Срок действия документа ограничен 1 марта 2029 года.

Общий порядок выполнения полетов

302. КДП, СКП и радиолокационные станции считаются неготовыми к управлению полетами, если они не оборудованы средствами объективного контроля или если имеющиеся на них средства объективного контроля не готовы для использования.

303. Полеты ЭВС планируются и выполняются в соответствии с Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации и настоящими Правилами.

Организация планирования использования воздушного пространства при выполнении полетов ЭВС осуществляется в соответствии с Федеральными авиационными правилами "Организация планирования использования воздушного пространства Российской Федерации" <29>.

--------------------------------

<29> Утвержденных приказом Минтранса Российской Федерации от 16 января 2012 г. N 6 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 марта 2012 г., регистрационный N 23577).

304. Экипаж ВС обязан выполнять полет в соответствии с заданием на полет в пределах установленных границ используемых элементов структуры воздушного пространства, выдерживать заданный режим полета, постоянно знать местонахождение своего ВС, информировать орган обслуживания воздушного движения (управления полетами) о своем местонахождении (местонахождении воздушного судна), метеорологических условиях полета и выполнять его указания.

305. В полете экипаж ЭВС ведет радиосвязь с органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) сменным позывным радиосигналом, присвоенным командиру воздушного судна или номером рейса.

306. При выполнении полетов и управлении полетами устанавливаются обязательные сообщения, которые включают запросы разрешений и сообщения экипажей ВС, указания, обязательные для выполнения экипажами, а также информацию руководителей полетов:

на запуск двигателей, руление на предварительный и исполнительный старты, пересечение взлетно-посадочной полосы при рулении;

о готовности к взлету (посадке);

по использованию посадочных систем (схем захода на посадку), об освобождении ВПП после посадки (пересечения при рулении), о заруливании на стоянку;

о входе (выходе) из зон аэродрома или вертодрома (зон управления полетами и пилотажных зон), о фактическом и расчетном времени пролета установленных контрольных точек, о наборе заданного эшелона (высоты) и о начале снижения и занятии вновь заданного эшелона (высоты);

об установлении высотомеров на эшелоне перехода на аэродромное давление, а также на минимальное давление, приведенное к уровню моря;

о фактическом количестве топлива на борту ВС (времени полета с данным количеством топлива);

о метеорологических условиях при выполнении полетов (опасных явлениях погоды), о скоплениях и перелетах птиц;

об установленных ограничениях по использованию аэродрома (вертодрома) и средств радиосветотехнического обеспечения полетов, по использованию воздушного пространства и схем полета.

307. В процессе радиообмена с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами) экипажи ВС обязаны подтверждать (повторять):

сообщения, отличающиеся от типовых или требующие изменения ранее принятого решения или плана полета;

разрешения и запрещения занятия ВПП, взлета, захода на посадку, посадки, изменения эшелона (высоты) полета;

значение принятого и установленного на высотомере давления;

значение заданного времени, магнитного (истинного) путевого угла ВПП для взлета и посадки, заданной частоты (номера) канала связи;

значение заданного курса, эшелона (высоты) и скорости полета.

При наличии радиосвязи орган обслуживания воздушного движения (управления полетами) обязан получить от экипажей ВС подтверждение о переданной им информации (указаний).

При отсутствии непосредственной двусторонней радиосвязи между органом обслуживания воздушного движения (управления полетами) и экипажем ВС для передачи и подтверждения взаимной информации необходимо использовать в качестве ретранслятора (по возможности) другие ВС, имеющие двустороннюю радиосвязь с обоими абонентами.

308. Руление (буксировка) ВС производится на минимальных скоростях, предусмотренных РЛЭ, обеспечивающих безопасность их передвижения.

Руление нескольких ВС в одном направлении производится на дистанциях, исключающих попадание в двигатели пыли (снега) или предметов, поднятых струей выходящих газов работающих двигателей (воздушным потоком от вращающихся винтов) впереди рулящих ВС.

В случае если направления руления ВС пересекаются, КВС, наблюдающий другое ВС справа, должен остановиться и пропустить его.

