1. О возможности заключения концессионного соглашения по истечении срока, отведенного на его заключение, в связи с необходимостью получения одобрения сделки антимонопольным органом или правительственной комиссией

1. О возможности заключения концессионного соглашения по истечении срока, отведенного на его заключение, в связи с необходимостью получения одобрения сделки антимонопольным органом или правительственной комиссией.

В случаях, установленных Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), сделки с имуществом коммерческих организаций должны осуществляться с предварительного согласия антимонопольного органа.

При этом, в определенных Федеральным законом от 29.04.2008 N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" (далее - Закон N 57-ФЗ) случаях, согласование сделок осуществляется Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации (далее - Правительственная комиссия), возглавляемой Председателем Правительства Российской Федерации.

Сделки, осуществленные без получения предварительного согласия антимонопольного органа, признаются недействительными в судебном порядке по иску антимонопольного органа, если такие сделки привели или могут привести к ограничению конкуренции (часть 2 статьи 34 Закона о защите конкуренции).

Сделки, указанные в статье 7 Закона N 57-ФЗ и совершенные с нарушением требований указанного закона, ничтожны. Суд применяет последствия недействительности ничтожной сделки в соответствии с гражданским законодательством (части 1 и 2 статьи 15 Закона N 57-ФЗ).

Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон о концессионных соглашениях) определяет порядок и особенности процедуры заключения концессионного соглашения.

Подписание концессионного соглашения по инициативе потенциального инвестора по истечении срока, установленного в решении о заключении концессионного соглашения, после получения предварительного согласия ФАС России или Правительственной комиссии на заключение соглашения не является нарушением антимонопольного законодательства.

Вместе с тем, часть 4.6 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях не содержит основания для отказа в рассмотрении предложения о заключении концессионного соглашения от другого потенциального инвестора в отношении того же имущества, если ранее в отношении такого имущества уже принято решение о заключении концессионного соглашения и осуществлены процессуальные действия, связанные с заключением такого соглашения, но в силу отсутствия предварительного согласия антимонопольного органа либо Правительственной комиссии концессионное соглашение в отношении указанного имущества не заключено.

Соответственно, отказ концедента в заключении концессионного соглашения в описанном выше случае может быть рассмотрен антимонопольным органом на предмет наличия в действиях концедента признаков нарушения антимонопольного законодательства.