Уровни естественнонаучной грамотности

В основе представленной классификации лежит классификация уровней исследования PISA-for-Schools по математической грамотности 1 - 5 уровни (представлено сверху) и структуре исследования PISA-2015 (представлено ниже).

6

Students are able to use content, procedural and epistemic knowledge to consistently provide explanations, evaluate and design scientific enquiries, and interpret data in a variety of complex life situations that require a high level of cognitive demand. They can draw appropriate inferences from a range of different complex data sources, in a variety of contexts and provide explanations of multi-step causal relationships. They can consistently distinguish scientific and non-scientific questions, explain the purposes of enquiry, and control relevant variables in a given scientific enquiry or any experimental design of their own. They can transform data representations, interpret complex data and demonstrate an ability to make appropriate judgments about the reliability and accuracy of any scientific claims. Level 6 students consistently demonstrate advanced scientific thinking and reasoning requiring the use of models and abstract ideas and use such reasoning in unfamiliar and complex situations. They can develop arguments to critique and evaluate explanations, models, interpretations of data and proposed experimental designs in a range of personal, local and global contexts

Учащиеся могут использовать предметные, процедурные и эпистемологические знания для последовательного предоставления объяснений, оценки и проведения научного исследования и интерпретации данных в различных сложных жизненных ситуациях, требующих высокого уровня когнитивной деятельности. Они могут делать соответствующие выводы из комплексно представленной информации в различных источниках данных и предоставить объяснения многоступенчатых причинно-следственных связей. Они могут последовательно различать научные и ненаучные вопросы, объяснять цели исследования и контролировать соответствующие переменные в научном исследовании или в любом собственном эксперименте. Они могут преобразовывать представления, интерпретировать сложные данные и демонстрировать способность делать соответствующие суждения о надежности и точности любых научных утверждений. Учащиеся 6 уровня постоянно демонстрируют передовое научное мышление и рассуждения, требующие использования моделей и абстрактных идей, и используют такие рассуждения в незнакомых и сложных ситуациях. Они могут приводить аргументы для критики и оценки объяснений, моделей, интерпретации данных и предлагаемых экспериментов в различных личных, местных и глобальных контекстах.

Не выделяются уровни освоения естественнонаучной грамотностью

5

Students can make multiple inferences, comparisons and contrasts from texts and demonstrate a full and detailed understanding of one or more texts; they can locate and organise several pieces of deeply embedded information, critically evaluate texts, and have a detailed understanding of texts whose content or form is unfamiliar

Учащиеся могут делать множественные выводы, сравнения и сопоставления в текстах, демонстрировать полное и детальное понимание одного или нескольких текстов; они могут находить и структурировать информацию, заданную неявно, критически оценивать текст, формировать детальное понимание текста с незнакомым контекстом или формой представления

Учащиеся могут использовать предметные, процедурные и эпистемологические знания для предоставления объяснений, оценки и разработки научных исследований и интерпретации данных в различных жизненных ситуациях в некоторых, но не во всех случаях когнитивной деятельности высокого уровня. Они делают выводы на основании изучения комплекса источников данных в различных контекстах и могут объяснить некоторые многоэтапные причинно-следственные связи. Как правило, они могут различать научные и ненаучные вопросы, объяснять цели исследования и контролировать соответствующие переменные в научном исследовании или в любом собственном экспериментальном проекте. Они могут преобразовывать некоторые представления данных, интерпретировать сложные данные и демонстрировать способность делать соответствующие суждения о достоверности и точности любых научных утверждений. У учащихся 5-го уровня наличествует передовое научное мышление и рассуждения, требующие использования моделей и абстрактных идей; они используют такие рассуждения в незнакомых и сложных ситуациях. Они могут предложить доказательства для критики и оценки объяснений, моделей, интерпретаций данных и предлагаемых экспериментальных проектов в некоторых, но не во всех личных, местных и глобальных контекстах.

