Приложение N 1

Утверждены

приказом Министерства науки

и высшего образования

Российской Федерации

от 23 апреля 2019 г. N 39н

ТРЕБОВАНИЯ

К ПОДГОТОВКЕ КОМПЛЕКСНОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ

ПРОГРАММЫ ПОЛНОГО ИННОВАЦИОННОГО ЦИКЛА И КОМПЛЕКСНОГО

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОЕКТА ПОЛНОГО ИННОВАЦИОННОГО ЦИКЛА

1. Настоящие требования устанавливают порядок подготовки комплексных научно-технических программ полного инновационного цикла и комплексных научно-технических проектов полного инновационного цикла (далее - комплексная программа, комплексный проект) в соответствии с пунктом 9 Правил разработки, утверждения, реализации, корректировки и завершения комплексных научно-технических программ полного инновационного цикла и комплексных научно-технических проектов полного инновационного цикла в целях обеспечения реализации приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2019 г. N 162 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 9, ст. 834) (далее - Правила).

2. Понятия, используемые в настоящих Требованиях, применяются в тех же значениях, в каких они определены в Правилах.

3. Комплексная программа, комплексный проект разрабатываются ответственным исполнителем по форме, утвержденной Министерством науки и высшего образования Российской Федерации <1>.

--------------------------------

<1> Абзац второй пункта 9 Правил.

4. Комплексные программы, комплексные проекты разрабатываются ответственными исполнителями в целях достижения результатов по приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации <2> и направлены на создание прорывных отечественных технологий и получение результатов, обеспечивающих повышение конкурентоспособности экономики Российской Федерации.

--------------------------------

<2> Приоритеты научно-технологического развития Российской Федерации определены в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 49, ст. 6887).

5. При разработке комплексных программ, комплексных проектов учитываются цели, задачи и мероприятия приоритетных национальных проектов.

6. Значения показателей комплексной программы, комплексного проекта должны формироваться ответственными исполнителями с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

7. При формировании целей, задач и основных мероприятий комплексной программы, комплексного проекта, а также характеризующих их показателей ответственными исполнителями учитываются объемы соответствующих источников финансирования, включая средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, внебюджетных источников, а также иные инструменты государственной политики, влияющие на достижение результатов комплексной программы, комплексного проекта.

8. Комплексная программа, комплексный проект состоят из следующих разделов:

а) паспорт;

КонсультантПлюс: примечание.

Нумерация подпунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

в) текстовая часть;

г) таблицы.

9. В целях обоснования актуальности разработки комплексной программы, комплексного проекта, целей и задач комплексной программы, комплексного проекта необходимо учитывать соответствие направленности комплексной программы, комплексного проекта приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации, важность реализации комплексной программы, комплексного проекта для достижения результатов по соответствующим приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации, при этом в комплексной программе, комплексном проекте отражается также один из приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации, на достижение результатов которого направлена комплексная программа, комплексный проект.

При описании механизмов реализации комплексной программы, комплексного проекта указываются роли и содержание конкретных функций всех участников комплексной программы, комплексного проекта, а также в случаях, когда для реализации комплексной программы, комплексного проекта требуется выполнение скоординированных действий всех или некоторых участников реализации комплексной программы, комплексного проекта, указывается описание таких действий.

Цели комплексной программы, комплексного проекта должны определять конечные результаты реализации комплексной программы, комплексного проекта и соответствовать приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации и целям государственной политики в сфере реализации комплексной программы, комплексного проекта, определяемым в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 49, ст. 6887).

Цели комплексной программы, комплексного проекта следует формулировать в комплексной программе, комплексном проекте, исходя из следующих критериев:

специфичность (цель должна соответствовать сфере реализации комплексной программы, комплексного проекта);

конкретность (не допускаются размытые (нечеткие) формулировки, а также формулировки, допускающие произвольное или неоднозначное толкование);

измеримость (достижение цели можно проверить);

достижимость (цель должна быть достижима в период реализации комплексной программы, комплексного проекта);

релевантность (соответствие формулировки цели ожидаемым конечным результатам реализации комплексной программы, комплексного проекта).

Формулировка цели должна быть краткой и ясной и не должна содержать специальных терминов, указаний на иные цели, задачи или результаты, которые являются следствиями достижения самой цели, а также описания путей, средств и методов достижения цели.

Достижение целей комплексной программы, комплексного проекта должно обеспечиваться за счет решения задач комплексной программы, комплексного проекта.

10. Мероприятия (работы), указываемые в комплексной программе, комплексном проекте, должны быть направлены на достижение целей и решение задач комплексной программы, комплексного проекта.

На решение одной задачи комплексной программы, комплексного проекта может быть направлено несколько мероприятий (работ). Не допускается указание в перечне мероприятий (работ) мероприятий (работ), выполнение которых направлено на достижение двух и более задач комплексной программы, комплексного проекта.

