Срок действия документа ограничен 1 марта 2029 года.

Действия группы руководства полетами при управлении полетами

Действия группы руководства полетами

при управлении полетами

276. Лица ГРП при управлении полетами находятся на своих рабочих местах и осуществляют свои функции в соответствии с технологиями работы.

277. СРП, возглавляющий полную или сокращенную ГРП, во время предполетной подготовки к полетам и во время полетов подчиняется начальнику ЛИП (его заместителю по летной службе), начальнику службы УВД, и на период подготовки и выполнения полетов является начальником для руководителей полетов, входящих в ГРП, авиационных диспетчеров, а также для лиц, входящих в ГОП.

В его распоряжении находятся все выделенные на время полетов поисково-спасательные и технические силы и средства.

278. РП на СКП во время предполетной подготовки к полетам и во время полетов подчиняется СРП, находится на СКП и осуществляет управление полетами воздушных судов в зоне визуального контроля.

279. РП на ВСКП во время предполетной подготовки к полетам и во время полетов подчиняется СРП, находится на ВСКП и осуществляет управление полетами воздушных судов в зоне визуального контроля.

280. РБЗ во время предполетной подготовки к полетам и во время полетов подчиняется СРП, находится на оборудованном рабочем месте и осуществляет управление полетами воздушных судов в ближней зоне.

281. РЗП во время предполетной подготовки к полетам и во время полетов подчиняется СРП, находится на оборудованном рабочем месте и осуществляет управление полетами воздушных судов в зоне посадки.

282. РДЗ подчиняется СРП (на вертодроме может не назначаться), находится на оборудованном рабочем месте и осуществляет управление полетами воздушных судов в дальней зоне.

283. РП на полигоне (на посадочной площадке, на площадке десантирования) во время предполетной подготовки к полетам и во время полетов подчиняется СРП, находится на оборудованном рабочем месте и осуществляет управление полетами воздушных судов в воздушном пространстве полигона (посадочной площадки, площадки десантирования).

284. РП в зоне визуального контроля подчиняется СРП или РП, осуществляющему радиолокационный контроль за полетами в этой зоне, находится на оборудованном рабочем месте и осуществляет управление полетами воздушных судов в своей зоне ответственности.

285. РП с палубы военного корабля (гражданского судна) и плавучей платформы является начальником для руководителей полетов, входящих в состав группы руководства полетами, а также лиц, входящих в группу обеспечения полетов и участвующих в полетах, находится на оборудованном рабочем месте и осуществляет управление полетами воздушных судов в воздушном пространстве, выделенном для выполнения полетов с палубы военного корабля (невоенного судна) и плавучей платформы.

286. Управление полетами включает действия группы руководства полетами (руководителей полетов), направленные на обеспечение своевременного и безопасного выполнения экипажами воздушных судов полетных заданий (регулирование движения воздушных судов, оказание помощи экипажам воздушных судов при возникновении особых случаев в полете или при попадании воздушных судов в опасные метеорологические условия полета, контроль за соблюдением порядка использования воздушного пространства).

287. При управлении полетами СРП:

руководит работой групп руководства полетами и обеспечения полетов;

определяет время проведения воздушной и радиолокационной разведки погоды и орнитологической обстановки;

осуществляет управление полетами воздушных судов в воздушном пространстве аэродрома (установленном воздушном пространстве) как лично, так и через руководителей полетов, входящих в группу руководства полетами, в соответствии с технологией работы и находится на КДП;

лично разрешает (запрещает) экипажам воздушных судов запуск двигателей, выруливание на предварительный и исполнительный старт, взлет и посадку в соответствии с плановой таблицей полетов и суточным планом использования воздушного пространства;

разрешает взлет после доклада командира воздушного судна о готовности к взлету, убедившись в том, что:

а) конфигурация воздушного судна является взлетной (по личному наблюдению и по докладам с поста технического контроля, руководителя полетов на СКП (ВСКП) и командира воздушного судна);

