3. Проведение и результаты проверок

3.1. Процедуры многоступенчатого административно-общественного контроля в системе управления охраной труда могут предусматривать, что на рабочих местах производятся проверки состояния условий и охраны труда, как методов с составлением карт наблюдения, так и разработанным картам с контрольными вопросами (чек-листам).

Примечание: В организациях профсоюза работников здравоохранения РФ наиболее распространенными являются тематические проверки с использованием карт, содержащих контрольные вопросы для установления соответствия условий и охраны труда на рабочих местах структурного подразделения (организации) государственным нормативным требованиям охраны труда.

3.2. Проверка методом карт с контрольными вопросами (чек-листов) осуществляется Уполномоченными по планируемой теме самостоятельно, а также совместно с должностными лицами, членами комиссий в рамках планируемых мероприятий комитета (комиссии) по охране труда или графиком мероприятий комиссии по проведению специальной оценки условий труда. Контрольные вопросы проверок могут быть рекомендованы или установлены вышестоящим выборным органом Профсоюза.

Чек-листы составляются из вопросов, отражающих содержание обязательных требований, раздела карты об устанавливающих данные требования нормативных правовых актах и графами ответа "ДА", "НЕТ", "Другое" или "Комментарий к нарушению".

Если контрольный вопрос не свойственнен к выполняемым функциям работника, то в графах строки, предполагающей ответ ставится прочерк "-".

Примечание: Чек-лист может включать ряд вопросов, на которые отвечает как сам Уполномоченный (проверяющий), так и руководитель структурного подразделения или работник этого структурного подразделения.

По итогам, о выявленных нарушениях, связанных с ответом "НЕТ", предпринимаются меры по составлению и направлению Уполномоченным представлений (предложений) с требованием об их устранении и информация заносится в Реестр установленной формы (Приложения N 8 и N 7).

В столбце "Комментарий к нарушению" рекомендуется делать отметку о выявленном нарушении и действиям Уполномоченного, т.е. по данному нарушению информация внесена в Реестр выявленных нарушений и кому направлено представление (предложение) о необходимости принятия мер, в связи с нарушением (государственных нормативных требований охраны труда, статьи Трудового кодекса РФ, федерального закона, нормативного правового акта, локального нормативного акта, условий коллективного договора по пункту и т.д.).

Примечание: Реестр регистрации выданных представлений (предложений) по выявленным нарушениям в структурном подразделении ведется самостоятельно Уполномоченным, при этом контроль за устранением нарушений осуществляется как со стороны Уполномоченного, так и со стороны профсоюзного комитета и (или) старшего уполномоченного по охране труда (при наличии) совместно со службой (специалистом) по охране труда.

3.2.1. Проверка в структурном подразделении (организации) прохождения работниками инструктажей по охране труда проводится для установления соответствия требованиям Трудового кодекса РФ и постановления Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29.

Рекомендуется по данной теме проверять своевременность прохождения работниками инструктажей и наличие распорядительных документов (локальных нормативных актов) по данному вопросу.

Важно. При подготовке к проверке Уполномоченному необходимо ознакомиться с Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29, которым утвержден Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций (далее - Порядок).

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.03.2022 в ТК РФ внесены значительные изменения. Упомянутая норма ст. 225 соответствует ст. 219 новой редакции.

Пунктом 2.1.1. Порядка предусмотрено, что для всех принимаемых на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан проводить инструктаж по охране труда. Аналогичная норма содержится в ст. 225 Трудового кодекса РФ.

Все принимаемые на работу лица, а также лица, перечисленные в п. 2.1.2 Порядка, проходят вводный инструктаж по охране труда, который должен проводить специалист по охране труда или работник, на которого приказом работодателя (или уполномоченного им лица) возложены эти обязанности.

