Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

I. Общие положения

1. Правила по охране труда в морских и речных портах (далее - Правила) устанавливают государственные нормативные требования охраны труда, предъявляемые к организации и выполнению погрузочно-разгрузочных работ в морских и речных портах, а также к работам по обеспечению перегрузочных процессов и перевозке работников по территории портов и акватории судами портового флота (далее - портовые работы).

Работы по перегрузке, складированию, хранению жидких и газообразных грузов, транспортируемых наливом, а также производство работ на нефтебазах, в автогаражах, ремонтно-механических мастерских, на ремонтно-строительных участках морского или речного порта проводятся с учетом особенностей, установленных нормативно-правовыми актами, регламентирующими требования по перегрузке, складированию, хранению указанных грузов и к производству работ <1>.

--------------------------------

<1> Приказ Минтруда России от 6 февраля 2018 г. N 59н "Об утверждении Правил по охране труда на автомобильном транспорте" (зарегистрирован Минюстом России 23 марта 2018 г., регистрационный N 50488) (далее - Правила по охране труда на автомобильном транспорте);

приказ Минтруда России от 23 июня 2016 г. N 310н "Об утверждении Правил по охране труда при размещении, монтаже, техническом обслуживании и ремонте технологического оборудования" (зарегистрирован Минюстом России 15 июля 2016 г., регистрационный N 42880);

приказ Минтруда России от 17 августа 2015 года N 552н "Об утверждении Правил по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями" (зарегистрирован Минюстом России 2 октября 2015 г., регистрационный N 39125) с изменениями, внесенными приказом Минтруда России от 20 декабря 2018 г. N 826н (зарегистрирован Минюстом России 18 января 2019 г., регистрационный N 53418) (далее - Правила по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями).

Работы по перегрузке, складированию, хранению опасных грузов осуществляются с учетом Международного морского кодекса по опасным грузам <2>.

--------------------------------

<2> Международный морской кодекс по опасным грузам (опубликован в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201707280021, 28 июля 2017 г.) (далее - Международный морской кодекс по опасным грузам).

Классификация опасных грузов установлена Международным морским кодексом по опасным грузами и ГОСТ 19433-88 "Грузы опасные. Классификация и маркировка" <3>. Дополнительно классификация опасных грузов приведена в главе 2.1 Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (далее - Соглашение) <4>. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации (пункты 1, 3) <5> Российская Федерация присоединилась к Соглашению. Обязанности компетентного органа по Соглашению возложены на Министерство транспорта Российской Федерации.

--------------------------------

<3> ГОСТ 19433-88 "Грузы опасные. Классификация и маркировка" (утвержден постановлением Госстандарта СССР от 19 августа 1988 г. N 2957; ИПК Издательство стандартов, 2004 г.).

<4> "Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов" (ДОПОГ/ADR) (заключено в г. Женеве 30 сентября 1957 г.).

<5> Постановление Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. N 76 "О присоединении Российской Федерации к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1994, N 7, ст. 508).

2. Требования Правил обязательны для исполнения работодателями - юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и физическими лицами (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), осуществляющими организацию и выполнение портовых работ (далее - работодатели).

Ответственность за выполнение Правил возлагается на работодателя.

3. На основе Правил и требований технической (эксплуатационной) документации организации-изготовителя технологического оборудования, применяемого при выполнении портовых работ (далее - организация-изготовитель), работодателем разрабатываются инструкции по охране труда для профессий и (или) видов выполняемых работ, которые утверждаются локальным нормативным актом работодателя с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа либо иного уполномоченного работниками, выполняющими портовые работы (далее - работники), представительного органа (при наличии).

4. В случае применения технологического оборудования, технологической оснастки и выполнения работ, требования к безопасному применению и выполнению которых не регламентированы Правилами, следует руководствоваться требованиями соответствующих нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда <6>.

--------------------------------

<6> Статья 211 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878; 2009, N 30, ст. 3732).

5. Работодатель обязан обеспечить:

1) безопасность портовых работ, содержание технологического оборудования и технологической оснастки в исправном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями Правил и технической (эксплуатационной) документации организации-изготовителя;

2) обучение работников по охране труда и проверку знаний требований охраны труда;

3) контроль за соблюдением работниками требований инструкций по охране труда.

6. При выполнении портовых работ на работников возможно воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов, в том числе:

1) движущихся портовых перегрузочных машин, промышленного транспорта, подвижных элементов технологического оборудования, перемещаемых грузов;

2) падающих предметов (элементов технологического оборудования, перемещаемого груза);

3) повышенного уровня шума и вибрации;

4) повышенной или пониженной температуры воздуха рабочей зоны;

5) недостаточной освещенности рабочей зоны;

6) повышенной запыленности и загазованности воздуха рабочей зоны;

7) повышенного значения напряжения в электрических цепях, замыкание которых может произойти через тело человека;

8) повышенного уровня статического электричества;

9) неблагоприятных климатических условий на открытых площадках (дождь, снег, туман, ветер);

10) расположения рабочих мест на высоте относительно поверхности рабочих площадок и водной поверхности;

11) физических и нервно-психических перегрузок.

7. При организации выполнения портовых работ, связанных с воздействием на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, работодатель обязан принять меры по их исключению или снижению до уровней допустимого воздействия, установленных требованиями соответствующих нормативных правовых актов <7>.

--------------------------------

<7> Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13 февраля 2018 г. N 25 "Об утверждении гигиенических нормативов ГН 2.2.5.3532-18 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны" (зарегистрировано Минюстом России 20 апреля 2018 г., регистрационный N 50845).

При невозможности исключения или снижения уровней вредных и (или) опасных производственных факторов до уровней допустимого воздействия в связи с характером и условиями производственного процесса проведение работ без обеспечения работников соответствующими специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ) запрещается.

8. Работодатель вправе устанавливать дополнительные требования безопасности при выполнении портовых работ, улучшающие условия труда работников.