б) взлетно-посадочная полоса свободна (по личному наблюдению в своей зоне ответственности и по докладам РП на СКП (ВСКП), с временных пунктов наблюдения и командира воздушного судна, выполнившего посадку, об освобождении взлетно-посадочной полосы);

в) состояние аэродрома, воздушной, метеорологической и орнитологической обстановки обеспечивают безопасность взлета;

разрешает посадку после доклада командира воздушного судна о готовности к посадке, убедившись в том, что:

а) конфигурация воздушного судна является посадочной (по личному наблюдению, по докладам РП на СКП (ВСКП) и командира воздушного судна);

б) взлетно-посадочная полоса свободна (по личному наблюдению в своей зоне ответственности, по докладам РП на СКП (ВСКП), с временных пунктов наблюдения и командира воздушного судна, выполнившего посадку, об освобождении взлетно-посадочной полосы);

в) состояние аэродрома, воздушной, метеорологической и орнитологической обстановки обеспечивают безопасность посадки;

г) воздушное судно на участке от ДПРМ до удаления 2000 м от порога взлетно-посадочной полосы находится в пределах зоны допустимых отклонений по курсу и глиссаде (по докладу РЗП);

визуально следит за выполнением взлетов и посадок воздушных судов, за их пробегом, выпуском тормозных парашютов и освобождением взлетно-посадочной полосы и (при необходимости) подает соответствующие команды или рекомендации, направленные на обеспечение безопасности полета;

обеспечивает выполнение полетов в соответствии с полетными заданиями экипажей;

контролирует выдерживание экипажами воздушных судов установленных (запланированных на полет) режимов полета и маршрутов, подает команды на исправление отклонений (лично или через руководителей полетов);

не допускает полетов воздушных судов над запретными зонами и зонами ограничений полетов, расположенными в воздушном пространстве аэродрома (выделенном воздушном пространстве);

контролирует остатки топлива на воздушных судах (запросом у экипажа или посредством использования вторичной радиолокации);

эшелонирует воздушные суда и осуществляет их разведение в соответствии с предусмотренными интервалами (пункт 249 настоящих Правил);

контролирует выполнение правил и фразеологии радиообмена между руководителями полетов и экипажами воздушных судов;

подает команды на включение и выключение посадочных прожекторов;

во время дневных полетов при минимуме погоды подает команды:

на включение заградительных огней на аэродроме и вокруг аэродрома, огней посадочной системы на курсах взлета и посадки;

на установку посадочных прожекторов со снятыми рассеивателями (где это предусмотрено) и направлением их лучей под углом 3° к горизонту навстречу заходящим на посадку воздушным судам (при полетах вертолетов прожекторы могут не выставляться);

контролирует работу средств связи и радиосветотехнического обеспечения полетов и дает команду (разрешение) дежурному по связи и радиосветотехническому обеспечению полетов на их включение (выключение) и переключение (в случае необходимости);

следит за состоянием и изменениями воздушной, метеорологической и орнитологической обстановки в воздушном пространстве аэродрома (выделенном воздушном пространстве) и запасных аэродромов, состоянием своего и запасных аэродромов, сил и средств обеспечения полетов, о чем докладывает начальнику ЛИП (заместителю начальника ЛИП по летной службе) для принятия решения, а при невозможности доклада начальнику ЛИП (заместителю начальника ЛИП по летной службе) принимает решение о прекращении или ограничении полетов на аэродроме или направлении воздушных судов на запасный аэродром с последующим докладом указанным выше лицам;

принимает решение о прекращении полетов при получении штормового предупреждения или оповещения;

принимает решение о прекращении (ограничении полетов), об организации срочной посадки воздушных судов на своем аэродроме или направлении их на запасный аэродром при достижении критических значений метеорологических элементов или предельных расстояний до опасных явлений погоды, при внезапном ухудшении погоды, при возникновении сложной орнитологической обстановки;

