ИЗМЕНЕНИЯ В КОАП РФ. ИЗМЕНЕНИЯ В УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Ужесточается административная ответственность за нарушения в сфере эксплуатации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств

Устанавливается, в частности, что изготовление или установка радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств без специальных разрешений (лицензий), если их наличие обязательно, теперь влечет наложение административного штрафа: на граждан - в размере от 1,5 тыс. до 3 тыс. рублей; на должностных лиц - от 3 тыс. до 6 тыс. рублей; на юридических лиц - от 30 тыс. до 60 тыс. рублей. При этом во всех случаях допускается конфискация радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств.

В случае неустановки радиоэлектронного средства или высокочастотного устройства по месту, указанному при их регистрации, граждане могут быть оштрафованы на сумму от 300 до 500 рублей; должностные лица - от 500 до 1 тыс. рублей; лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 500 до 1 тыс. рублей; юридические лица - от 5 тыс. до 10 тыс. рублей.

Место установки определяется по географическим координатам, указанным при регистрации радиоэлектронного средства и (или) высокочастотного устройства. Фактом, подтверждающим неосуществление установки, является повторно выявленное в течение 3 месяцев с момента первого выявления отсутствие радиоэлектронного средства и (или) высокочастотного устройства по месту, указанному при регистрации радиоэлектронного средства и (или) высокочастотного устройства.

Предусматривается, что не влечет административной ответственности использование радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств, предназначенных для индивидуального приема программ телевизионного вещания и радиовещания, а также для использования изделий бытовой электроники, не содержащих радиоизлучающих устройств.

(Федеральный закон от 02.08.2019 N 317-ФЗ)

Вводятся дополнительные требования к содержанию ходатайства о продлении срока содержания под стражей

Так, в постановлении о возбуждении ходатайства излагаются сведения о следственных и иных процессуальных действиях, произведенных в период после избрания меры пресечения или последнего продления срока содержания обвиняемого под стражей, а также основания и мотивы дальнейшего продления срока содержания обвиняемого под стражей. Указанный в постановлении о возбуждении ходатайства срок, на который продлевается содержание обвиняемого под стражей, должен определяться исходя из объема следственных и иных процессуальных действий, приведенных в этом постановлении. Если одним из мотивов продления срока содержания обвиняемого под стражей является необходимость производства следственных и иных процессуальных действий, приведенных в предыдущих ходатайствах, то в постановлении о возбуждении ходатайства указываются причины, по которым эти действия не были произведены в установленные ранее сроки содержания обвиняемого под стражей.

Суд вправе продлить содержание под стражей на меньший срок, чем указано в постановлении о возбуждении ходатайства, если посчитает его достаточным для выполнения объема следственных и иных процессуальных действий, приведенных в постановлении.

При отказе в удовлетворении ходатайства о продлении срока содержания под стражей в отношении обвиняемого судья по собственной инициативе вправе при наличии определенных оснований избрать в отношении обвиняемого меру пресечения в виде запрета определенных действий, залога или домашнего ареста.

Кроме того, определены категории лиц, обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений в сфере предпринимательской деятельности, в отношении которых заключение под стражу не может быть применено. К ним относятся:

- индивидуальные предприниматели (если преступления совершены в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности или управлением принадлежащим им имуществом, используемым в целях предпринимательской деятельности);

- члены органа управления коммерческой организации (если преступления совершены в связи с осуществлением ими полномочий по управлению организацией либо в связи с осуществлением коммерческой организацией предпринимательской или иной экономической деятельности).

(Федеральный закон от 02.08.2019 N 315-ФЗ; Письмо ФССП России от 14.08.2019 N 00043/19/166151-ИС)

Раскрыто понятие "специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации"

Статья 138.1 УК РФ "Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации" дополнена примечанием, которым определено, что под специальными техническими средствами, предназначенными для негласного получения информации, понимаются приборы, системы, комплексы, устройства, специальные инструменты для проникновения в помещения и (или) на другие объекты и программное обеспечение для электронных устройств для доступа к информации и (или) получения информации с технических средств ее хранения, обработки и (или) передачи, которым намеренно приданы свойства для обеспечения функции скрытого получения информации либо доступа к ней без ведома ее обладателя.

Предусматривается, что к специальным техническим средствам, предназначенным для негласного получения информации, не относятся находящиеся в свободном обороте приборы, системы, комплексы, устройства, инструменты бытового назначения, обладающие функциями аудиозаписи, видеозаписи, фотофиксации и (или) геолокации, с открыто расположенными на них органами управления таким функционалом или элементами индикации, отображающими режимы их использования, или наличием на них маркировочных обозначений, указывающих на их функциональное назначение, и программное обеспечение с элементами индикации, отображающими режимы его использования и указывающими на его функциональное назначение, если им преднамеренно путем специальной технической доработки, программирования или иным способом не приданы новые свойства, позволяющие с их помощью получать и (или) накапливать информацию, составляющую личную, семейную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну, без ведома ее обладателя.

Одновременно соответствующее примечание включено в статью 20.23 КоАП РФ.

(Федеральные законы от 02.08.2019 N 308-ФЗ и N 314-ФЗ)

В случае отказа в удовлетворении заявления об отводе подача повторного заявления тем же лицом и по тем же основаниям в уголовном процессе не допускается

Решение об отказе в удовлетворении заявления об отводе, принятое в ходе досудебного производства по уголовному делу, не является препятствием для последующей подачи заявления об отводе тем же лицом в отношении того же лица и по тем же основаниям в ходе судебного производства по уголовному делу.

Предусмотрено исключение из общего порядка разрешения судом вопроса об отводе, если он заявлен повторно тем же лицом и по тем же основаниям.

(Федеральный закон от 02.08.2019 N 309-ФЗ; Письмо ФССП России от 14.08.2019 N 00043/19/166151-ИС)

Вводится уголовная ответственность за нарушение правил культивирования наркосодержащих растений для производства наркотических средств и психотропных веществ в медицинских целях и в ветеринарии

Указанное деяние наказывается штрафом в размере до 120 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 года либо обязательными работами на срок до 360 часов с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

(Федеральный закон от 02.08.2019 N 304-ФЗ)