абытые" сотрудники

Большинство споров касается дополнения исходной отчетности. В срок страхователь сдает отчетность об одном количестве работников, а потом досылает дополняющие формы со сведениями о сотрудниках, не указанных ранее. ПФР настаивает: это несвоевременное представление отчетности, а не выявление ошибок, значит, штраф должен быть.

Однако суды во главе с ВС РФ придерживаются иного подхода: законодатель хочет стимулировать страхователей самостоятельно выявлять и исправлять ошибки. В связи с этим, если дополнения сданы до того, как фонд обнаружил неполноту сведений, штрафовать неправомерно. Верховный суд пришел к такому выводу в сентябре 2018 года. Позже подход нашел отражение в обзоре практики. На уровне окружных судов так считают, в частности, АС Волго-Вятского, Дальневосточного, Северо-Кавказского, Уральского и Центрального округов.

В подобных обстоятельствах есть нюансы. Например, до ВС РФ дошел спор о том, законен ли штраф, если страхователь дополнил СЗВ-М после уведомления от фонда. ПФР нашел "забытых" сотрудников, сравнив сведения с расчетом РСВ-1 (спор касался периода, когда контроль взносов еще не был передан налоговикам). Верховный суд решил, что привлекать к ответственности страхователя неправомерно, ведь он реализовал свое право на исправление отчетности.

Период до момента, когда вы обнаружите неполноту сведений и подадите дополняющую форму, с точки зрения судов, не очень важен. Так, АС Волго-Вятского округа отменил штраф, хотя страхователь дополнил отчетность спустя год. ПФР ошибок за это время не выявил, значит, привлекать к ответственности нельзя.