принимает решение о прекращении или ограничении полетов при приеме (выпуске) группы воздушных судов, а также литерных и подконтрольных рейсов;

при направлении воздушного судна на запасный аэродром:

оценивает остаток топлива на воздушном судне, сообщает о направлении воздушного судна органу ОВД запасного аэродрома, докладывает об этом в соответствующий центр ЕС ОрВД и получает от него подтверждение о готовности запасного аэродрома к приему воздушного судна, условия полета и управления БВС полетом;

сообщает экипажу воздушного судна наименование запасного аэродрома, маршрут и высоту полета, условия управления полетом, данные о запасном аэродроме (при необходимости), расстояние до него, курс и время полета;

обеспечивает управление полетом воздушного судна до установленного рубежа, контролирует его полет за пределами установленного рубежа до дальности видимости радиолокационной станции, установленной на аэродроме;

дает указания командиру воздушного судна о порядке снижения и захода на посадку при запросе экипажем воздушного судна внеочередной посадки, а руководителям полетов - команды по управлению полетом данного воздушного судна, сообразуясь с воздушной обстановкой;

принимает меры по оказанию помощи пострадавшим и освобождению ВПП (в случае аварийной ситуации) от воздушного судна, получившего повреждения, и в зависимости от наземной и воздушной обстановки принимает решение о направлении воздушных судов, находящихся в воздухе, в зоны ожидания, на запасный аэродром или о посадке их на грунтовую (запасную) взлетно-посадочную полосу;

оказывает помощь экипажу при возникновении особых случаев в полете:

а) обеспечивает выполнение решения командира воздушного судна в части использования воздушного пространства;

б) приводит в готовность поисково-спасательные, аварийные, медицинские и пожарные силы и средства;

в) докладывает о случившемся и принятых мерах начальнику ЛИП (заместителю начальника ЛИП по летной службе) и в соответствующий центр ЕС ОрВД;

организует поиск воздушного судна и экипажа при его вынужденной посадке вне аэродрома или вынужденном покидании экипажем воздушного судна;

докладывает начальнику ЛИП (заместителю начальника ЛИП по летной службе), в соответствующий центр ЕС ОрВД в случаях, когда воздушное судно в установленное время не возвратилось на аэродром вылета или не прибыло на аэродром посадки, а также при получении сигнала "Бедствие" и принимает меры по обнаружению воздушного судна и оказанию ему помощи;

обеспечивает пролет через воздушное пространство аэродрома транзитных воздушных судов в соответствии с указаниями и условиями, выданными центром ЕС ОрВД, освобождает необходимые эшелоны, организует радиолокационный контроль за их полетом, информирует экипажи этих судов о воздушной обстановке, а при необходимости (в целях обеспечения безопасности полета) дает указания об изменении условий полета в воздушном пространстве аэродрома с докладом об этом в центр ЕС ОрВД;

принуждает к посадке воздушные суда, экипажи которых не выполняют команды руководителей полетов или нарушают порядок использования воздушного пространства Российской Федерации;

поддерживает установленный порядок на летном поле аэродрома;

разрешает выезд технических и других средств на ВПП и РД при наличии на них исправных радиостанций, проблесковых маяков и при устойчивой двухсторонней радиосвязи с ними;

контролирует наличие и устойчивость радиосвязи с руководителем работ на ВПП и РД, дает команду на их освобождение от технических средств и контролирует ее выполнение, с целью освобождения ими ВПП не менее чем за 5 минут до взлета и за 10 минут до посадки воздушного судна;

ведет записи в журнале старшего руководителя полетов.

288. При выходе воздушного судна за пределы зоны допустимых отклонений по курсу и (или) глиссаде на участке от ДПРМ до удаления 2000 м от порога взлетно-посадочной полосы командиру (экипажу) воздушного судна СРП или РП в зоне посадки (определяется технологией работы РП) подается команда об уходе на второй круг.