Students are able to use content, procedural and epistemic knowledge to provide explanations, evaluate and design scientific enquiries and interpret data in a variety of life situations in some but not all cases of high cognitive demand. They draw inferences from complex data sources, in a variety of contexts and can explain some multi-step causal relationships. Generally, they can distinguish scientific and non-scientific questions, explain the purposes of enquiry, and control relevant variables in a given scientific enquiry or any experimental design of their own. They can transform some data representations, interpret complex data and demonstrate an ability to make appropriate judgments about the reliability and accuracy of any scientific claims. Level 5 students show evidence of advanced scientific thinking and reasoning requiring the use of models and abstract ideas and use such reasoning in unfamiliar and complex situations. They can develop arguments to critique and evaluate explanations, models, interpretations of data and proposed experimental designs in some but not all personal, local and global contexts

4

Students can work effectively with situations that require them to make inferences about the role of science or technology

Учащиеся успешно справляются с заданиями, в которых требуется делать выводы, опираясь на научный или технологический подход

На уровне 4 учащиеся могут использовать предметные, процедурные и эпистемологические знания для предоставления объяснений, оценки и разработки научных исследований и интерпретации данных в различных жизненных ситуациях, которые требуют в основном среднего уровня когнитивной деятельности. Они могут делать выводы на основе разных источников данных в различных контекстах и могут объяснить причинно-следственные связи. Они могут различать научные и ненаучные вопросы и контролировать переменные в некоторых, но не во всех научных исследованиях или в своих собственных экспериментальных разработках. Они могут преобразовывать и интерпретировать данные и иметь некоторое представление о достоверности любых научных утверждений. Учащиеся 4-го уровня демонстрируют наличие взаимосвязанного научного мышления и рассуждений и могут применять их в незнакомых ситуациях. Учащиеся могут также формулировать простые доводы, чтобы подвергнуть сомнению и критически проанализировать объяснения, модели, интерпретации данных и предложенные экспериментальные проекты в некоторых личных, местных и глобальных контекстах.

At Level 4, students are able to use content, procedural and epistemic knowledge to provide explanations, evaluate and design scientific enquiries and interpret data in a variety of given life situations that require mostly a medium level of cognitive demand. They can draw inferences from different data sources, in a variety of contexts and can explain causal relationships. They can distinguish scientific and non-scientific questions, and control variables in some but not all scientific enquiry or in an experimental design of their own. They can transform and interpret data and have some understanding about the confidence held about any scientific claims. Level 4 students show evidence of linked scientific thinking and reasoning and can apply this to unfamiliar situations. Students can also develop simple arguments to question and critically analyse explanations, models, interpretations of data and proposed experimental designs in some personal, local and global contexts.

3

Students can identify clearly described scientific issues in a range of contexts

Учащиеся могут определять ясно обозначенные научные вопросы в различных контекстах

At Level 3, students are able to use content, procedural and epistemic knowledge to provide explanations, evaluate and design scientific enquiries and interpret data in some given life situations that require at most a medium level of cognitive demand. They are able to draw a few inferences from different data sources, in a variety of contexts, and can describe and partially explain simple causal relationships. They can distinguish some scientific and non-scientific questions, and control some variables in a given scientific enquiry or in an experimental design of their own. They can transform and interpret simple data and are able to comment on the confidence of scientific claims. Level 3 students show some evidence of linked scientific thinking and reasoning, usually applied to familiar situations. Students can develop partial arguments to question and critically analyse explanations, models, interpretations of data and proposed experimental designs in some personal, local and global contexts.

На уровне 3 учащиеся могут использовать предметные, процедурные и эпистемологические знания для предоставления объяснений, оценки и разработки научных исследований и интерпретации данных в некоторых жизненных ситуациях, которые требуют когнитивной деятельности не выше среднего уровня. Они могут сделать несколько выводов на основе разных источников данных в различных контекстах и могут описать и частично объяснить простые причинно-следственные связи. Они могут различать некоторые научные и ненаучные вопросы и контролировать некоторые переменные в заданном научном исследовании или в собственном экспериментальном проекте. Они могут преобразовывать и интерпретировать простые данные и могут комментировать достоверность научных утверждений. Учащиеся 3-го уровня проявляют некоторое наличие связанного научного мышления и рассуждений, которые обычно применяются в знакомых ситуациях. Учащиеся могут привести неполную аргументацию, чтобы подвергнуть сомнению и критически проанализировать объяснения, модели, интерпретации данных и предложенные экспериментальные проекты в некоторых личных, местных и глобальных контекстах.

