Методические рекомендации, направленные данным документом, действуют с 1 июля 2019 года.

Законодательные акты Российской Федерации в части ограничения распространения информации

Законодательные акты Российской Федерации в части

ограничения распространения информации

В работе образовательных организаций должны быть учтены положения приведенных ниже нормативных правовых актов.

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон N 149-ФЗ), который определяет механизм логического ограничения доступа к признанной запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информации в сети "Интернет". В рамках реализации статьи 15.1 Федерального закона N 149-ФЗ создан - Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее - Единый реестр).

Доступ к сайту, внесенному в Единый реестр, ограничивается оператором связи.

Решение о признании информации запрещенной к распространенной к распространению на территории Российской Федерации принимается уполномоченными органами во внесудебном порядке либо судом посредством принятия судебного акта.

Во внесудебном порядке признаются запрещенными к распространению на территории Российской Федерации следующие виды информации:

а) материалы с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера (уполномоченный на принятие решений орган - Роскомнадзор);

б) информация о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений (уполномоченный на принятие решений орган - МВД России);

в) информация о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства (уполномоченный на принятие решений орган - Роспотребнадзор);

г) информация о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), распространение которой запрещено федеральными законами (уполномоченный орган - уточняется);

д) информация, нарушающая требования Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и Федерального закона от 11 ноября 2003 года N 138-ФЗ "О лотереях" о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием сети "Интернет" и иных средств связи (уполномоченный на принятие решений орган - ФНС России);

е) информация, содержащая предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, и (или) этилового спирта, и (или) спиртосодержащей непищевой продукции, розничная продажа которой ограничена или запрещена законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции (уполномоченный на принятие решений орган - Росалкогольрегулирование);

ж) информация, направленная на склонение или иное вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных действий, представляющих угрозу для их жизни и (или) здоровья либо для жизни и (или) здоровья иных лиц (уполномоченный орган - уточняется);

Не определен перечень видов информации, признаваемой запрещенной к распространению на территории Российской Федерации в судебном порядке. Любая потенциально опасная для общества информация может быть признана запрещенной судом.

В настоящее время согласно Федеральному закону от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" на Минюст России возложены функции по ведению, опубликованию и размещению в сети "Интернет" федерального списка экстремистских материалов, который формируется на основании поступающих в Минюст России копий вступивших в законную силу решений судов о признании информационных материалов экстремистскими.

Федеральный закон N 436-ФЗ регулирует отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от информации, содержащейся в информационной продукции.

Федеральный закон N 436 определяет перечень запрещенной или ограниченной для распространения среди детей информации, категории информации, запрещенные или ограниченные к распространению среди детей в зависимости от возрастной принадлежности, а также требования к обороту информационной продукции.

Согласно статье 14 Федерального закона N 436-ФЗ "Особенности распространения информации посредством информационно-телекоммуникационных сетей" доступ к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", в местах, доступных для детей, предоставляется лицом, организующим доступ к сети "Интернет" в таких местах (за исключением операторов связи, оказывающих эти услуги связи на основании договоров об оказании услуг связи, заключенных в письменной форме), другим лицам при условии применения административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, предоставляющие несовершеннолетним обучающимся доступ в сеть "Интернет", обязаны применять административные и организационные меры, технические, программно-аппаратные средства защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Согласно ч. 3 ст. 16 Федерального закона N 436-ФЗ информационная продукция, запрещенная для детей, не допускается к распространению в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий указанных организаций.

Исполнительным органам государственной власти Российской Федерации необходимо руководствоваться пунктом 1 статьи 14 "Защита ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию" Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", согласно которому органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" закрепляет данные положения.

В соответствии с частью 2 пункта 6 статьи 28 и частями 8 и 9 пункта 1 статьи 41 Закона "Об образовании" в обязанности образовательной организации входят вопросы, связанные с обеспечением безопасности и здоровья обучающихся на территории образовательной организации.

Информационная безопасность детей согласно Федеральному закону N 436-ФЗ - это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.

Таким образом, образовательные организации в рамках своей работы должны обеспечивать информационную безопасность своих обучающихся.

Российское законодательство в сфере регулирования общественных отношений, связанных и (или) осуществляемых в сети "Интернет" непосредственно, активно развивается, и администрации образовательной организации необходимо быть в курсе соответствующих изменений в федеральном законодательстве Российской Федерации и соответствующих нормативных правовых актов.

Вместе с российскими нормами права в рамках Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 и вступившей в силу для СССР 15.09.1990, содержится ряд статей, посвященных ограничению доступа детей к негативной для них информации:

В соответствии со статьей 13 данного международного акта, ребенок имеет право свободно выражать свое мнение, искать, получать и передавать информацию любого рода, если только это не вредит другим людям, не нарушает государственную безопасность и общественный порядок.

Статья 17 указанного выше международного акта гарантирует, что каждый ребенок имеет право на доступ к информации; государство должно поощрять средства массовой информации к распространению материалов, которые способствуют духовному и культурному развитию детей, и запрещать информацию, наносящую вред ребенку.