На этапе ухода на второй круг ВС управляет СРП, а после рубежа передачи управления - ВС РП в ближней зоне.

Разрешение СРП на посадку ВС передается командиру (экипажу) ВС, выполняющему предпосадочное снижение ВС по глиссаде на участке за 1000 м до подхода к ДПРМ и до удаления 2000 м от порога взлетно-посадочной полосы.

289. При управлении полетами РП на СКП:

подчиняется старшему руководителю полетов, находится на СКП и осуществляет управление полетами воздушных судов в зоне визуального контроля в соответствии с технологией работы;

ведет радиообмен с экипажами воздушных судов в соответствии с порядком осуществления радиосвязи;

контролирует:

руление воздушных судов;

освобождение ими ВПП после посадки;

состояние покрытий ВПП и РД и докладывает об этом старшему руководителю полетов перед разрешением воздушным судам взлета и посадки, а также в других случаях в соответствии с технологией работы;

установку, включение и выключение посадочных прожекторов, работу светотехнического оборудования;

взлетную и посадочную конфигурацию воздушных судов;

следит за направлением и скоростью ветра, видимостью на взлетно-посадочной полосе, за скоплениями птиц, высотой и направлением их полета;

следит при взлете воздушных судов за включением форсажа и ускорителей, за разбегом, отрывом и набором высоты и оказывает экипажам помощь в исправлении ошибок (отклонений), информирует экипажи о появлении внешних признаков отказа авиационной техники и (при необходимости) дает команду на прекращение взлета;

оказывает помощь при посадке воздушных судов в визуальном выходе на ВПП, при необходимости (для обеспечения безопасности полета) - дает команду об уходе на второй круг, следит за приземлением и пробегом воздушных судов, выпуском тормозных парашютов и освобождением ВПП;

следит за соблюдением правил передвижения людей и спецавтотранспорта по летной полосе и РД, принимает меры к прекращению нарушений, контролирует освобождение ВПП после выполнения на ней работ;

принимает меры (в пределах своих полномочий) по оказанию помощи экипажам воздушных судов при их ошибочных действиях, а также в случаях, когда техническое состояние воздушных судов и летной полосы, состояние воздушной, метеорологической, орнитологической и наземной обстановки не соответствует установленным требованиям, для чего информирует экипажи или подает им команды и докладывает об этом старшему руководителю полетов.

290. При управлении полетами РП на ВСКП:

подчиняется СРП, находится на ВСКП и осуществляет управление полетами ВС в зоне визуального контроля в соответствии с технологией работы;

ведет радиообмен с экипажами ВС в соответствии с порядком осуществления радиосвязи;

контролирует руление ВС;

контролирует занятость и состояние взлетно-посадочной полосы и РД и докладывает СРП перед разрешением на взлет и посадку ВС, а также в других случаях в соответствии с технологией работы;

контролирует взлетную конфигурацию ВС, включение форсажа и ускорителей, работу светотехнического оборудования;

следит за направлением и скоростью ветра, видимостью на взлетно-посадочной полосе, за скоплением птиц, высотой и направлением их полета;

при взлете ВС следит за включением форсажа и ускорителей, за разбегом, отрывом и набором высоты и оказывает экипажам помощь в исправлении ошибок (отклонений), информирует экипажи о появлении внешних признаков отказа авиационной техники и дает команду на прекращение взлета, при необходимости;

при посадке ВС следит за пробегом, выпуском (сбросом) тормозных парашютов и освобождением взлетно-посадочной полосы;

следит за соблюдением правил передвижения людей и спецавтотранспорта по взлетно-посадочной полосе и РД, принимает меры к прекращению нарушений, контролирует освобождение взлетно-посадочной полосы после выполнения работ;

принимает меры по оказанию помощи экипажам воздушных судов при ошибочных действиях экипажей воздушных судов, а также в случаях, когда техническое состояние воздушных судов и летной полосы, состояние воздушной, метеорологической, орнитологической и наземной обстановки не соответствует установленным требованиям (в пределах своих обязанностей), для чего информирует экипажи или подает им команды и докладывает СРП.