Инструктажи по охране труда:

- первичный инструктаж на рабочем месте - проводится до начала самостоятельной работы инструктируемых лиц (п. 2.1.4. Порядка и п. 8.7. ГОСТ 12.0.004-2015 "Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения" (далее - ГОСТ 12.0.004-2015);

- повторный инструктаж - проводится не реже одного раза в шесть месяцев аналогично первичному инструктажу на рабочем месте для закрепления полученных знаний и навыков (п. 2.1.5 Порядка и п. 8.8 ГОСТ 12.0.004-2015);

- внеплановый инструктаж - проводится для информирования работающих на данном рабочем месте об изменениях в организации работ и соответствующих изменениям требований охраны труда для их безопасного выполнения (п. 2.1.6 Порядка и п. 8.9 ГОСТ 12.0.004-2015);

- целевой инструктаж, который проводится при выполнении разовых работ, при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и работ, на которые оформляются наряд-допуск, разрешение или другие специальные документы, а также при проведении в организации массовых мероприятий. Проведение данного инструктажа фиксируется либо в наряде на выполнение работ (наряде-допуске), либо в специальном журнале целевых инструктажей (п. 2.1.7 Порядка и п. 8.10 ГОСТ 12.0.004-2015).

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.03.2022 в ТК РФ внесены значительные изменения. Упомянутая норма ст. 212 соответствует ст. 214 новой редакции.

В целях реализации требований ст. 212 Трудового кодекса РФ проведение всех видов инструктажей по охране труда у работодателя должно регистрироваться в соответствующих журналах проведения инструктажей (в установленных случаях - в наряде-допуске на производство работ) с указанием подписи инструктируемого и подписи инструктирующего, а также даты и времени проведения инструктажа (абз. 5 п. 2.1.3 Порядка и п. 8.4 ГОСТ 12.0.004-2015). Формы журнала регистрации инструктажа на рабочем месте приведены в Приложениях к ГОСТ 12.0.004-2015.

В формах журнала регистрации целевого инструктажа и журнала регистрации инструктажа на рабочем месте, утвержденных ГОСТ 12.0.004-2015 предусмотрено указание наименования структурного подразделения.

Примечание: Уполномоченные должны знать, что ГОСТ 12.0.004-2015 носит рекомендательный характер.

Инструктаж по охране труда должен завершаться устной проверкой приобретенных работником знаний и навыков безопасных приемов работы лицом, проводившим инструктаж.

Важно. Статья 229.2 Трудового кодекса РФ рассматривает журнал регистрации инструктажа как один из инструментов, используемых при расследовании несчастных случаев с работником.

Типичные нарушения:

1. Проведение инструктажа с работниками структурного подразделения.

- Инструктажи по охране труда на рабочем месте проводят работники не прошедшие обучение в учебном центре;

- Инструктажи по охране труда на рабочем месте проводят работники, не назначенные приказом (распоряжением);

- Инструктажи по охране труда на рабочем месте проводят работники с истекшим сроком прохождения обучения в учебном центре (более 3 лет);

- Инструктаж по охране труда не проводился или нарушены установленные сроки проведения инструктажа и др.

2. Документация.

- Отсутствуют журнал установленной формы о регистрации инструктажей на рабочем месте или инструкции по охране труда;

- Не все работники расписались в журнале о прохождении инструктажа;

- Инструктажи по охране труда проводились по инструкциям, не введенным в действие приказом (распоряжением) работодателя или инструкции по охране труда не пересмотрены;

- Инструкции по охране труда не согласованы с профсоюзным комитетом;

- Не указан вид инструктажа в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте;

- Не ведется журнал "Учета и выдачи инструкций по охране труда" и др.

Важно. Непроведение с работниками инструктажа на рабочем месте или допуск их к работе с нарушенными графиками прохождения повторного инструктажа могут рассматриваться контрольно-надзорными органами как несоблюдение государственных нормативных требований и работодатель (должностное ответственное лицо) привлечены к административной ответственности.