При рулении ВС навстречу друг другу командиры воздушных судов должны уменьшить скорость до минимальной, держаться правой стороны с расчетом разойтись со встречным ВС на прямолинейном участке РД левыми бортами на расстоянии между концами крыльев самолетов не менее 5 м, а между концами лопастей несущих винтов вертолетов - не менее диаметра несущих винтов.

Обгон впереди рулящего или буксируемого ВС запрещается.

В случае внезапного ослепления командира воздушного судна ярким источником света руление должно быть прекращено до адаптации зрения.

Команды на прекращение или продолжение руления подаются руководителем полетов по радио или сигналами сопровождающего.

309. Взлет одиночных ВС или групп ВС должен выполняться на безопасных временных интервалах.

310. Очередность взлета ВС определяется плановой таблицей полетов или суточным планом полетов.

Выполнять взлет запрещается, если:

на взлетно-посадочной полосе находятся другие ВС или препятствия;

обнаружены неисправности ВС, его оборудования или двигателей, с учетом перечня неисправностей, указанного в РЛЭ (РЭ) ВС, при которых разрешается выполнения полета;

наблюдаются опасные метеорологические явления или скопления птиц, представляющие угрозу для выполнения взлета;

скорость ветра (его боковая составляющая относительно ВПП) превышает установленную для данного типа ВС, или коэффициент сцепления на ВПП менее допустимого;

во время взлета и набора высоты может произойти опасное сближение с ранее взлетевшим ВС (попадание в спутный след от ранее взлетевшего ВС), или ВС, ушедшим на второй круг, или ВС, снижающимся к первому развороту;

ночью не горят огни ВПП (за исключением полетов по специальным программам).

Выполнять полет также запрещается в других случаях, если не обеспечивается безопасность взлета.

311. При определении очередности посадки органам обслуживания воздушного движения (управления полетами) следует исходить из необходимости приоритетного предоставления посадки воздушным судам:

выполняющим вынужденную (экстренную) посадку;

имеющим ограниченный запас топлива;

на борту которых находятся лица, нуждающиеся в срочной медицинской помощи;

командиры, которых в случае ухудшения метеорологических условий не подготовлены к полетам в ожидаемых условиях;

выполняющим полет в составе группы;

с пассажирами.

312. В случае если несколько ВС запрашивают одну и ту же высоту (эшелон) полета, то преимущество в занятии данной высоты (эшелона) полета имеет ВС, выполняющее полет на большую дальность.

313. При встрече с опасными метеорологическими явлениями, отказе АТ, в целях обеспечения безопасности полета на заданной высоте (эшелоне) командиру воздушного судна предоставляется право самостоятельно изменять высоту (эшелон) полета с немедленным докладом об этом органам обслуживания воздушного движения (управления полетами), осуществляющим обслуживание (управление) полета данного ВС.

В указанном случае КВС обязан, не изменяя высоты (эшелона) полета, отвернуть ВС вправо на 30 градусов от воздушной трассы (МВЛ) или маршрута полета, сообщить об этом органу ОВД (управления полетами) и, пройдя 30 км от оси воздушной трассы (МВЛ) или маршрута полета, вывести его на прежний курс с изменением высоты (эшелона) полета до избранного. В экстренных случаях снижение выполняется немедленно с момента начала отворота. Возврат на воздушную трассу (МВЛ) или маршрут полета производится только с разрешения органов обслуживания воздушного движения (управления полетами).

314. Полеты и перелеты экипажей ВС без документов аэронавигационной информации (выписок из них), а также в случае, если эти документы не сверены с контрольными экземплярами запрещаются.

315. ЭВС, предназначенные для выполнения полетов, должны иметь на борту соответствующие документы (копии документов).

Перечень документов, которые должны быть на борту ЭВС, определен Министерством промышленности и торговли Российской Федерации <30>.

--------------------------------

<30> Приказ Минпромторга России от 27 марта 2017 г. N 908 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 июня 2017 г., регистрационный N 47024).

316. При выполнении полетов на ВС, кроме расчетного количества топлива, необходимого для выполнения задания, должен находиться аэронавигационный запас топлива.