291. При управлении полетами РБЗ:

подчиняется СРП, находится на оборудованном рабочем месте и осуществляет управление полетами ВС в ближней зоне в соответствии с технологией работы;

ведет радиообмен с экипажами ВС в соответствии с порядком осуществления радиосвязи;

проводит радиолокационную разведку погоды и орнитологической обстановки;

обеспечивает выполнение полетов ВС в ближней зоне в соответствии с полетными заданиями экипажей, передает и принимает управление полетами воздушных судов на установленных рубежах;

эшелонирует воздушные суда в ближней зоне и осуществляет их разведение с использованием вертикального и бокового (продольного) эшелонирования в соответствии с установленными интервалами (пункт 249 настоящих Правил);

контролирует выдерживание экипажами воздушных судов установленных (запланированных на полет) режимов полета и маршрутов, подает им команды на исправление отклонений, не допускает полетов воздушных судов над запретными зонами и зонами ограничения полетов, расположенными в ближней зоне;

контролирует остатки топлива на воздушных судах с использованием вторичной радиолокации или по запросу экипажей;

формирует поток заходящих на посадку ВС;

контролирует полеты транзитных ВС через ближнюю зону в соответствии с указаниями СРП;

предпринимает действия в соответствии с технологией работы и указаниями старшего руководителя полетов в случае отказа средств связи, радиолокационной станции, средств объективного контроля, пропадании отметки воздушного судна или появления сигнала бедствия на экране радиолокационной станции, а также при возникновении особых случаев в полете;

при появлении на экране радиолокационной станции опасных явлений погоды или стай птиц следит за направлением и скоростью их смещения, принимает меры, исключающие попадание воздушных судов в эти опасные явления или столкновение с птицами и докладывает о них СРП;

руководит работой расчета радиолокационной станции.

292. При управлении полетами РЗП:

подчиняется СРП, находится на оборудованном рабочем месте и осуществляет управление полетами ВС в зоне посадки в соответствии с технологией работы;

ведет радиообмен с экипажами ВС в соответствии с порядком осуществления радиосвязи;

докладывает СРП о дальности до ВПП заходящего на посадку воздушного судна перед выруливанием другого воздушного судна на исполнительный старт для взлета (пересечения взлетно-посадочной полосы);

принимает и передает управление полетами воздушных судов на установленных рубежах, управляет ими в процессе разворота на посадочной курс и на предпосадочной прямой, при этом применяет единую методику, независимо от применяемого экипажем способа управления воздушным судном (ручного, директорного или автоматического) и применяемых наземных средств посадки;

передает экипажу информацию о дальности до порога ВПП и положении воздушного судна (находящегося в зоне допустимых отклонений) относительно линий курса и глиссады (в метрах) после выхода из четвертого разворота и далее (до ДПРМ) - на дальностях кратных двум через два километра и за 400 - 600 м до точки входа в глиссаду и через один километр после прохода ДПРМ, а также по запросу экипажа;

дает команду на прекращение снижения, а затем сообщает информацию о величине отклонения от линии глиссады и о дальности до порога взлетно-посадочной полосы в случае, если воздушное судно находится ниже линии глиссады за пределами зоны допустимых отклонений;

дает команду экипажу воздушного судна при выходе его за пределы зоны допустимых отклонений (помимо информации на установленных рубежах):

а) при отклонении по курсу - на доворот для выхода на посадочный курс и информирует его о величине отклонения и о дальности до порога ВПП;

б) при отклонении по высоте:

если воздушное судно находится ниже линии глиссады - на прекращение снижения и информирует его о величине отклонения и о дальности до порога ВПП;