Примечание: В соответствии со ст. 5.27.1. КоАП РФ допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

Примерная форма Карты (чек-листа) с контрольными вопросами для проверки в структурном подразделении своевременного проведения с работниками инструктажей по охране труда приводится в Приложении N 10.

Перечень предлагаемых в карте (чек-листе) контрольных вопросов является рекомендованным и может быть дополнен или изменен Уполномоченным самостоятельно или совместно со службой (специалистом) по охране труда по согласованию с профсоюзным комитетом (старшим уполномоченным по охране труда).

3.2.2. Проверка своевременного прохождения работниками обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров проводится для установления соответствия требованиям Трудового кодекса РФ и приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н.

Работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники также проходят и внеочередные медицинские осмотры.

По окончании прохождения этих медицинских осмотров медицинская организация, в которой он проводился должна оформить медицинское заключение.

Работники медицинских организаций проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Уполномоченные должны знать, что медицинский осмотр:

- проводится на основании поименных списков, разработанных на основании контингентов работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным осмотрам, с указанием вредных (опасных) производственных факторов, а также вида работы в соответствии с Перечнем факторов и Перечнем работ;

- перед проведением осмотра работодатель (его уполномоченный представитель) обязан вручить лицу, направляемому на периодический осмотр, направление на периодический медицинский осмотр;

Примечание: Работодатель (его представитель) обязан организовать учет выданных направлений.

- является завершенным в случае осмотра работника всеми врачами-специалистами, а также выполнения полного объема исследований, предусмотренных в Перечне факторов или Перечне работ.

Частота проведения осмотров определяется наименованиями вредных и (или) опасных производственных факторов, воздействующих на работника, или видами выполняемых работ

В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России

от 12.04.2011 N 302н:

Предварительный медицинский осмотр проводится для определения соответствия состояния здоровья лица, поступающего на работу, поручаемой ему работе, раннего выявления и профилактики заболеваний.

Предварительный медицинский осмотр:

- проводится при поступлении на работу на основании направления на медицинский осмотр, выданного поступающему на работу лицу работодателем;

- осуществляется исходя из наличия на рабочем месте вредных производственных факторов и выполнения работ, предусмотренных Перечнями;

- является завершенным в случае осмотра лица, поступающего на работу, всеми врачами-специалистами, выполнения полного объема лабораторных и функциональных исследований.

Периодический медицинский осмотр проводится для динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления заболеваний; выявления заболеваний, состояний, являющихся медицинскими противопоказаниями для продолжения работы, связанной с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов, а также отдельных работ; своевременного проведения профилактических и реабилитационных мероприятий; своевременного выявления и предупреждения возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний; предупреждения несчастных случаев на производстве.

Важно. Для прохождения осмотра работник обязан прибыть в медицинскую организацию в день, установленный календарным планом, и предъявить в медицинской организации необходимые документы.

Психиатрическое освидетельствование проводится для определения пригодности работника по состоянию психического здоровья к осуществлению отдельных видов деятельности, а также к работе в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 N 377.

Примечание: Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 695 "О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности" утверждены Правила обязательного психиатрического освидетельствования работниками.

Психиатрическое освидетельствование работника проводится:

- врачебной комиссией, создаваемой органом управления здравоохранением;

- не реже одного раза в 5 лет;

- в срок не более 20 дней с даты обращения работника в комиссию;

- на добровольной основе с учетом норм, установленных Законом Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".

Работник для прохождения освидетельствования представляет выданное работодателем направление, в котором указываются вид деятельности и условия труда работника, предусмотренные вышеуказанным Перечнем. Одновременно работником должен быть предъявлен паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность.

Примечание: За допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Если работник отказывается от прохождения периодических медицинских осмотров, работодатель должен отстранить его от работы в силу ст. 76 Трудового кодекса РФ. Кроме этого, за несоблюдение трудовой дисциплины работника могут привлечь к дисциплинарной ответственности.