При формировании в комплексной программе, комплексном проекте перечня мероприятий (работ) учитывается возможность выделения контрольных событий комплексной программы, комплексного проекта в рамках их реализации, позволяющих оценить промежуточные или окончательные результаты выполнения мероприятий (работ). В качестве контрольных событий комплексной программы, комплексного проекта допускается выделять получение ожидаемых промежуточных и (или) конечных результатов комплексной программы, комплексного проекта, в том числе ожидаемых ключевых промежуточных результатов реализации комплексной программы, комплексного проекта, без которых получение ожидаемых конечных результатов комплексной программы, комплексного проекта невозможно.

Наименование мероприятия (работы) должно быть лаконичным и ясным и не должно содержать:

указаний на цели, задачи и показатели комплексной программы, комплексного проекта, а также описание путей, средств и методов их достижения;

наименований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

11. Финансовое обеспечение комплексной программы, комплексного проекта, предусматриваемое в текстовой части комплексной программы, комплексного проекта, должно включать указание на источники финансового обеспечения комплексной программы, комплексного проекта, а также объем финансирования комплексной программы, комплексного проекта за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов, внебюджетных источников.

12. Ожидаемые результаты комплексной программы, комплексного проекта указываются в виде качественных и количественных характеристик основных ожидаемых конечных результатов с описанием конкретных завершенных событий, позволяющих оценить результаты реализации комплексной программы, комплексного проекта, а также значений показателей на последний год реализации комплексной программы, комплексного проекта, их динамики. При этом формулировка ожидаемых результатов комплексной программы, комплексного проекта должна отражать прогресс в достижении целей и решении задач комплексной программы, комплексного проекта.

В подразделе комплексной программы, комплексного проекта, касающемся ожидаемых результатов комплексной программы, комплексного проекта, указывается:

перечень и описание значимых эффектов от реализации комплексной программы, комплексного проекта, а также способов их выявления (проверки, измерения), в том числе экономических эффектов, включая увеличение производительности труда, увеличение дохода соответствующей отрасли, импортозамещение и повышение экономической независимости Российской Федерации, эффектов для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, социальных, экологических и других эффектов;

уровень новизны предлагаемых к разработке продуктов и технологий, а также предлагаемых к оказанию услуг;

перечень продуктов и технологий, на создание которых направлена комплексная программа, комплексный проект, а также услуг, на оказание которых направлена комплексная программа, комплексный проект;

потенциальные рынки, на которых будут востребованы ожидаемые промежуточные и (или) конечные результаты комплексной программы, комплексного проекта, предлагаемые к разработке и производству продукты и услуги, в том числе перечень конкретных потребителей таких результатов и краткое описание обязательств заказчика и иных участников комплексной программы, комплексного проекта по использованию ожидаемых промежуточных и (или) конечных результатов комплексной программы, комплексного проекта;

обоснование потребности рынков в ожидаемых результатах комплексной программы, комплексного проекта.

13. Подраздел, касающийся ключевых рисков реализации комплексной программы, комплексного проекта (правовые, социальные, финансово-экономические и прочие риски реализации комплексной программы, комплексного проекта) (далее - основные риски) включает описание внешних рисков (вероятных явлений, событий, процессов, не зависящих от ответственного исполнителя, соисполнителей и участников комплексной программы, комплексного проекта и негативно влияющих на основные параметры комплексной программы, комплексного проекта) и внутренних рисков (вероятных явлений, событий, процессов, зависящих от ответственного исполнителя, соисполнителей и участников комплексной программы, комплексного проекта), а также описание мер управления рисками реализации комплексной программы, комплексного проекта.

К основным рискам относятся риски, указанные в пункте 43 Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 582 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 октября 2016 г., регистрационный номер 43976), с изменениями, внесенными приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 15 марта 2017 г. N 107 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 апреля 2017 г., регистрационный номер 46297), (далее - Методические указания).

Подраздел, касающийся ключевых рисков реализации комплексной программы, комплексного проекта, текстовой части комплексной программы, комплексного проекта должен содержать анализ рисков реализации комплексной программы, комплексного проекта и описание комплекса мер управления рисками реализации комплексной программы, комплексного проекта, включающий:

идентификацию факторов риска по источникам возникновения и характеру влияния их на ход и результаты реализации комплексной программы, комплексного проекта;

качественную и (или) количественную оценку факторов рисков;

обоснование предложений по мерам управления рисками реализации комплексной программы, комплексного проекта.

В составе мероприятий по предупреждению ключевых рисков реализации комплексной программы, комплексного проекта должны быть предусмотрены меры по предотвращению и минимизации рисков.

В рамках мероприятий по предупреждению ключевых рисков реализации комплексной программы, комплексного проекта должна предусматриваться разработка комплекса мероприятий и способов их снижения, содержащего в том числе:

мероприятия комплексной программы, комплексного проекта, направленные на управление рисками, их своевременное выявление и минимизацию;

мероприятия по управлению реализацией комплексной программы, комплексного проекта, направленные на своевременное обнаружение, мониторинг и оценку влияния рисков и внешних факторов, а также разработку и реализацию мер по минимизации их негативного влияния на реализацию комплексной программы, комплексного проекта.