если воздушное судно находится выше глиссады - информирует экипаж о величине отклонения и о дальности до порога ВПП (при этом подавать команды об увеличении вертикальной скорости снижения запрещается);

информирует экипаж о подходе воздушного судна к линии курса и линии глиссады (с упреждением);

докладывает старшему руководителю полетов о выходе воздушного судна за пределы зоны допустимых отклонений по курсу и (или) глиссаде на участке от ДПРМ до удаления 2000 м от порога ВПП;

прекращает информирование экипажа воздушного судна о дальности до порога ВПП и положении воздушного судна на курсе и глиссаде при нахождении его в зоне допустимых отклонений, если КВС доложил о визуальном наблюдении ВПП или если по заданию на испытательный полет информация не требуется. Во всех случаях нахождения воздушных судов на предпосадочной прямой РЗП контролирует полет в пределах видимости воздушного судна на экране посадочного радиолокатора и принимает меры по обеспечению безопасности полетов независимо от установленных ограничений по радиообмену;

действует в соответствии с технологией работы и указаниями старшего руководителя полетов при отказе средств связи, объективного контроля или радиолокационной станции, пропадании отметок воздушных судов или появлении сигнала "Бедствие" на экране радиолокационной станции, при возникновении особых случаев в полете;

следит при появлении на экране радиолокационной станции опасных явлений погоды или стай птиц, за направлением и скоростью их смещения, а также принимает меры, исключающие попадание воздушных судов в эти опасные явления погоды или столкновение с птицами, о чем докладывает СРП.

293. При управлении полетами РДЗ:

подчиняется СРП, находится на оборудованном рабочем месте и осуществляет управление полетами ВС в дальней зоне в соответствии с технологией работы;

ведет радиообмен с экипажами воздушных судов в соответствии с порядком осуществления радиосвязи;

проводит радиолокационную разведку погоды и орнитологической обстановки;

обеспечивает выполнение полетов воздушных судов в дальней зоне в соответствии с полетными заданиями экипажей, передает и принимает управление полетами воздушных судов на установленных рубежах;

эшелонирует воздушные суда в дальней зоне и осуществляет их разведение с использованием вертикального и бокового (продольного) эшелонирования в соответствии с установленными интервалами (пункт 249 настоящих Правил);

контролирует выдерживание экипажами воздушных судов установленных (запланированных на полет) режимов полета и маршрутов, подает им команды на исправление отклонений, не допускает полетов воздушных судов над запретными зонами и зонами ограничения полетов, расположенными в дальней зоне;

контролирует остатки топлива на воздушных судах с использованием вторичной радиолокации или по запросу экипажей;

контролирует полеты транзитных воздушных судов через дальнюю зону в соответствии с указаниями старшего руководителя полетов;

действует в соответствии с технологией работы и указаниями старшего руководителя полетов при отказе средств связи, радиолокационной станции, средств объективного контроля, пропадании отметок воздушных судов или появлении сигнала "Бедствие" на экране радиолокационной станции, при возникновении особых случаев в полете;

следит при появлении на экране радиолокационной станции опасных явлений погоды или от стай птиц за направлением и скоростью их смещения, а также принимает меры, исключающие попадание воздушных судов в эти опасные явления погоды или столкновение с птицами, о чем докладывает СРП;

руководит работой расчета радиолокационной станции.

