IV. Оценка состояния ядерной и радиационной безопасности судна при эксплуатации

IV. Оценка состояния ядерной и радиационной

безопасности судна при эксплуатации

20. Результаты надзорной деятельности рекомендуется регулярно обобщать и использовать для планирования и проведения профилактической работы по предупреждению нарушений при эксплуатации судна.

21. Для оценки остаточного ресурса СВБ рекомендуется оценивать примененные расчетные методы проектанта судна и разработчиков оборудования.

22. Для получения достоверных оценок, которые следует применять в случаях, когда консервативный экспертный подход выявляет несоответствие условиям безопасной эксплуатации судна, рекомендуется применять метод сравнительных экспертных оценок (комиссионных оценок экспертов), выполнение расчетов по аттестованным программным средствам для поверочных расчетов, вероятностные анализы надежности систем с учетом опыта эксплуатации и статистики нарушений при эксплуатации.

23. Результаты проверки технического состояния СВБ рекомендуется классифицировать по их влиянию на ЯРБ и устанавливать, как они в дальнейшем используются для оценки ЯРБ судна.

24. Состояние ЯРБ рекомендуется оценивать по одному из следующих уровней безопасности:

уровень удовлетворительный (У1) - уровень безопасности судна, характеризующийся отсутствием несоответствий или наличием несоответствий судна требованиям действующих нормативно-технических документов, которые не могут быть непосредственной причиной событий (нарушений), имеющих радиационные последствия, при этом радиационное воздействие на работников (персонал), население и окружающую среду не превышает пределов, установленных для нормальной эксплуатации;

уровень недостаточный (У2) - уровень безопасности судна, характеризующийся наличием таких несоответствий требованиям действующих нормативно-технических документов по безопасности судна, которые при проведении работ следующего этапа жизненного цикла ЯЭУ или при проведении работ по новой программе текущего жизненного цикла ЯЭУ могут привести к событиям, имеющим радиационные последствия;

уровень низкий (У3) - уровень безопасности судна, характеризующийся наличием несоответствий требованиям действующих нормативно-технических документов, которые могут привести или привели к нарушению эксплуатационных пределов и условий и (или) превышению контрольных уровней радиационного воздействия судна и требуют оперативной реализации компенсирующих мер по обеспечению безопасности при проведении текущих работ;

уровень недопустимый (У4) - уровень безопасности судна, характеризующийся наличием таких несоответствий требованиям действующих нормативно-технических документов, которые могут привести к нарушению пределов и условий безопасной эксплуатации судна и (или) вызывают необходимость прекращения ядерно- и (или) радиационно опасных работ с целью исключения радиационного воздействия на работников (персонал), население и окружающую среду сверх допустимых пределов.

25. Оценку текущего уровня безопасности судна рекомендуется проводить не реже одного раза в год на основании сведений, содержащихся в годовом отчете по безопасности ЯЭУ судов и оборудования судов АТО, отчетах о расследовании нарушений в работе, актах проверок (инспекций) судов, а также сведений о проведенных проверках и отдельных мероприятиях из журнала постоянного государственного надзора.

26. Рекомендуется оценивать текущий уровень безопасности отдельно для каждого судна.

27. Оценку текущего уровня безопасности судна рекомендуется проводить поэтапно в следующей последовательности:

систематизация имеющихся сведений по обеспечению безопасности судна в отчетном периоде, анализ их полноты и достаточности;

оценка уровня безопасности;

оценка тенденций изменения уровней безопасности за несколько последовательных отчетных периодов;

обобщение результатов.

28. Сведения по обеспечению безопасности судна рекомендуется систематизировать (группировать) согласно следующим направлениям:

общие вопросы обеспечения безопасности (наличие и обновление необходимых разрешений (лицензий) для осуществления деятельности в области использования атомной энергии и соблюдение условий их действия, укомплектованность персоналом, организационные и технические аспекты обеспечения безопасности судна, в том числе при наличии отступлений от требований действующих федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, наличие разработанных мероприятий по компенсации этих отступлений, наличие программы по их устранению);

состояние физических барьеров на пути распространения ионизирующего излучения и радиоактивных веществ в окружающую среду;

нарушения нормальной эксплуатации;

аварийная готовность;

ядерная безопасность;

безопасность при обращении с ОЯТ;

радиационная безопасность персонала, населения и окружающей среды;

безопасность при обращении с РАО.

29. Оценку безопасности судна рекомендуется проводить по количественным (измеряемым техническими средствами или рассчитываемым по численным величинам, в области значений которых установлены ограничения в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, эксплуатационных и иных нормативных документов в области использования атомной энергии) и качественным (не поддающимся измерению техническими средствами, которые позволяют оценить степень соответствия судна требованиям нормативных правовых актов, эксплуатационных и иных нормативных документов в области использования атомной энергии) характеристикам безопасности.

30. Оценку тенденций изменения безопасности судна рекомендуется проводить не менее чем за три последовательных отчетных периода (три года). Тенденция изменения безопасности может быть оценена как:

положительная (значения безопасности за несколько отчетных периодов изменились в лучшую сторону);

негативная (значения показателя безопасности за несколько отчетных периодов изменились в худшую сторону);

нейтральная (значения показателя безопасности остаются неизменными в течение нескольких отчетных периодов или незначительно разнонаправленно изменяются).