обязан в десятидневный срок со дня выявления таких обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.