Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Условия проезда

§ 25. Каждый пассажир обязан иметь при себе проездной документ (в том числе абонементный), хранить его в течение всего времени поездки и предъявлять по требованию лиц, производящих контроль (за исключением случаев, когда проездной документ хранится у проводников вагона), и соблюдать установленные Правила проезда (приложения 5, 6).

Начальнику поезда (механику - бригадиру) разрешается, в виде исключения, при наличии свободных мест в поезде допустить посадку на них пассажиров, не успевших приобрести проездные документы в кассе и предъявляющих телеграмму, заверенную ответственным лицом, о необходимости срочного выезда (о смерти, болезни, аварии и т.д.), а также в случаях, не вызывающих сомнения в необходимости экстренного выезда. При этом посадка производится только в штабной вагон с последующим оформление проезда по квитанции разных сборов (формы ГУ-57) в течение 1 часа с момента отправления поезда из пункта формирования и в течение 30 мин. - с промежуточной станции без взимания штрафа. Если за указанный срок проездные документы не будут оформлены, пассажир считается безбилетным <25>.

§ 26. Проводник вагона обязан при посадке пассажиров в вагон проверить проездной документ и документ, удостоверяющий его личность, а также соответствие веса ручной клади установленной норме <26>.

При несоответствии фамилии в предъявляемом документе, отсутствии или изменении (исправлении) фамилии в проездном документе пассажир в поезд не допускается. Возврат платежей производится только по проездным документам, в которых не записана фамилия, как за несостоявшуюся поездку в порядке, установленном в параграфе 282 <27>.

В пути следования проводник принимает меры к недопущению проезда безбилетных пассажиров и провозу ручной клади сверх установленной нормы.

Проводник должен предупреждать пассажиров при посадке в вагон о том, чтобы они не забыли проездных документов у провожающих.

На всех станциях, кроме пунктов отправления, пассажиры при посадке допускаются с проездными документами в любой вагон поезда. Проводники должны оказывать помощь пассажирам по переходу в вагоны, в которые приобретены проездные документы.

§ 27. В вагонах со спальными местами проездные документы всех форм, кроме удостоверений депутатов Верховных Советов <*>, годовых служебных и талонных билетов, до конца поездки в данном поезде хранятся у проводника вагона, который несет ответственность за их сохранность.

--------------------------------

<*> В настоящее время - депутаты Федерального собрания Российской Федерации.

§ 28. В случае утери проводником принятых им на хранение от пассажиров проездных документов немедленно при обнаружении этого составляют акт, который подписывают пассажиры, проводник вагона, начальник поезда (механик - бригадир) и заверяют штемпелем станции. На основании этого акта ближайшая станция с остановкой продолжительностью не менее 10 мин. выдает новые проездные документы до станции конечного следования пассажира с отметкой на обороте этих документов "Взамен утерянного".

Дальнейший проезд пассажиров начальник поезда (механик - бригадир) или проводник вагона оформляет в билетных кассах без участия пассажира.

В случае, если утерянный проездной документ был действителен для проезда "туда" и "обратно", пассажиру выдают второй экземпляр акта, на основании которого станция обратного следования выдает ему проездной документ без взыскания провозной платы.

В актах, составленных на утрату проездных документов, указывают номер поезда, дорогу приписки состава. При утрате обратных платных проездных документов указывают категорию поезда и вагона, соответствующую утраченному проездному документу.

Если утрачены бесплатные разовые билеты, то указывают: форму билета, число лиц, следующих по билету, место работы владельца билета, подтвержденное паспортом или служебным удостоверением.

Служба бухгалтерского учета и финансов дороги <*>, выдавшая новый билет, пересылает указанный акт и другой материал в службу бухгалтерского учета и финансов дороги, к которой относится резерв проводника, для приятия мер.

--------------------------------

<*> В настоящее время - Финансовая служба железной дороги.

§ 29. При проезде в пассажирских поездах (прямого и местного сообщения) пассажир должен занимать в вагоне место, указанное в его проездном документе.

Если проездной документ приобретен на промежуточной станции, номер места в вагоне не указывается.

Свободные и освобождающиеся в пути следования места могут быть заняты пассажирами только с разрешения проводников вагонов. При этом нижние полки предоставляются в первую очередь женщинам с детьми, инвалидам, больным и престарелым пассажирам.

