3.2 Управленческие механизмы оценки качества общего образования

Оценка качества общего образования строится на основе следующих управленческих принципов.

Учет имеющегося российского опыта в сфере оценки качества образования. Термин "качество образования" закреплен в Законе об образовании в Российской Федерации <14>. Кроме того, в последние годы в России реализуется целый комплекс мероприятий в сфере оценки качества образования (государственная итоговая аттестация по программам основного общего и среднего общего образования, национальные исследования качества образования, всероссийские проверочные работы, исследования компетенций учителей и др.). Методология ориентирована на учет всех сложившихся в России на федеральном уровне подходов и оценочных процедур в этой сфере.

--------------------------------

<14> Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об образовании в Российской Федерации", Статья 2, п. 29.

Учет приоритетных направлений развития экономики на федеральном и региональном уровнях. Методология обеспечивает учет потребностей и приоритетных направлений развития экономики России в целом, особенностей развития экономик регионов России.

Учет реальной проблематики российского образования. Методология учитывает реальные проблемы российского образования, способствует формированию управленческих инструментов и механизмов, направленных на решение этих проблем, а также формированию инструментов оценки эффективности их решения.

Ориентация на развитие российских механизмов управления качеством образования. Поскольку одной из целей разработки и принятия Методологии является повышение эффективности управления качеством образования в Российской Федерации, Методология ориентирована на развитие механизмов управления качеством образования на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и на уровне ОО, направленных на реализацию ключевых приоритетов развития системы общего образования в Российской Федерации.

Методология также ориентирована на выявление и распространение позитивных управленческих практик, касающихся значимых аспектов деятельности системы общего образования.

Данный принцип может быть реализован только в случае регулярного участия всех заинтересованных групп пользователей в анализе, обсуждении и применении результатов проекта.

Повышение мотивации участников образовательных отношений. Применение Методологии будет способствовать совершенствованию и регулярному обновлению содержания ФГОС, внедрению обновленных ФГОС, модернизации российского образования, повышению вовлеченности обучающихся и их родителей (законных представителей) в образовательный процесс, пониманию ими перспектив достижения успеха в обучении и, как следствие - повышению мотивации к обучению.

Методология нацелена на стимулирование большей вовлеченности всех участников образовательных отношений и органов исполнительной власти, местного самоуправления в решение актуальных задач, связанных с модернизаций образования и повышением качества образования, и для этого она предусматривает:

- соответствие содержания разных процедур оценки качества образования ФГОС;

- возможность применения изложенных в Методологии подходов к оценке качества образования на всех уровнях управления образованием - от федерального до уровня общеобразовательной организации;

- обеспечение активной "обратной связи" по итогам оценки качества образования, вовлечение участников образовательных отношений в обсуждение итогов оценки и выявленных проблем, а также перспектив и направлений развития;

- формирование у органов исполнительной власти всех уровней актуальных целевых установок в соответствии с ключевыми принципами Методологии;

- подробное и адресное информирование участников образовательных отношений, разъяснение целей, принципов, методов и других аспектов оценки качества образования.

С учетом направленности Методологии на модернизацию российского образования и развитие механизмов управления качеством образования в Российской Федерации, решение конкретных проблем в российском образовании основным управленческим механизмом реализации оценки качества образования является обеспечение возможности использования результатов оценки для управления качеством образования, в том числе:

- для сопоставления различных управленческих решений и выявления более эффективных механизмов управления качеством образования;

- для повышения квалификации специалистов по оценке качества образования, а также привлечения в данную область новых кадров;

- для оценки результативности решения проблем на основе анализа соответствующих показателей.

Ежегодное общественно-профессиональное обсуждение итогов проекта. Важной частью проекта должен являться ежегодный анализ и общественно-профессиональное обсуждение его результатов, поскольку организация мероприятий в каждый следующий год должна осуществляться с учетом выводов и корректив, полученных по результатам прошедшего года. В том числе, должны обсуждаться вопросы модернизации российского образования, направлений обновления содержания ФГОС, а также приоритеты при отборе объектов для оценки качества образования. Результаты данного обсуждения могут реализовываться в том числе при совершенствовании всего спектра процедур оценки качества общего образования, рассматриваемых в рамках данной Методологии.

Использование широкого спектра критериев оценки качества образования на всех уровнях управления образованием. Одним из ключевых критериев оценки качества образования в рамках национального проекта "Образование" является попадание России в десятку лучших стран мира по качеству общего образования. Количественный показатель по данному критерию "Средневзвешенный результат Российской Федерации в группе международных исследований, средневзвешенное место Российской Федерации (не ниже)" включен в число основных показателей Федерального проекта "Современная школа".

Вместе с тем, в соответствии со всеми изложенными выше принципами формирование критериев оценки качества образования должно проводиться с учетом:

- имеющегося российского опыта оценки качества образования;

- актуальных проблем российского образования;

- ориентации на развитие российских механизмов управления качеством образования;

- необходимости повышения мотивации участников образовательных отношений, в том числе, путем вовлечения участников образовательных отношений в обсуждение итогов оценки и выявленных проблем, а также перспектив и направлений развития.

Таким образом, в рамках настоящей Методологии предполагается, что формирование критериев оценки качества образования является частью деятельности всех участников образовательных отношений, а также органов исполнительной власти муниципального и регионального уровня, осуществляемой в целях развития механизмов управления качеством образования.

При этом критерии в каждом конкретном случае должны быть сопоставлены с целями индивидуализации обучения каждого ученика, развития образовательной организации, муниципальной или региональной системы образования и обеспечивать оценку продвижения к достижению этих целей.

Важным требованием к формулировке критериев является отсутствие негативных последствий для системы образования в результате применения данных критериев. Например, критерии не должны стимулировать участников образовательных отношений к искусственному завышению показателей или к внедрению управленческих решений, негативно сказывающихся на качестве или доступности образования.