7. Использование результатов профессионально-общественной аккредитации при составлении рейтингов основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ

В соответствии со статьей 96 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" на основе результатов профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ аккредитующие организации могут формировать рейтинги аккредитованных образовательных программ с указанием реализующих их организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Рейтинги обеспечивают систематизацию и понятную визуализацию информации о качестве образовательных программ для разных целевых аудиторий. Абитуриентам такая информация облегчает поиск качественной образовательной программы, востребованной рынком труда; работодателям - рекрутирование выпускников, квалификация которых соответствует положениям профессиональных стандартов, образовательным организациям, стремящимся к повышению своей конкурентоспособности, - отбор лучших практик, ориентируясь на которые можно совершенствовать собственные образовательные программы. Для потребителей образовательных услуг важно, чтобы рейтинговые оценки были достоверными, понятными, верифицируемыми, что обеспечивается выбором методологии и методики составления рейтинга.

Типовые методики построения рейтингов предлагают алгоритм, включающий следующие шаги:

выбор объекта оценивания;

определение ключевых параметров, характеризующих объект;

установление значимости ("веса") каждого параметра;

задание условий, обеспечивающих сопоставимость результатов;

отбор надежных источников информации о выбранных параметрах оценки объекта;

обработка полученных результатов.

Модель профессионально-общественной аккредитации, заданная Общими требованиями, обеспечивает СПК решениями практически по каждому из перечисленных этапов. Так, объектом рейтингования является особая категория образовательных программ - образовательные программы, получившие профессионально-общественную аккредитацию. Критерии и показатели, на основании которых проводится аккредитационная экспертиза, образуют совокупность ключевых параметров ранжирования, позволяющих проводить оценку образовательной программы на основании объективных данных.

Число показателей и критериев, обеспечивающих процедуру профессионально-общественной аккредитации, отобрано по принципу оптимальной достаточности: их немного, но они полно и точно отражают актуальную для профессионального сообщества характеристику образовательной программы - производство востребованного экономикой продукта (образовательного, проектного, научного). При этом по каждому критерию указаны ключевые показатели, что позволяет обоснованно распределять их "веса", проводить расчет по каждой образовательной программе и определять ее рейтинговую позицию.

Сопоставимость результатов оценки обеспечивается кластеризацией образовательных программ в соответствии с "профилем" СПК и группой профессиональных стандартов, относящихся к зоне его ответственности.

Результаты аккредитационной экспертизы позволяют СПК применять разные типы рейтингования:

рейтинг с начислением единого итогового балла (интегральная оценка, выводимая с учетом всех критериев, в соответствии с которыми проводится аккредитационная экспертиза);

рейтинги по отдельным параметрам (например, "успешность прохождения выпускниками образовательной программы процедуры независимой оценки квалификации", "востребованность образовательной программы, заинтересованный спрос на выпускников", "технологическая оснащенность образовательной программы", "спрос на проектное, консалтинговое обеспечение экономики (степень коммерциализации проектов, исследований, выполняемых преподавателями и студентами)" и др.).

Использование разных вариантов сопоставления аккредитованных ОП обеспечивает интерактивность и транспарентность процедуры рейтингования (заинтересованным сторонам предоставляется возможность выбора одного параметра или группы параметров для сравнения образовательных программ).

Применение рейтинговых технологий целесообразно в случае, когда аккредитующими организациями, уполномоченными СПК, накоплен достаточный массив аккредитованных образовательных программ. В случае принятия СПК решения о построении рейтинга информацию о процедуре рейтингования необходимо разместить в открытом доступе на официальном сайте СПК в сети "Интернет". Информация должна содержать описание методики и параметров, используемых при построении рейтинга образовательных программ; сведения о "весах" для каждого отдельного параметра, применяемых для расчета итогового/комплексного результата; анализ и интерпретацию полученных в ходе оценочных процедур результатов. Нормативной базой реализации процедуры рейтингования может стать положение о рейтинге аккредитованных образовательных программ.