§ 30. В случае неправильного оформления кассой проездных документов пассажиру или выдачи ему проездного документа без наличия свободных мест в вагоне, продажи двух проездных документов на одно место начальник поезда (механик - бригадир) и проводник вагона обязаны допустить пассажира в вагон и совместно с работниками вокзала принять меры к предоставлению ему места в поезде и к исправлению неправильно оформленных проездных документов.

Если неправильное оформление проездных документов (в том числе без наличия мест или продажи нескольких проездных документов на одно место) обнаружено в поезде, то начальник поезда (механик - бригадир) составляет акт в двух экземплярах. Первый экземпляр направляют в резерв проводников, второй - в отделение дороги, по вине работников которого допущен брак в работе, для расследования и принятия мер.

Начальник станции (вокзала) производит расследование каждого случая неправильного оформления проездных документов и принимает соответствующие меры.

§ 31. Пассажиры могут пользоваться спальными местами в любое время суток. Поднятие и опускание верхних полок по просьбе пассажиров выполняют проводники вагонов.

§ 32. Пассажир, следующий до одной из промежуточных станций в вагоне со спальными местами, при желании продолжить путь в том же вагоне (кроме вагонов с переменным трафаретом) должен заблаговременно заявить об этом через проводника вагона начальнику поезда (механику - бригадиру), который с согласия ОДБ (ЛБК) оформляет пассажиру дальнейший проезд по квитанции формы ГУ-57. В противном случае утрачивается право на сохранение за пассажиром спального места в этом вагоне.

§ 33. Если срок годности проездного документа оканчивается в пути до прибытия пассажира на станцию назначения, пассажир обязан по окончании срока годности проездного документа приобрести в кассе новый или оформить дальнейший проезд непосредственно у начальника поезда (механика - бригадира) по квитанции ГУ-57.

Пассажир, предъявляющий в кассу проездной документ с недостаточным сроком годности для проезда до указанной в проездном документе станции назначения, должен оплатить по квитанции доплат стоимость проезда до станции, где истекает срок годности проездного документа, до станции назначения как за новую поездку. В этом случае квитанция (форма ГУ-57) выдается до станции назначения или пересадки.

Об истечении срока годности проездного документа пассажира предупреждает проводник или контролер - ревизор поезда.

Пассажир, предъявивший в поезде проездной документ, срок годности которого истек, считается безбилетным.

§ 34. Проводники вагонов обязаны предупредить пассажиров не позднее чем за 30 мин. о подходе поезда к станции назначения или пересадки.

Проводники вагонов со спальными местами отвечают за проезд пассажирами станции назначения и пересадки согласно маршруту, указанному в проездном документе. О каждом случае проезда составляют акт за подписью начальника поезда (механика - бригадира), проводника вагона и пассажира, заверенный штемпелем станции. Этот акт дает пассажиру право возвратиться до станции назначения или пересадки бесплатно. Если пассажир изберет новое направление, то в этом случае на основании акта, который отбирают, взыскивается по квитанции формы ГУ-57 разница в провозной плате по развернутому тарифу.

§ 35. Пассажир, отставший от поезда, должен заявить об этом начальнику станции (или уполномоченному на это лицу), который возобновляет годность проездного документа на следующий поезд путем наложения нового компостера.

Если у отставшего от поезда пассажира остались в вагоне его вещи (или проездной документ), начальник станции обязан сразу же дать телеграмму начальнику поезда (механику - бригадиру) о снятии оставленных вещей или передаче проездного документа на станцию по указанию пассажира. Начальник поезда (механик - бригадир) по получении телеграммы срочно принимает меры к сохранению вещей и проездного документа отставшего пассажира и сдает их по акту на станцию, указанную в телеграмме, уведомив об этом станцию нахождения пассажира. На основании этого уведомления пассажиру, если у него проездной документ остался в вагоне, предоставляется право бесплатного проезда до станции, где оставлены его вещи и проездной документ. На право проезда пассажиру выдается бесплатно новый проездной документ (общий или плацкартный). Плата за телеграмму по оказанию помощи пассажиру, отставшему от поезда, не взыскивается.

Проводник, обнаруживший, что пассажир обслуживаемого им вагона отстал от поезда, обязан немедленно заявить об этом начальнику поезда (механику - бригадиру) и составить акт с указанием наименования и количества оставленных мест ручной клади. Акт должен быть подписан начальником поезда (механиком - бригадиром), проводником и двумя пассажирами.

