4. Дело N А55-1618/2018 по заявлению Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 3 к ПАО "Тольяттиазот" о взыскании задолженности по решению ФНС России об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (поставка карбамида в 2012 году)

4. Дело N А55-1618/2018 по заявлению Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 3 к ПАО "Тольяттиазот" о взыскании задолженности по решению ФНС России об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (поставка карбамида в 2012 году).

ФНС России на основании извещения Инспекции о контролируемых сделках была проведена проверка полноты исчисления и уплаты налогов, которой установлено, что Общество совершило в 2012 году внешнеторговые сделки по реализации на экспорт карбамида марки "Б" с взаимозависимой компанией NITROCHEM DISTRIBUTION AG.

ФНС России для определения для целей налогообложения соответствия цен, примененных в контролируемых сделках с NITROCHEM DISTRIBUTION AG, рыночным ценам, применила метод сопоставимых рыночных цен, используя данные, предоставленные информационно-ценовыми агентствами Аргус Медиа и Fertecon, установив занижение налоговой базы налогоплательщиком по налогу на прибыль организаций за 2012 год.

В рамках арбитражного дела налогоплательщик полагал, что налоговый орган не учел неприменимость котировок агентства, рассчитанных на основе спотовых сделок, положенных в основу котировок "FOB Черное море" и "FOB Балтийское море", со сделками Общества, которые не являются спотовыми. По мнению Общества, Суды не учли мнение ценового агентства Аргус в подготовленной по запросу общества Методике определения диапазона рыночных цен на аммиак на базисе поставки "FOB Южный" (далее - неофициальная Методика Аргус). Налогоплательщик также полагал, что при определении рыночной цены на основе котировок информационно-ценовых агентств налоговый орган неправомерно признал рыночной ценой единственную котировку и неправильно определил дату, на которую определяется сопоставимая цена. Также Общество считало недоказанным взаимозависимость Общества с NITROCHEM DISTRIBUTION AG.

Суды признали оспариваемое решение налогового органа соответствующим налоговому законодательству, в связи с чем не нарушающим права и законные интересы общества в сфере осуществления предпринимательской деятельности и постановили взыскать с Общества доначисленные ФНС России суммы налога и пени.

Суды указали, что в ходе проведенной проверки ФНС России доказан факт взаимозависимости NITROCHEM DISTRIBUTION AG и общества "Тольяттиазот". Следовательно, сделки по реализации карбамида между Обществом и NITROCHEM DISTRIBUTION AG являются контролируемыми на основании пункта 1 статьи 105.14 Кодекса.

Суды установили, что налогоплательщиком не представлена документация по сделкам по реализации карбамида. При этом документация, представленная к сделкам по реализации аммиака, не может являться обоснованием соответствия цен в контролируемых сделках по реализации карбамида рыночному уровню.

Суды установили, что налоговый орган, производя дополнительное начисление налога на прибыль обществу, определил рыночную цену на продукцию общества, применив первый приоритетный метод сопоставимых рыночных цен. При этом для описания характеристики товара использовалась информация, содержащаяся в контракте, заключенном между Обществом (продавец) и NITROCHEM DISTRIBUTION AG (покупатель).

Суды указали, что ФНС России, проведя анализ характеристик сделок на основе Контракта и иных документов (информации) налогоплательщика и сопоставив условия совершения сделок, которые котируются независимым международным ценовым агентством Аргус и Fertecon, пришла к выводу, что котировки FOB Черное море, FOB Балтика и FOB Южный с учетом применения необходимых корректировок, могут применяться в качестве сопоставимых сделок для применения метода сопоставимых рыночных цен в рамках проверки цен сделок по реализации карбамида между ПАО "ТОАЗ" и NITROCHEM DISTRIBUTION AG.

Учитывая изложенное, котировки FOB Черное море, FOB Балтика и FOB Южный налоговым органом использовались в качестве сопоставимых сделок (с учетом проведения необходимых корректировок на стоимость аренды подвижного состава; стоимость провозной платы по территории Российской Федерации; стоимость транзита по Украине и Латвии; стоимость перевалки в порту, соответствующая характеру груза, стоимость возврата порожних вагонов).

С целью проверки соответствия цен, используемых налогоплательщиком в контролируемых сделках, рыночному уровню цен, были использованы минимальные котировки агентств Аргус и Fertecon, актуальные по состоянию на дату, предшествующую дате подписания дополнительного соглашения.

Суды отклонили доводы заявителя о неправильном определении котировального периода в целях определения рыночной цены, как основанные на неправильном применении и толковании норм права.

Суды также признали контролируемые сделки спотовыми. При этом Суды установили, что в диапазон цен, публикуемых агентствами Аргус и Fertecon, входят как сделки на условии спот, так и сделки по долгосрочным контрактам, при этом налоговым органом используется самая минимальная из указанных цен.

В отношении применимости неофициальной методики Аргус суды пришли к выводу, что при применении метода сопоставимых рыночных цен законодатель исходит из необходимости использования опубликованной и общедоступной информации, однако указанная методика вышеперечисленным критериям налогового законодательства не отвечает, т.к. не является общедоступным источником информации, в 2012 году (период проведения проверки) нигде официально не публиковалась, т.к. составлена была лишь в 2018 году.

Кроме того, суды отклонили доводы общества относительно необходимости в рассматриваемом случае применять неофициальную методику Аргус для поставок ПАО "Тольяттиазот", поскольку она разработана и распространяется на поставки аммиака по аммиакопроводу и не учитывает специфику рассматриваемой ситуации по поставке карбамида по железнодорожному транспорту.

Более того, суды отметили, что само Общество применяет данную методику не полностью, используя лишь подход к котировальному периоду для определения рыночной цены в отношении поставок общества, искажая в целом смысл методики Аргус.

Учитывая изложенные выше обстоятельства, Суды посчитали, что ФНС России пришла к обоснованному выводу о том, что в результате применения налогоплательщиком несоответствующих рыночным цен в сделках по реализации карбамида взаимозависимому лицу NITROCHEM DISTRIBUTION AG имело место занижение налоговой базы.

Данные выводы содержатся во вступивших в законную силу судебных актах по делу N А55-1618/2018.

3. Дело N А55-1621/2018 по заявлению Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 3 к ПАО "Тольяттиазот" о взыскании задолженности по решению ФНС России об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (поставка аммиака железнодорожным транспортом в 2012 году) 5. Дело N А55-19403/2018 по заявлению Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 3 и Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5 к ПАО "Тольяттиазот" о взыскании задолженности по решению ФНС России об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (поставка аммиака аммиакапроводом в 2013 году)