294. При управлении полетами РП на полигоне (на посадочной площадке, на площадке десантирования):

подчиняется СРП, находится на оборудованном рабочем месте и осуществляет управление полетами воздушных судов в воздушном пространстве полигона (посадочной площадки, площадки десантирования) в соответствии с технологией работы;

ведет радиообмен с экипажами воздушных судов в соответствии с порядком осуществления радиосвязи;

проводит (при наличии радиолокационных средств) радиолокационную разведку погоды и орнитологической обстановки;

передает и принимает управление полетами воздушных судов на установленных рубежах, обеспечивает выполнение полетов в соответствии с полетными заданиями экипажей;

эшелонирует воздушные суда в выделенном воздушном пространстве;

контролирует выдерживание экипажами воздушных судов установленных (запланированных на полет) режимов полета и маршрутов, подает им команды на исправление отклонений, не допускает полетов воздушных судов над запретными зонами и зонами ограничения полетов, расположенными в выделенном воздушном пространстве;

передает экипажам воздушных судов условия выполнения заданий, информирует их о воздушной, метеорологической и орнитологической обстановке;

разрешает (запрещает) экипажам воздушных судов применение оружия (на полигоне), взлет и посадку (на посадочной площадке), выполнение десантирования грузов, парашютистов (на площадке десантирования);

передает метеорологические условия (барометрическое давление на уровне площадки, скорость и направление ветра у земли и другие необходимые данные) при выполнении десантирования или по запросу экипажа;

следит за состоянием и изменениями воздушной, метеорологической, орнитологической и наземной обстановки, информирует об этом экипажи воздушных судов и принимает решение на ограничение или запрещение полетов и докладывает об этом старшему руководителю полетов;

запрещает выполнение заданий экипажам воздушных судов и возвращает их на аэродром в случаях несоответствия метеорологических условий полетному заданию, угрозы безопасности полета, отказа навигационных или прицельных систем, нарушений экипажем задания на полет, при отказе средств связи и радиосветотехнического оборудования;

докладывает СРП и в центр ЕС ОрВД о начале, окончании и перерывах в работе;

фиксирует результаты применения оружия (на полигоне), приземления грузов и парашютистов (на площадке десантирования), учитывает ошибки экипажей и неразорвавшиеся средства поражения для последующего доклада начальнику летно-испытательного подразделения;

действует в соответствии с технологией работы и докладывает старшему руководителю полетов при отказе средств связи, объективного контроля, радиотехнического оборудования, пропадании отметок воздушных судов или появлении сигнала "Бедствие" на экране радиолокационной станции, при возникновении особых случаев в полете;

следит при появлении на экране радиолокационной станции опасных явлений погоды, стай птиц или при их визуальном обнаружении, за направлением и скоростью их смещения, а также принимает меры, исключающие попадание воздушных судов в эти опасные явления погоды или столкновение с птицами и докладывает об этом СРП;

руководит работой расчета радиолокационной станции, силами и средствами обеспечения полетов;

ведет записи в журнале руководителя полетов.

295. При управлении полетами РП в зоне визуального контроля:

подчиняется старшему руководителю полетов или руководителю полетов, осуществляющему радиолокационный контроль за полетами в этой зоне, находится на оборудованном рабочем месте и осуществляет управление полетами воздушных судов в зоне в соответствии с технологией работы;

ведет радиообмен с экипажами воздушных судов в соответствии с порядком осуществления радиосвязи;

следит за воздушной, орнитологической и наземной обстановкой в зоне и об изменениях докладывает старшему руководителю полетов (руководителю полетов);

следит за метеорологической обстановкой в зоне, принимает меры, исключающие попадание воздушных судов в опасные метеорологические условия, не допускает выполнения заданий в метеорологических условиях, не соответствующих полетным заданиям;

контролирует выполнение экипажами воздушных судов фигур сложного или высшего пилотажа (высоту в нижней и верхней точках вертикального маневра, высоту при горизонтальных маневрах, включение форсажа двигателей, а также дымов при их использовании), сложных видов маневра при боевом применении (правильность ввода в пикирование (кабрирование) и выдерживание заданного угла пикирования, начало (высоту) и темп вывода из пикирования, выполнение противоосколочных и других маневров) и в случаях отклонения от заданных параметров подает экипажам воздушных судов команды по обеспечению безопасности полета;

принимает меры по оказанию помощи экипажам воздушных судов в случаях, когда состояние воздушной, метеорологической, орнитологической или наземной обстановки в зоне не соответствует установленным требованиям, а также при допущении экипажами воздушных судов ошибок (нарушений), и докладывает об этом старшему руководителю полетов (руководителю полетов).