При выявлении противопоказаний медицинским заключением может быть рекомендовано перевести работника временно или постоянно на другую должность, не противопоказанную ему по состоянию здоровья. В случае отказа работника от перевода он придется уволить в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ.

Время прохождения указанных медицинских осмотров включается в рабочее время.

Типичные нарушения:

1. Прохождение медицинских осмотров работниками структурного подразделения.

- Периодический медицинский осмотр работник не проходил;

- Работник не был ознакомлен письменно о том, что он подлежит периодическому медицинскому осмотру и ему не было вручено уведомление;

- Не соблюдаются установленные сроки проведения периодического медицинского осмотра;

- Нарушаются сроки иммунизации сотрудников в рамках Национального календаря профилактических прививок, утвержденного приказом Минздрава России от 21.03.2014. N 125н;

Примечание: Профилактическая иммунизация персонала проводится в соответствии с национальным, и региональным календарем профилактических прививок (п. 15.1 раздела I СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность");

- Работник не прибыл в установленный день в медицинскую организацию, для проведения медицинского осмотра;

- Предварительный, периодический, внеочередной медицинские осмотры, психиатрическое освидетельствование, а также экспертизы в случае подозрения на наличие у работника медицинских противопоказаний и профессиональных заболеваний проводилось за счет работника и др.

2. Документация.

- Отсутствует у работодателя утвержденный список контингентов, подлежащих предварительным (при приеме на работу) медицинским осмотрам и периодическим медицинским осмотрам;

- Отсутствует у работодателя журнал об ознакомлении работников, подлежащих периодическому осмотру, в соответствии с планом-графиком или самого плана;

- Отсутствуют утвержденные поименные списки, составленные на основании утвержденного списка контингента работников, подлежащих прохождению предварительного медицинского осмотра;

- Отсутствует подтверждение (в любой форме) о направлении поименных списков в медицинскую организацию;

- Отсутствует журнал учета выдачи направлений о прохождении периодического медицинского осмотра и др.

Карта контрольных вопросов (чек-лист) для проверки Уполномоченным может включать различные вопросы, связанные со своевременным прохождением работниками обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров и ведением документации.

Примерная форма Карты (чек-листа) с контрольными вопросами для проверки своевременного прохождения работниками структурного подразделения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров приводится в Приложении N 11.

Перечень предлагаемых в карте (чек-листе) контрольных вопросов является рекомендованным и может быть дополнен или изменен Уполномоченным самостоятельно или совместно со службой (специалистом) по охране труда по согласованию с профсоюзным комитетом (старшим уполномоченным по охране труда).

3.2.3. Проверка своевременного обеспечения по установленным нормам работников, смывающими и обезвреживающими средствами проводится для установления соответствия требованиям Трудового кодекса РФ и приказа Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 г. N 1122н, которым установлены типовые нормы бесплатной выдачи работникам таких средств и стандарт безопасности.

Нормы выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, соответствующие условиям труда на рабочем месте работника, должны быть указаны в трудовом договоре работника или в локальном нормативном акте работодателя, а также быть доведены до сведения работника в письменной или электронной форме и способом, позволяющим подтвердить ознакомление работника с указанными нормами.

Перечень рабочих мест и список работников, для которых необходима выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств, должен быть составлен службой (специалистом) охраны труда либо иным уполномоченным структурным подразделением (должностным лицом) работодателя и утвержден работодателем с учетом мнения профсоюзного комитета.

Выдача работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств согласно Типовым нормам осуществляется уполномоченным структурным подразделением (должностным лицом) работодателя.

Примечание: Указанный перечень рабочих мест и список работников формируются на основании Типовых норм и в соответствии с результатами специальной оценки условий труда с учетом особенностей существующего процесса и организации труда, применяемых сырья и материалов.

До получения работодателем результатов проведения специальной оценки условий труда или в случае их отсутствия у работодателя перечень рабочих мест и список работников, для которых необходима выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств, формируются с учетом мнения профсоюзного комитета на основании Типовых норм.