3.2.11. Реформирование и развитие оборонно - промышленного комплекса (ОПК)

3.2.11. Реформирование и развитие оборонно -

промышленного комплекса (ОПК)

Основной целью реформирования и развития ОПК на среднесрочную перспективу является создание оптимальных условий для наиболее полного обеспечения потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск в системах, комплексах и образцах вооружения (в том числе ядерного) и военной техники (В и ВТ), определяемых государственной программой вооружения, разработанной в соответствии с военной доктриной и планами военного строительства.

Основными задачами реформирования ОПК являются:

сосредоточение усилий и ресурсов на разработке и создании высокоэффективных и конкурентоспособных образцов В и ВТ, в том числе за счет прекращения разработок и производства устаревших образцов и сокращения типажа разрабатываемых и выпускаемых В и ВТ;

оптимизация состава и структуры ОПК путем концентрации военного производства на ограниченном числе научно - производственных комплексов (объединений), контролируемых государством;

обеспечение устойчивости и развития системы научно - производственной кооперации;

осуществление мер по стабилизации социально - экономического и финансового положения предприятий и организаций ОПК и формирование необходимой нормативной правовой базы по его реформированию;

объединение ресурсов государственного оборонного заказа, возможностей военно - технического сотрудничества, использования технологий двойного назначения для формирования научно - технического задела по созданию перспективных технологий и образцов продукции военного и гражданского назначения;

создание условий для расширения объемов инвестиций, технического перевооружения производственно - технологической базы, обновления и формирования нового состава и структуры активной части основных производственных фондов;

реализация государственных социальных гарантий в отношении работников, высвобождаемых в связи с проводимыми мероприятиями по реформированию ОПК, а также мероприятий по подготовке высококвалифицированных молодых специалистов для предприятий и организаций ОПК.

В результате предусмотренных мероприятий должна быть создана новая структура ОПК, обеспечивающая его устойчивое функционирование и выполнение основных задач обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований в соответствии с государственными оборонными заказами, планами военно - технического сотрудничества, планами мобилизационного развертывания, а также способная на базе созданных заделов обеспечить оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации новыми видами В и ВТ.

Параллельно с созданием интегрированных структур будет проводиться реформирование (реструктуризация) отдельных, не вошедших в их состав предприятий ОПК, направленное на обеспечение устойчивой работы в условиях рыночной системы хозяйствования. Реформирование неинтегрируемых предприятий будет осуществляться путем их внутренней реорганизации.

Государственное участие в реформировании и развитии ОПК будет осуществляться не только в форме бюджетного финансирования определенной части расходов, но и путем решения вопросов по:

передаче в доверительное управление головным компаниям интегрированных структур закрепленных в федеральной собственности пакетов акций предприятий и организаций, входящих в состав этих структур.

Управление государственной собственностью в ОПК должно быть подчинено решению трех основных задач:

трансформации сложившейся отраслевой организационно - технической структуры ОПК в современную продуктово - видовую структуру путем государственного содействия в формировании ограниченного числа крупных межотраслевых и межвидовых научно - производственных комплексов;

созданию вертикали управления ходом реализации заданий государственной программы вооружения и крупных экспортных контрактов;

привлечению внебюджетных инвестиций для финансирования проектов реструктуризации, реформирования и развития производственно - технологических комплексов и их кооперационного окружения путем разрешения головным компаниям снижать долю государства в их капиталах путем проведения дополнительных эмиссий акций среди частных инвесторов.

Главная цель экономического обеспечения военного строительства - своевременное и полное удовлетворение потребностей военной организации государства в материальных ресурсах, обусловленных решением стоящих перед ней задач.

Среди мер по достижению поставленной цели можно назвать:

комплектование, оснащение, всестороннее обеспечение и подготовка соединений и воинских частей постоянной боевой готовности сил общего назначения для решения задач сдерживания и ведения боевых действий в локальных войнах и вооруженных конфликтах;

совершенствование системы комплектования войск (сил) с последовательным переходом на контрактно - призывной принцип;

развитие международного военного (военно - политического) и военно - технического сотрудничества.

Основными направлениями совершенствования системы финансово - экономического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск являются:

завершение перехода на унифицированную систему бухгалтерского учета и стоимостный учет вооружения, военной техники и военного имущества;

внедрение казначейской системы исполнения федерального бюджета на всех уровнях финансирования структур Вооруженных Сил Российской Федерации;

завершение перехода на территориальный принцип в финансировании капитального строительства в военной сфере;

обеспечение последовательного перехода на централизованное начисление и выплату денежного довольствия военнослужащих и заработной платы гражданского персонала Министерства обороны Российской Федерации.