§ 36. В случае прибытия поезда, с которым курсирует вагон беспересадочного сообщения после отправления из узла поезда, согласованного для переприцепки этого вагона, пассажирам по их желанию предоставляют возможность выезда с первым отходящим поездом, в котором будут свободные места в соответствии с имеющимися проездными документами.

Последнее предложение абзаца 1 признано не действующим в системе МПС России. - Указание МПС России от 04.03.93 N С-176у.

Аналогичный порядок действует и для пассажиров, следующих с пересадкой в пути следования и имеющих проездные документы на согласованный поезд от станции пересадки, приобретенные в пункте первоначального приобретения.

§ 37. Начальник станции обязан возобновить действительность проездного документа при опоздании пассажира на поезд (кроме пригородного), если об этом заявлено в течение 3 ч с момента отправления поезда, на который был приобретен проездной документ. При этом пассажир должен доплатить стоимость плацкарты <28>. В случае отказа пассажира от поездки ему возвращают внесенные платежи за вычетом стоимости плацкарты.

При опоздании на поезд вследствие болезни или несчастного случая, подтвержденных соответствующими документами, в течение 3 суток с момента отправления поезда разрешается возобновить пассажиру проездные документы с доплатой стоимости плацкарты или выплатить ему стоимость проезда за вычетом стоимости плацкарты.

Для возобновления действительности проездного документа компостерные знаки погашаются и ставится штамп следующего содержания: "Действительность проездного документа восстановлена __ число __ месяц ____ год (подпись)".

§ 38. Пассажир, желающий выехать с поездом, отправляющимся ранее поезда, на который ему выдан проездной документ, имеет право обратиться в общем порядке в кассу станции для наложения на проездной документ нового компостера. Ранее приобретенные проездные документы сохраняют свое действие, если пассажир следует в поезде и вагоне той же категории и по тому же маршруту. Если пассажир следует в поезде и в вагоне высшей категории или по другому маршруту, взимается разница в стоимости проезда.

Первоначальные компостерные знаки на проездном документе погашаются крестообразно с надписью "компостер погашен". Надпись должна быть заверена подписью и штемпелем станции. Указывают дату и часы погашения.

При желании пассажира следовать в поезде или вагоне низшей категории неиспользованные доплаты (за плацкарту и скорость) возврату не подлежат.

Срок годности проездного документа в таких случаях исчисляют с 24 ч суток, обозначенных новым компостером. Освободившиеся места должны быть переданы в кассу для продажи.

§ 39. В случаях, когда проездные документы пассажира после отправления поезда остались у провожающего, последний не позднее чем через 3 ч с момента отправления поезда может сдать эти документы начальнику станции или вокзала, который за счет провожающего дает телеграмму (телефонограмму) начальнику поезда и начальнику станции по пути следования, на которой за время стоянки поезда возможно выдать новые проездные документы. В телеграмме должны быть указаны: фамилия, инициалы пассажира, проездной документ которого остался у провожающего, номер поезда, вагона и места, в котором следует пассажир, станция назначения и номера проездных документов (билет, квитанция доплат и т.д.), предъявленных на станции отправления.

На основании этой телеграммы (телефонограммы), заверенной в соответствии с разделом 4 телеграфных правил МПС, станция, получившая телеграмму (телефонограмму), выдает бесплатно новые проездные документы, прилагая телеграмму (телефонограмму) при отчете как оправдание о выдаче проездного документа.

Если в течение 4 ч после отправления пассажира с начальной станции не будет получена телеграмма от начальника станции отправления, пассажир обязан уплатить штраф как за безбилетный проезд, а на дальнейший проезд приобрести проездной документ или оставить поезд.

Начальник станции, подавший телеграмму (телефонограмму) о выдаче безденежного проездного документа, обязан принятые от провожающего проездные документы представить с копией своей телеграммы (телефонограммы) в службу бухгалтерского учета и финансов, приложив их к очередному отчету о продаже проездных документов. В конце отчета продажи проездных документов в этом случае делается надпись: "представлены проездные документы, оставленные у провожающих, всего в количестве ____ штук согласно копиям телеграмм (телефонограмм)".

Проездные документы, предъявленные после 3 ч, но не позднее суточного срока после отправления поезда, подлежат погашению путем наложения на них штемпеля станции с отметкой: "Действие проездного документа прекращено на ст. ______ час __ число __ месяц _________ подпись ___________".

В этом случае внесенные платежи (за вторично приобретенные проездные документы) могут быть получены обратно лишь в претензионном порядке при условии представления при заявлении как погашенных, так и вновь приобретенных проездных документов.