6.2. Определение показателей для аккредитационной экспертизы образовательной программы

Аккредитационная экспертиза проводится аккредитующей организацией в соответствии с критериями, установленными Общими требованиями, и учитывает:

1) результаты прохождения выпускниками образовательной программы профессионального экзамена в форме независимой оценки квалификации (при наличии независимой оценки квалификации по соответствующей квалификации);

2) соответствие сформулированных в образовательной программе планируемых результатов освоения образовательной программы (выраженных в форме профессиональных компетенций) профессиональным стандартам, иным квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации;

3) соответствие учебных планов, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), оценочных материалов и процедур запланированным результатам освоения образовательной программы (компетенциям и результатам обучения);

4) соответствие кадровых, материально-технических, информационно-коммуникационных, учебно-методических и иных ресурсов, непосредственно влияющих на качество подготовки выпускников, содержанию профессиональной деятельности и профессиональным задачам, к которым готовится выпускник;

5) наличие спроса на образовательную программу, востребованность выпускников профессиональной образовательной программы работодателями;

6) подтвержденное участие работодателей:

в проектировании образовательной программы, включая планируемые результаты ее освоения, оценочные материалы, учебные планы, рабочие программы;

в организации проектной работы обучающихся;

в разработке и реализации программ практики, формировании планируемых результатов их прохождения;

в разработке тем выпускных квалификационных работ, значимых для соответствующих областей профессиональной деятельности.

При разработке методики профессионально-общественной аккредитации СПК следует учитывать, что образовательные программы разных видов и уровней имеют свою специфику, которая может потребовать введения дополнительных критериев аккредитационной экспертизы. Вместе с тем, принимая решение о дополнительных критериях, следует руководствоваться правилом оптимальной достаточности, не возлагая на профессионально-общественную аккредитацию не свойственных ей функций, например функций, выполняемых государственной аккредитацией или аудитом систем менеджмента качества.

В целом, дополняя систему критериев, СПК не должен их увеличивать более чем на 20% от общего числа критериев, установленных Общими требованиями, что позволит сохранить единство подходов в рамках модели профессионально-общественной аккредитации, соответствующей идеологии Национального совета.

По каждому из критериев, установленных Общими требованиями, устанавливаются пороговые значения для принятия решения о профессионально-общественной аккредитации или об отказе в ней. Критерии могут уточняться за счет показателей, позволяющих объективно и достоверно проводить аккредитационную экспертизу образовательной программы. Для каждого из показателей устанавливается "вес", определяющий влияние данного показателя на принятие решения о выполнении соответствующего критерия.

Используемые по каждому критерию показатели могут быть как количественными, так и качественными, предполагающими экспертную оценку. Качественные показатели носят констатирующий характер и оцениваются на основе дихотомического подхода (да - нет), однако могут предполагать примечания, объясняющие позицию эксперта.

Ниже приведены возможные подходы к отбору и пороговым значениям показателей. Они носят рекомендательный характер. Окончательный перечень, а также пороговые значения показателей зависят от особенностей аккредитуемой образовательной программы.