См. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 и плановый период 2022 и 2023 годов, утв. Минфином России.

Обеспечение темпов роста экономики на уровне не ниже среднемировых и вхождение в пятерку крупнейших стран

Национальные цели в сфере экономики: вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечение устойчивого роста экономики темпами выше среднемировых, создание высокопроизводительного экспортно-ориентированного сектора - базовые национальные цели развития. Их достижение позволит создать надежный фундамент для роста реальных доходов населения, снижения бедности и достижения других национальных целей. Без устойчивой и конкурентоспособной экономики невозможно обеспечить достойный уровень благосостояния и качества жизни граждан.

Для ускорения темпов экономического роста необходимо добиться:

- повышения качества инвестиций в основной капитал и увеличения их объема до 25% ВВП;

- роста уровня занятости в экономике и повышения производительности труда;

- повышения конкурентоспособности российских товаров и предприятий и роста вовлеченности в глобальную торговлю.

I. Ключевая задача повышения качества инвестиций в основной капитал и увеличения их объема до 25% ВВП. В части бюджетной и налоговой политики стимулирование инвестиций должно включать меры по трем ключевым направлениям:

Системные меры, в том числе:

- Формирование стабильных фискальных условий. За последнее время уже немало сделано в части формирования стабильных и предсказуемых фискальных и финансовых условий: введены "бюджетные правила", заложены основы долгосрочного бюджетного планирования, зафиксированы ключевые параметры налоговой системы.

Кроме того, предполагается законодательно закрепить отлагательные нормы вступления в силу изменений элементов налогообложения, ухудшающие положение налогоплательщиков или существенно изменяющие налоговые условия - изменения опубликованные после 1 сентября не должны вступать в силу ранее, чем через год. Преемственность бюджетной и налоговой политики и последовательность реализации принятых решений должны повысить доверие к созданным институтам и способствовать улучшению инвестиционного климата.

- Стабильность и предсказуемость неналоговых (квази-налоговых) платежей. В рамках работы по систематизации действующих неналоговых платежей в Налоговый кодекс Российской Федерации в первую очередь будут поэтапно включены (трансформированы в налоги и сборы) следующие платежи, имеющие квазиналоговый характер: утилизационный сбор, налог на доходы операторов сети связи общего пользования, туристический сбор.

- Формирование справедливых конкурентных условий. В целях устранения несправедливых конкурентных преимуществ теневого сектора и роста доходов бюджетов бюджетной системы будет продолжена реализация комплекса мер по улучшению администрирования доходов бюджетной системы - в том числе за счет цифровизации налогового администрирования и интеграции всех источников информации в единое информационное пространство. Особое внимание будет уделено повышению собираемости зарплатных налогов (НДФЛ, страховые взносы), и созданию единой информационной среды налоговых и таможенных органов. Развитие новой формы налогового контроля - налогового мониторинга, позволит крупным компаниям организовать расширенное информационное взаимодействие с налоговым органом и обеспечение доступа к данным в режиме реального времени. Налоговый мониторинг позволяет оперативно согласовывать подходы по налогообложению, осуществлять консультирование по совершенным и планируемым сделкам посредством представления мотивированного мнения налогового органа, сократить трудозатраты организаций на сопровождение налоговых проверок, представление уточненных налоговых деклараций, пояснений и истребуемых документов. Такой доступ позволяет применить риск-ориентированный подход на транзакционном уровне и проверять только те операции, которые содержат элементы риска.

Предполагается сокращение срока фактического нахождения физических лиц в Российской Федерации для приобретения статуса налогового резидента Российской Федерации со 183 дней до 90 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Уравнивание налоговой ставки по налогу на доходы физических лиц для резидентов и нерезидентов Российской Федерации, аналогично налоговой ставке в размере 13 процентов, применяемой к доходам резидентов Российской Федерации.

Стимулирующие налоговые и финансовые меры, в том числе:

- наделение субъектов Российской Федерации правом устанавливать инвестиционный налоговый вычет в отношении расходов на научно-исследовательские работы с целью предоставления регионам дополнительных возможностей по стимулированию инновационной деятельности.

- предоставление права на налоговый вычет по акцизам для организаций, осуществляющих деятельность по производству нефтегазохимической продукции на газоперерабатывающих и нефтегазохимических мощностях, введенных в эксплуатацию или реконструированных после 1 января 2022 года, сырьем для которой является этан, в целях обеспечения развития новых проектов в нефтегазохимической отрасли и создания стимулирующих условий для вовлечения в глубокую переработку такого вида углеводородного сырья как этан.

- разработка законопроекта "О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности", предусматривающего предоставление инвесторам "базовой" налоговой стабилизации по основным видам налогов и возможность компенсации затрат на создание необходимой для проекта инфраструктуры общего пользования за счет вновь уплачиваемых налогов.

II. Росту занятости и повышению производительности труда будут способствовать:

- повышение продолжительности здоровой жизни и повышение экономической активности населения (в том числе в результате реализации национальных проектов "Демография", "Здравоохранение" и др.);

- снижение уровня структурной безработицы за счет модернизации работы служб занятости и мобильности населения (национальный проект "Производительность труда и поддержка занятости");

- снижение административных барьеров, внедрение современных управленческих технологий - методов "бережливого" производства - управление запасами, логистика, другие способы улучшения производственных процессов (национальный проект "Производительность труда и поддержка занятости"); а также более широкое использование цифровых технологий и стимулирование инновационной деятельности и внедрение инновационных решений в производственные и управленческие процессы (национальная программа "Цифровая экономика").

- увеличение числа занятых в сфере малого и среднего предпринимательства (национальный проект "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы").

В части налоговых мер предполагается:

- Присоединение ряда субъектов Российской Федерации к участию в эксперименте по применению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" (НПД), а также предоставление права применять НПД физическими лицами, являющимися гражданами стран СНГ, не являющимися членами ЕАЭС.

- снижение административной нагрузки за счет отмены представления налоговых деклараций индивидуальными предпринимателями, применяющими УСН с объектом налогообложения в виде доходов, в связи с обязательным применением ими ККТ, обеспечивающей передачу фискальных данных в налоговые органы.

- введение переходного налогового режима для налогоплательщиков, превысивших ограничения на применение УСН в виде максимального уровня доходов и (или) среднесписочной численности работников, чтобы освободить их от восстановления налогового учета и обязательств по уплате налогов, от которых они были освобождены в связи с применением УСН.

- предоставление права рыбохозяйственным организациям, являющимися налогоплательщиками ЕСХН, учитывать в расходах при исчислении налога расходы, связанные с участием в аукционах на приобретение доли в общем объеме квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов.

- предоставление права налогоплательщикам патентной системы налогообложения уменьшать сумму исчисленного налога на уплаченные страховые взносы (аналогично другим специальным налоговым режимам).