2

Students have adequate scientific knowledge to provide explanations in familiar contexts based on simple investigations

У учащихся сформирован достаточный базис для объяснения решения задач, на основе простейших действий, при условии наличия знакомого контекста

На уровне 2 учащиеся могут использовать предметные, процедурные и эпистемологические знания для предоставления объяснений, оценки и разработки научных исследований и интерпретации данных в заданных знакомых жизненных ситуациях, которые требуют в основном низкого уровня когнитивной деятельности. Они могут сделать несколько выводов на основе разных источников данных в нескольких контекстах и могут описать простые причинно-следственные связи. Они могут различать некоторые простые научные и ненаучные вопросы и различать независимые и зависимые переменные в заданном научном исследовании или в собственном простом экспериментальном проекте. Они могут преобразовывать и описывать простые данные, выявлять простые ошибки и делать некоторые адекватные комментарии о достоверности научных утверждений. Учащиеся могут сформулировать частичные аргументы, чтобы задать вопрос и прокомментировать достоинства противоречащих объяснений, интерпретаций данных и предлагаемых экспериментальных проектов в некоторых личных, местных и глобальных контекстах.

At Level 2, students are able to use content, procedural and epistemic knowledge to provide explanations, evaluate and design scientific enquiries and interpret data in some given familiar life situations that require mostly a low level of cognitive demand. They are able to make a few inferences from different sources of data, in few contexts, and can describe simple causal relationships. They can distinguish some simple scientific and non-scientific questions, and distinguish between independent and dependent variables in a given scientific enquiry or in a simple experimental design of their own. They can transform and describe simple data, identify straightforward errors, and make some valid comments on the trustworthiness of scientific claims. Students can develop partial arguments to question and comment on the merits of competing explanations, interpretations of data and proposed experimental designs in some personal, local and global contexts.

1 a

Students have limited scientific knowledge that can only be applied in a few familiar situations, and they present obvious scientific explanations that follow directly from given evidence

У учащихся сформированы ограниченные представления о естественнонаучной области знаний, которые могут быть применены только в нескольких знакомых ситуациях, имеющих простейшее научное объяснение, следующее из формулировки задания

At Level 1a, students are able to use a little content, procedural and epistemic knowledge to provide explanations, evaluate and design scientific enquiries and interpret data in a few familiar life situations that require a low level of cognitive demand. They are able to use a few simple sources of data, in a few contexts and can describe some very simple causal relationships. They can distinguish some simple scientific and non-scientific questions, and identify the independent variable in a given scientific enquiry or in a simple experimental design of their own. They can partially transform and describe simple data and apply them directly to a few familiar situations. Students can comment on the merits of competing explanations, interpretations of data and proposed experimental designs in some very familiar personal, local and global contexts.

На уровне 1a учащиеся могут использовать предметные, процедурные и эпистемологические знания, чтобы давать объяснения, оценивать и разрабатывать научные исследования и интерпретировать данные в знакомых жизненных ситуациях, которые требуют низкого уровня когнитивной деятельности. Они могут использовать несколько простых источников данных в нескольких контекстах и могут описывать некоторые очень простые причинно-следственные связи. Они могут различать некоторые простые научные и ненаучные вопросы и определять независимую переменную в данном научном изыскании или в собственном простом экспериментальном проекте. Они могут частично преобразовывать и описывать простые данные и применять их непосредственно в знакомых ситуациях. Учащиеся, достигшие уровня 1a, могут прокомментировать достоинства противоречащих объяснений, интерпретаций данных и предлагаемых экспериментальных проектов в некоторых очень ограниченных личных, местных и глобальных контекстах.

1 b

At Level 1b, students demonstrate a little evidence to use content, procedural and epistemic knowledge to provide explanations, evaluate and design scientific enquiries and interpret data in a few familiar life situations that require a low level of cognitive demand.

На уровне 1b учащиеся демонстрируют незначительное доказательство использования предметных, процедурных и эпистемологических знаний для объяснения, оценки и разработки научных исследований и интерпретации данных в ограниченном количестве знакомых жизненных ситуаций, которые требуют низкого уровня когнитивной деятельности.

Они могут определять простые шаблоны в простых источниках данных в нескольких знакомых контекстах и могут делать попытки описания простых причинно-следственных связей.

Они могут определить независимую переменную в данном научном исследовании или в собственном простом исследовании. Они пытаются преобразовать и описать простые данные и применить их непосредственно к нескольким знакомым ситуациям.

They are able to identify straightforward patterns in simple sources of data in a few familiar contexts and can offer attempts at describing simple causal relationships. They can identify the independent variable in a given scientific enquiry or in a simple design of their own. They attempt to transform and describe simple data and apply them directly to a few familiar situations.