II. Подготовка целевой структуры нормативного регулирования сферы общественных отношений

II. Подготовка целевой структуры нормативного регулирования

сферы общественных отношений

6. В рамках реализации пункта 3 "Дорожной карты" по формированию новой структуры нормативного регулирования федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере общественных отношений, совместно с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контрольно-надзорные полномочия, а также с привлечением экспертного и бизнес-сообщества, определяет ключевые параметры будущей системы регулирования в данной сфере в соответствии с представленной ниже последовательностью шагов (схематично представлено в Приложении 1).

7. Проанализировать и описать текущую структуру нормативного регулирования в соответствующей сфере, указав следующие ключевые параметры:

7.1. Ключевые охраняемые законом ценности для сферы регулирования, входящей в компетенцию соответствующего органа, отразив, каким нормативным правовым актом они закреплены <4>.

--------------------------------

<4> Например, сфера регулирования - санитарно-эпидемиологическое благополучие населения; ценность - право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду (статья 3 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ).

7.2. Применяемые способы государственного регулирования в данной сфере (включая лицензирование и другие разрешительные режимы; мониторинг; добровольную сертификацию, аудит и иное подтверждение качества процессов, услуг или продукции; государственный контроль (надзор) с указанием типов контролируемых требований) с описанием значимых рисков, на минимизацию которых направлен каждый из них <5>.

--------------------------------

<5> Например, сфера общественных отношений - качество и безопасность пищевой продукции; сфера регулирования - качество и безопасность непереработанной пищевой продукции; методы государственного регулирования:

- ветеринарный контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и (или) местах полного таможенного оформления (указать минимизируемые риски);

- государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов (указать минимизируемые риски);

- контроль требований безопасности кормовых добавок и кормов, изготовленных с использованием генно-инженерно-модифицированных организмов (указать минимизируемые риски);

- государственный надзор в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами (указать минимизируемые риски);

- государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий в пределах своей компетенции, в том числе за соблюдением требований к качеству и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна при осуществлении их закупок для государственных нужд, ввозе (вывозе) на территорию Таможенного союза, а также при поставке (закладке) зерна и крупы в государственный резерв, их хранении в составе государственного резерва и транспортировке (указать минимизируемые риски);

- выдача разрешения (включая введение и отмену ограничений) на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации, а также на транзит по ее территории животных, продукции животного происхождения, лекарственных средств для ветеринарного применения, кормов и кормовых добавок для животных (указать минимизируемые риски);

- мероприятия по контролю, направленные на обеспечение охраны территории Российской Федерации от заноса из иностранных государств и распространение заразных болезней животных (указать минимизируемые риски);

- установление и отмена карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и иных болезней животных;

- издание индивидуальных нормативно-правовых актов, касающихся проведения обязательных диагностических исследований и вакцинации животных по противоэпизоотическим показаниям;

8. На основе анализа текущей структуры:

8.1. Сформулировать ключевые охраняемые законом ценности, защита которых должна быть предметом государственного регулирования в рассматриваемой сфере в рамках новой структуры.

8.2. Определить ключевые риски, воздействие которых может причинить ущерб ценностям, а также определить источники возникновения рисков.

8.3. Для каждого вида и источника риска оценить, нужно ли воздействовать на данный риск с целью его снижения. В случае необходимости воздействия - выработать наиболее эффективный способ, исходя из принципов, указанных в пункте 4 настоящей методики, отдавая приоритет негосударственным мерам (страхование, саморегулирование и т.д.).

Источники риска, по которым принято решение о необходимости государственного воздействия, должны стать объектами государственного регулирования в целевой структуре нормативного регулирования.

8.4. На основе проведенного анализа по каждому способу государственного регулирования сформулировать укрупненные группы обязательных требований, которые должны применяться к различным видам объектов регулирования.

При этом необходимо четко сформулировать цель введения данных обязательных требований, от каких рисков они защищают, способы контроля их соблюдения, стоимость введения требований для подконтрольных субъектов и государства, ответственность за их нарушение.

8.5. Сформулировать целевую структуру нормативного регулирования в соответствующей сфере, включая:

наднациональные акты;

федеральные законы, устанавливающие обязательные требования в отдельных сферах или вносящие изменения в отраслевое законодательство в целях систематизации обязательных требований и исключения установления изъятий из гражданских прав на подзаконном уровне;

постановления Правительства Российской Федерации;

ведомственные нормативные правовые акты.

9. Представить информацию о целевой структуре нормативного регулирования в соответствующей сфере в разрезе каждого нормативного правового акта (группы актов) по форме, являющейся неотъемлемой частью данной методики (Приложение 2).

10. При построении целевой структуры нормативного регулирования целесообразно исходить из необходимости устранения тех недостатков, которые присущи текущей модели регулирования, обеспечив решение системных проблем регулирования обязательных требований на основе принципов, указанных в пункте 4 настоящей методики, в том числе:

10.1. обеспечить исключение противоречий в регулировании обязательных требований в актах различного уровня;

10.2. обеспечить исключение пересечений в реализации способов государственного регулирования (прямого и косвенного дублирования полномочий, предметов контроля);

10.3. обеспечить введение только тех обязательных требований, несоблюдение которых приводит к негативным последствиям для ключевых ценностей;

10.4. дифференцировать обязательные требования в зависимости от категории риска;

10.5. устранить обязательные требования к процессам, осуществляемым в конкретной деятельности общественных отношений;

10.6. обеспечить наглядность и понятность формы представления обязательных требований: атомарность требований на уровне нормативного правового акта, краткие и однозначно толкуемые проверочные листы для заполнения в ходе мероприятий по контролю и/или самодекларирования, руководства по соблюдению новых обязательных требований, скомпонованных по видам объектов, в наглядной форме, ясность формул и методик расчетов в формулировках обязательных требований.

11. Обеспечить внесение изменений в федеральные отраслевые законы в тех случаях, когда новая структура нормативного регулирования этого требует.