Аэронавигационный запас топлива при выполнении полетов должен обеспечивать:

полет до запасных аэродромов с ВПР или МВС на аэродроме посадки (назначения) и с запланированных рубежей;

выполнение полета на высоте круга на запасном аэродроме продолжительностью не менее 30 минут для неманевренных самолетов и БВС, 20 минут для вертолетов и 10 минут для маневренных самолетов, при этом после посадки остаток топлива должен быть не менее аварийного запаса, установленного РЛЭ (РЭ) для данного типа ВС.

Значение аэронавигационного запаса топлива и запланированные рубежи ухода на запасные аэродромы при полетах в районе аэродрома и при полетах по маршруту сообщаются экипажам ВС и ГРП на предполетных указаниях и записываются в полетное задание.

317. На ВС для предотвращения столкновения и повышения заметности ВС при рулении (буксировке) и в полете должны использоваться все имеющиеся на ВС светотехнические средства (проблесковые маяки, аэронавигационные (контурные) огни, фары, огни направленного освещения планера (двигателя). При этом проблесковые маяки должны включаться днем и ночью от момента начала запуска двигателей и до их остановки.

318. Полеты ВС, кабины которых не герметизированы или не имеют кислородного оборудования с необходимым запасом кислорода, должны выполняться на высотах не более 4 000 м.

319. Испытательные полеты на ЭВС выполняются в соответствии с заданием на полет, разрабатываемым на основании программы летных испытаний (исследований) и руководства по летной эксплуатации ВС, действующего на период проведения испытаний.

320. Испытательные полеты выполняются полным составом экипажа ВС в соответствии с действующим на период проведения испытаний руководством по летной эксплуатации ВС.

Для полетов, в которых запланирован выход за ограничения, установленные действующим руководством по летной эксплуатации ВС, а также в других случаях, по решению разработчика ВС устанавливается сокращенный состав экипажа ВС.

Состав сокращенного экипажа ВС и распределение обязанностей между членами экипажа определяются программой летных испытаний и указываются в полетном задании.

321. Оставление членом экипажа (участником испытаний) рабочего места в испытательном полете на многоместных ВС допускается в случаях, необходимых для выполнения задания, с разрешения командира воздушного судна, и должно быть предусмотрено заданием на полет.

322. При выполнении испытательного полета на борту ВС, кроме членов экипажа (участников испытаний в полете), для проверки (обучения) профессиональной подготовки членов экипажа могут находиться инспектирующие (проверяющие) лица, имеющие допуск к инструкторской работе и действующее свидетельство соответствующего специалиста авиационного персонала экспериментальной авиации.

323. Испытательные полеты не выполняются ночью:

по заданиям первой степени сложности на определение характеристик устойчивости и управляемости, прочности и отказобезопасности;

при первых вылетах на опытных (модифицированных, модернизированных) и серийных воздушных судах;

в других случаях, установленных программами летных испытаний, техническими условиями договора на выполнение испытаний или решением руководителя авиационной организации, исходя из условий обеспечения безопасности полетов.

324. Испытательные полеты на опытных, модифицированных и серийных воздушных судах выполняется в зонах испытательных полетов или в специально выделенном для их выполнения воздушном пространстве (воздушном пространстве над полигонами, посадочными площадками, авианесущими кораблями (судами, плавучими платформами).

Отдельные виды испытательных полетов могут выполняться по воздушным трассам (маршрутам зональной навигации, местным воздушным линиям) и маршрутам в соответствии с Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации и настоящими Правилами.

325. Испытательные полеты ЭВС, проводимые на аэродромах государственной или гражданской авиации (вертодромах, посадочных площадках, военных кораблях, гражданских судах), выполняются в соответствии с порядком и правилами, установленными инструкциями по производству полетов на этих аэродромах (вертодромах, посадочных площадках, военных кораблях, гражданских судах) или аэронавигационными паспортами, под контролем лиц, назначаемых приказом (распоряжением) руководителя авиационной организации, с правом утверждения ими полетных листов.