Срок действия документа ограничен 1 марта 2029 года.

Требования к управлению испытательными полетами

240. Управлять полетами воздушных судов вправе:

начальники служб управления воздушным движением;

старшие руководители полетов;

руководители полетов;

другие должностные лица ЛИП с высшим (средним) профессиональным образованием, имеющие действующие свидетельства руководителя полетов.

241. Допуск специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации к управлению полетами оформляется приказом (распоряжением) руководителя авиационной организации.

242. Управление полетами старшими руководителями полетов, руководителями полетов осуществляется в соответствии с технологиями их работы, утвержденными начальником ЛИП.

243. Управление полетами воздушных судов осуществляется при:

непрерывном радиолокационном (визуальном) контроле за ВС;

наличии двухсторонней радиосвязи между старшим руководителем полетов, руководителями полетов и экипажами воздушных судов, с использованием установленного порядка ведения радиосвязи;

непрерывной регистрации действий старшего руководителя полетов, руководителей полетов и экипажей воздушных судов средствами объективного контроля.

244. Для обеспечения радиолокационного контроля за полетами воздушных судов на экранах радиолокационных станций, используемых для управления полетами в ближней и дальней зонах, наносятся границы воздушного пространства аэродрома, границы зон ответственности руководителей полетов и рубежи передачи управления между ними, маршруты полетов воздушных судов, участки воздушных трасс и местных воздушных линий, другие необходимые данные.

245. На экранах посадочных радиолокационных станций наносятся линии глиссады и курса, котировочные метки, километровые метки и линии равных удалений (для более точного определения величины отклонения ВС от линии курса и глиссады).

Зоной допустимых отклонений по курсу является сектор с углом +/- 2° относительно линии курса, по глиссаде - сектор с углом +/- 0,5° относительно линии глиссады.

Линейные значения допустимых отклонений составляют:

при дальности 20 км до ВПП - +/- 750 м по курсу и +/- 200 м по высоте;

при дальности 15 км - +/- 560 м по курсу и +/- 150 м по высоте;

при дальности 10 км - +/- 370 м по курсу и +/- 100 м по высоте;

при дальности 4 км - +/- 150 м по курсу и +/- 40 м по высоте.

246. При управлении полетами должно быть организовано непрерывное визуальное наблюдение за всей площадью летных полос и рулежных дорожек при полетах в визуальных и приборных метеорологических условиях днем и ночью.

247. При управлении полетами в дальней и в ближней зонах и в зоне посадки должно быть:

не более 3-х воздушных судов в каждой зоне одновременно, если рабочее место руководителя полетов оборудовано экранами радиолокационных станций, для руководителей полетов 3-го класса (не более 4-х для руководителя полетов 2-го класса и не более 5-и для руководителя полетов 1-го класса);

не более 2-х воздушных судов в каждой зоне, если рабочее место руководителя полетов не оборудовано экранами радиолокационных станций для контроля, а также когда назначен один руководитель полетов для управления полетами в ближней зоне и в зоне посадки для руководителей полетов 3-го класса (не более 3-х для руководителя полетов 2-го класса и не более 4-х для руководителя полетов 1-го класса).

248. Количество воздушных судов одновременно находящихся под управлением руководителя полетов и группы руководства полетами на основании решения методического совета ЛИП устанавливается приказом (распоряжением) руководителя авиационной организации и указывается в технологиях работы руководителей полетов.

249. Минимальные интервалы вертикального эшелонирования, минимальные интервалы горизонтального эшелонирования, минимальные временные интервалы продольного эшелонирования в воздушном пространстве Российской Федерации устанавливаются федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации <28>.

--------------------------------

<28> Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 г. N 138 "Об утверждении Федеральных правилах использования воздушного пространства Российской Федерации".

Экипажи воздушных судов для обеспечения безопасности при управлении БВС полетами обязаны выдерживать заданную высоту (эшелон) полета, не допуская отклонений более +/- 30 м на многоместных воздушных судах и более +/- 50 м - на одноместных воздушных судах.

250. При выполнении воздушными судами взлета (посадки) старшему руководителю полетов, руководителям полетов запрещается на высотах менее 150 м для самолетов (менее 50 м для вертолетов) отвлекать внимание экипажей воздушных судов, за исключением случаев, если:

необходима команда (информация) при угрозе безопасности полета;

радиообмен на этих этапах полета предусмотрен заданием на полет;

запросы по радиосвязи предусмотрены условиями летной эксплуатации воздушного судна.

251. При выполнении пробежек и подлетов на любых типах воздушных судов должен быть назначен состав группы руководства полетами, подготовленный для управления полетами данных воздушных судов, а также выделены необходимые силы и технические средства, предусмотренные при выполнении полетов.

252. Порядок проведения одновременных полетов на самолетах и вертолетах на одном аэродроме (в одном воздушном пространстве) определяется инструкцией по производству полетов в районе аэродрома, при этом для взлета и посадки вертолетов оборудуется площадка и назначается руководитель полетов вертолетов, который включается в состав группы руководства полетами.

253. Выход воздушных судов за пределы воздушного пространства района аэродрома при неработающей аппаратуре государственного радиолокационного опознавания допускается только на основании разрешения центра ЕС ОрВД.

254. Полеты воздушных судов в воздушном пространстве района аэродрома решением начальника ЛИП ограничиваются или прекращаются:

на время приема и выпуска группы воздушных судов;

на время приема и выпуска воздушных судов, выполняющих литерные или подконтрольные рейсы;

при возникновении угрозы безопасности полетов из-за усложнения метеорологической, орнитологической, аэронавигационной, воздушной обстановки, состояния аэродрома (ВПП), средств связи и РТО полетов.

255. На аэродромах экспериментальной авиации, являющихся аэродромами назначения или запасными аэродромами, за 30 минут до расчетного времени прибытия (пролета) воздушного судна, включаются дежурные средства - командная радиостанция, РСБН, ДПРМ и автоматический радиопеленгатор, а для обеспечения взлета и посадки, кроме указанных средств, включаются радиолокационная система посадки, посадочная радиомаячная группа (радиомаячная система посадки), РЛС, БПРМ, светотехническое оборудование (при необходимости), а также другие средства по решению руководителя полетов на аэродроме (вертодроме) или по запросу экипажа воздушного судна.

256. Памятки руководителю полетов разрабатываются ведущими инженерами (по специальности), которые обязаны сверять их с РЛЭ (РЭ) воздушных судов один раз в три месяца, а при поступлении изменений в РЛЭ (РЭ) воздушных судов - немедленно. О проведенных сверках в памятках делаются отметки. Вид и форма памятки определяется начальником ЛИП.

257. Контроль за своевременной сверкой памяток с РЛЭ (РЭ) воздушных судов осуществляет начальник службы управления воздушным движением (УВД) ЛИП.

258. При обнаружении старшим руководителем полетов или руководителем полетов расхождения между высотой полета, отображенной на формуляре сопровождения по каналу вторичной радиолокации, и высотой, доложенной командиром воздушного судна, более 90 м, устанавливается непрерывный радиолокационный контроль за полетом данного воздушного судна и ему обеспечивается безопасный (увеличенный) интервал вертикального эшелонирования.

259. Все команды экипажам воздушных судов старших начальников, инспектирующих лиц (рекомендации специалистов), связанные с выполнением полетного задания, передаются только через старшего руководителя полетов.

Отвлекать лиц ГРП от исполнения своих обязанностей во время проведения полетов запрещается.