14. Количество показателей комплексной программы, комплексного проекта, предусматриваемых таблицей 1 "Перечень и сведения о показателях комплексной программы/комплексного проекта" раздела III "Таблицы" комплексной программы, комплексного проекта, формируется исходя из принципов необходимости и достаточности для достижения целей и решения задач комплексных программ, комплексных проектов. Показатели комплексных программ, комплексных проектов должны быть взаимоувязаны с показателями государственных программ Российской Федерации, других программ и (или) проектов, а также с показателями, указанными в предложении о разработке комплексной программы, комплексного проекта.

Значения показателей комплексных программ, комплексных проектов должны формироваться с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период от трех до шести лет и от шести и более лет.

Используемая в комплексной программе, комплексном проекте система показателей комплексной программы, комплексного проекта должна позволять оценивать прогресс в достижении целей и решении задач комплексной программы, комплексного проекта.

Используемые показатели должны соответствовать требованиям, установленным пунктом 22 Методических указаний.

В число используемых показателей комплексных программ, комплексных проектов должны включаться:

показатели, количественно характеризующие ход реализации, решение основных задач и достижение целей комплексных программ, комплексных проектов;

иные показатели необходимые для включения в состав показателей комплексной программы, комплексного проекта в соответствии с решениями Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Кроме того, формулировка показателей комплексной программы, комплексного проекта и установление их значений должны соотноситься с показателями документов стратегического планирования, обеспечивая преемственность в наименованиях показателей различных уровней и методикой их расчетов.

15. При указании в комплексной программе, комплексном проекте сведений об основных мерах правового регулирования в сфере реализации комплексной программы, комплексного проекта ответственным исполнителем должны приводиться наименования проектов нормативных правовых актов, их основные положения, сроки внесения в Правительство Российской Федерации или принятия, основания для разработки с указанием реквизитов соответствующих документов, сведения об ответственных за разработку и (или) принятие федеральных органах исполнительной власти, а также сведения об их связи с мероприятиями комплексной программы, работами комплексного проекта.

На конкретный год подлежат отражению перечни проектов нормативных правовых актов, которые планируется внести в Правительство Российской Федерации или принять в текущем году.

16. В таблице 5 "Оценка применения мер государственного регулирования в сфере реализации комплексной программы/комплексного проекта" раздела III "Таблицы" комплексной программы, комплексного проекта указываются меры налогового, таможенного, тарифного, кредитного регулирования, а также иные меры государственного регулирования, необходимые для реализации комплексной программы, комплексного проекта.

Финансовая оценка применения меры государственного регулирования приводится, в случае если результаты введения мер государственного регулирования приводят к выпадающим доходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) увеличению долговых обязательств Российской Федерации.

17. План реализации комплексной программы, комплексного проекта на очередной финансовый год и на плановый период разрабатывается на три года в форме графика, отражающего взаимосвязь мероприятий (работ) комплексной программы, комплексного проекта. По каждому мероприятию (работе) приводятся сведения об ответственном исполнителе контрольного события (лице, занимающем должность не ниже руководителя структурного подразделения федерального органа исполнительной власти, иного главного распорядителя бюджетных средств, являющегося ответственным исполнителем, соисполнителем либо участником комплексной программы, комплексного проекта), о непосредственном исполнителе мероприятия (работ), ожидаемом результате, сроках начала и окончания его реализации, связи с показателями комплексной программы, комплексного проекта, источниках и объемах финансового обеспечения, предусмотренных на реализацию мероприятия (работы).

В плане реализации указываются ожидаемые промежуточные результаты мероприятий (работ) и выделяются контрольные события комплексной программы, комплексного проекта. Допустимо преобразование ожидаемого результата мероприятия (работы) в контрольное событие, при этом формулировки таких контрольных событий должны быть представлены в соответствии с настоящими Требованиями. В случае, если сроки реализации мероприятий (работ) выходят за пределы планового периода, то в плане реализации мероприятиям (работам) указываются сроки, выходящие за пределы планового периода.

Основными характеристиками контрольных событий комплексной программы, комплексного проекта являются:

общественная, в том числе социально-экономическая значимость (важность) для достижения результата мероприятия (работы) и решения соответствующих задач;

длительность (определенная дата наступления результата мероприятия (работы);

возможность однозначной оценки достижения результата мероприятия (работы) (0% или 100% или "да"/"нет");

документальное подтверждение результата мероприятия (работы).

Контрольные события комплексной программы, комплексного проекта устанавливаются по всем мероприятиям (работам), в составе которых предусмотрена реализация государственных функций по выработке государственной политики, осуществлению государственного контроля и надзора, управлению государственным имуществом и предоставлению государственных услуг.

Вместе с планом реализации комплексной программы, комплексного проекта должно представляться краткое обоснование необходимости и достаточности набора контрольных событий комплексной программы, комплексного проекта для достижения ожидаемого результата соответствующего мероприятия (работы) комплексной программы, комплексного проекта.