296. При управлении полетами РП на корабле:

является начальником для руководителей полетов, входящих в состав ГРП, а также лиц, входящих в группу обеспечения полетов и участвующих в полетах;

подчиняется командиру корабля (заместителю командира корабля по авиации), находится на оборудованном рабочем месте и осуществляет управление полетами ВС в воздушном пространстве, выделенном для выполнения полетов с корабля, в соответствии с технологией работы;

осуществляет управление полетами ВС лично и через руководителей полетов, входящих в группу руководства полетами;

руководит работой сил и средств, обеспечивающих полеты;

ведет радиообмен с экипажами ВС в соответствии с порядком осуществления радиосвязи;

передает и принимает управление полетами ВС на установленных рубежах;

эшелонирует воздушные суда в выделенном воздушном пространстве;

контролирует выдерживание экипажами ВС установленных (запланированных на полет) режима полета и маршрутов, подает им команды на исправление отклонений;

обеспечивает выполнение полетов ВС в соответствии с полетными заданиями, информирует экипажи о состоянии воздушной, морской, гидрометеорологической и орнитологической обстановки, сообщает им курс и скорость хода корабля и другие необходимые данные;

следит за состоянием и изменениями воздушной, морской, гидрометеорологической и орнитологической обстановки в районе полетов, за состоянием посадочной палубы и ее оборудования, а также сил и средств обеспечения полетов и докладывает об этом командиру корабля (заместителю командира корабля по авиации) для принятия решения, а в случае невозможности доклада командиру корабля (заместителю командира корабля по авиации) принимает решение об ограничении или прекращении полетов, направлении воздушных судов на запасный аэродром или организации немедленной посадки на корабль с последующим докладом об этом командиру корабля (заместителю командира корабля по авиации);

запрещает выполнение заданий и возвращает экипажи ВС на корабль (направляет на запасный аэродром) в случаях несоответствия гидрометеорологических условий полетным заданиям, угрозы безопасности полета, отказа навигационных систем, нарушений экипажами установленных параметров выполнения задания, при отказе средств связи и радиотехнического оборудования и докладывает об этом командиру корабля (заместителю командира корабля по авиации);

следит за появлением на экране радиолокационной станции опасных явлений погоды или стай птиц, за направлением и скоростью их смещения и принимает меры, исключающие попадание воздушных судов в эти опасные явления погоды или столкновение с птицами;

докладывает о начале, окончании и перерывах в полетах в центр ЕС ОрВД и командиру корабля (заместителю командира корабля по авиации);

обеспечивает выполнение решения командира воздушного судна в части использования воздушного пространства, при возникновении особых случаев в полете (воздушное судно терпит бедствие) и оказывает помощь экипажу (если она необходима по информации командира воздушного судна), приводит в готовность поисково-спасательные, аварийные, медицинские и пожарные силы и средства на корабле;

организует поиск воздушного судна и экипажа, оказание помощи экипажу в случаях, если продолжение полета не обеспечивает безопасности экипажа, и КВС принял решение на вынужденное покидание воздушного судна или вынужденную посадку вне корабля, докладывает о случившемся и принятых мерах командиру корабля (заместителю командира корабля по авиации);

осуществляет иные действия по управлению полетами воздушных судов с учетом состава группы руководства полетами, сил и средств обеспечения полетов, особенностей оборудования корабля данного типа, требований Инструкции по производству полетов с корабля данного типа, а также настоящих Правил;

дает рекомендации командиру корабля (гражданского судна) на изменение параметров движения корабля (курса, скорости хода, условий качки) для обеспечения наиболее благоприятных условий взлета, посадки и полетов ВС, если иные условия не оговорены в задании на испытательный полет.