4.4.1. Реформа межбюджетных отношений

Основными целями реформирования межбюджетных отношений в среднесрочной перспективе являются:

экономическая эффективность - создание долгосрочных институциональных стимулов для региональных и местных органов власти и управления проводить структурные реформы, поддерживать конкурентную среду, благоприятный инвестиционный и предпринимательский климат;

бюджетная ответственность - управление общественными финансами при максимально эффективном использовании налоговых и иных ресурсов соответствующих территорий, прозрачность и подотчетность налогово - бюджетной политики;

социальная справедливость - обеспечение равного доступа граждан к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям вне зависимости от места их проживания;

политическая консолидация - достижение общественного согласия по вопросам распределения между уровнями бюджетной системы и регионами финансовых ресурсов, создание условий для эффективного выполнения региональными и местными властями своих полномочий в рамках гражданского общества.

Для достижения этих целей должны быть созданы правовые и финансово - экономические механизмы, повышающие ответственность региональных и местных властей за результаты проводимой ими политики, в том числе обеспечивающие единое экономическое пространство, формирование условий равной конкуренции между регионами.

Для реализации этой стратегии необходимо решить следующие первоочередные задачи в рамках Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года:

законодательно закрепить четкое и стабильное разграничение расходных полномочий по всем их составляющим между уровнями бюджетной системы;

ликвидировать нефинансируемые федеральные и региональные "мандаты";

повысить роль собственных доходов в формировании региональных и местных бюджетов за счет закрепленных за каждым уровнем бюджетной системы на долгосрочной основе в Налоговом и Бюджетном кодексах доходных источников и налоговых полномочий, прежде всего за счет закрепления за региональными и местными бюджетами прямых налогов с немобильной и равномерно размещенной налогооблагаемой базой. За каждым уровнем бюджетной системы должны быть законодательно закреплены доходные источники, соответствующие возложенным на них функциям и достаточные для финансирования этих функций;

перейти к стабильной, объективной и прозрачной методологии выравнивания бюджетной обеспеченности, позволяющей субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям самостоятельно рассчитывать на среднесрочную перспективу объем финансовой помощи из вышестоящих бюджетов и создающей стимулы к проведению ответственной бюджетной политики на региональном и местном уровнях;

упорядочить правовые основы межбюджетных отношений на уровне местного самоуправления в части разграничения расходных и налоговых полномочий местных бюджетов различного уровня и в сфере бюджетного выравнивания;

создать механизм федерального регулирования управления региональными и местными финансами, основанный на обязательных, рекомендуемых и дополнительных стандартах;

законодательно установить формализованные критерии и процедуры осуществления более жесткого контроля за бюджетным процессом и временного ограничения налогово - бюджетных полномочий региональных и местных властей;

завершить переход региональных и местных бюджетов на казначейское исполнение на основе единых федеральных стандартов.