II. Требования к перегрузочной способности трансформаторов и автотрансформаторов

II. Требования к перегрузочной способности трансформаторов

и автотрансформаторов

5. Перегрузочную способность трансформатора (автотрансформатора) следует определять и оценивать на основании следующих показателей:

коэффициент допустимой длительной перегрузки без ограничения длительности при определенной температуре охлаждающей среды (далее - коэффициент допустимой длительной перегрузки);

коэффициент допустимой аварийной перегрузки при определенной температуре охлаждающей среды (далее - коэффициент допустимой аварийной перегрузки);

продолжительность работы трансформатора (автотрансформатора) с нагрузкой, определенной с использованием коэффициента допустимой аварийной перегрузки.

6. При работе трансформатора (автотрансформатора) с коэффициентом трансформации, соответствующим номинальному, коэффициент допустимой длительной перегрузки трансформатора (автотрансформатора) без ограничения длительности и коэффициент допустимой аварийной перегрузки трансформатора (автотрансформатора) должны определяться по следующей формуле:

Кдоп = Iдоп / Iном, (1)

где:

Iдоп - допустимый ток трансформатора (автотрансформатора), А;

Iном - номинальный ток трансформатора (автотрансформатора), А.

При работе трансформатора (автотрансформатора) с коэффициентом трансформации, отличным от номинального, коэффициент допустимой длительной перегрузки трансформатора (автотрансформатора) без ограничения длительности и коэффициент допустимой аварийной перегрузки трансформатора (автотрансформатора) должны определяться по следующей формуле:

(в ред. Приказа Минэнерго России от 03.08.2023 N 583)

(см. текст в предыдущей редакции)

Кдоп = Iдоп / Iотв, (2)

(в ред. Приказа Минэнерго России от 03.08.2023 N 583)

(см. текст в предыдущей редакции)

где:

(в ред. Приказа Минэнерго России от 03.08.2023 N 583)

(см. текст в предыдущей редакции)

Iотв - ток ответвления обмотки, A.

(в ред. Приказа Минэнерго России от 03.08.2023 N 583)

(см. текст в предыдущей редакции)

Значения Iном и Iотв должны приниматься в соответствии с паспортными данными трансформатора (автотрансформатора).

(в ред. Приказа Минэнерго России от 03.08.2023 N 583)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. При определении перегрузочной способности трансформатора (автотрансформатора) владельцем объекта электроэнергетики должна учитываться оценка технического состояния функциональных узлов "Изоляционная система", "Магнитопровод", "Обмотки трансформатора" (далее - функциональные узлы) такого трансформатора (автотрансформатора), выполненная в соответствии с методикой оценки технического состояния основного технологического оборудования и линий электропередачи электрических станций и электрических сетей, утвержденной приказом Минэнерго России от 26.07.2017 N 676 (зарегистрирован Минюстом России 05.10.2017, регистрационный N 48429) (далее - методика). Состав указанных функциональных узлов трансформатора (автотрансформатора) должен определяться в соответствии с методикой.

В случае если функциональные узлы трансформатора (автотрансформатора) имеют разные значения индексов технического состояния, определенных в соответствии с методикой, для определения перегрузочной способности такого трансформатора (автотрансформатора) положения настоящих требований применяются с учетом наименьшего индекса технического состояния его функциональных узлов.

8. Абзац утратил силу. - Приказ Минэнерго России от 03.08.2023 N 583.

(см. текст в предыдущей редакции)

Коэффициенты допустимой длительной перегрузки трансформаторов (автотрансформаторов), определяемые с учетом пункта 9 настоящих требований, должны быть не менее значений, указанных в таблице 1 приложения к настоящим требованиям.

При определении коэффициентов допустимой длительной перегрузки трансформаторов (автотрансформаторов) без ограничения длительности для промежуточных значений температуры охлаждающего воздуха (воды), не указанных в таблице 1 приложения к настоящим требованиям, необходимо применять принцип линейной интерполяции, при этом значение коэффициента допустимой длительной перегрузки не должно превышать значение коэффициента аварийной перегрузки.

(в ред. Приказа Минэнерго России от 28.12.2020 N 1195)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Для трансформаторов (автотрансформаторов), находящихся в эксплуатации до 30 лет, в случаях превышения индексами технического состояния функциональных узлов значения "70" должны применяться коэффициенты допустимой длительной перегрузки, соответствующие режиму нагрузки с возможным повышенным износом изоляции.

(в ред. Приказа Минэнерго России от 28.12.2020 N 1195)

(см. текст в предыдущей редакции)

Для трансформаторов (автотрансформаторов), находящихся в эксплуатации 30 лет и более, или в случаях, когда индексы технического состояния их функциональных узлов превышают значение "50" и не превышают значение "70", применяются коэффициенты допустимой длительной перегрузки, соответствующие нормальному режиму нагрузки (без возможного повышенного износа изоляции).

10. Коэффициенты допустимой аварийной перегрузки новых трансформаторов (автотрансформаторов), в том числе устанавливаемых взамен существующих, а также трансформаторов (автотрансформаторов), находящихся в эксплуатации до 30 лет и индексы технического состояния функциональных узлов которых превышают значение "70", должны быть не менее значений, указанных в таблицах 2 - 4 приложения к настоящим требованиям.

(в ред. Приказа Минэнерго России от 28.12.2020 N 1195)

(см. текст в предыдущей редакции)

При определении коэффициентов допустимой аварийной перегрузки трансформаторов (автотрансформаторов), находящихся в эксплуатации до 30 лет и индексы технического состояния функциональных узлов которых превышают значение "70", для промежуточных значений температуры охлаждающего воздуха (воды), не указанных в таблицах 2 - 4 приложения к настоящим требованиям, необходимо применять принцип линейной интерполяции.

11. Коэффициенты допустимой аварийной перегрузки трансформаторов (автотрансформаторов), находящихся в эксплуатации 30 лет и более, или в случаях, когда индексы технического состояния их функциональных узлов превышают значение "50" и не превышают значение "70", должны быть не менее значений, указанных в таблицах 5 - 7 приложения к настоящим требованиям.

(в ред. Приказа Минэнерго России от 28.12.2020 N 1195)

(см. текст в предыдущей редакции)

При определении коэффициентов допустимой аварийной перегрузки трансформаторов (автотрансформаторов), указанных в абзаце первом настоящего пункта, для промежуточных значений температуры охлаждающего воздуха (воды), не указанных в таблицах 5 - 7 приложения к настоящим требованиям, необходимо принимать величину коэффициента перегрузки не менее величины, предусмотренной для ближайшего большего значения температуры охлаждающего воздуха (воды), указанного в соответствующей таблице приложения к настоящим требованиям.

(в ред. Приказа Минэнерго России от 28.12.2020 N 1195)

(см. текст в предыдущей редакции)

12. При определении коэффициентов допустимой аварийной перегрузки трансформаторов (автотрансформаторов) в соответствии с пунктами 10 и 11 настоящих требований для трансформаторов (автотрансформаторов) с естественным масляным охлаждением (система охлаждения М), с масляным охлаждением с дутьем и естественной циркуляцией масла (система охлаждения Д), с масляным охлаждением с дутьем и принудительной циркуляцией масла (система охлаждения ДЦ) температуру охлаждающей среды необходимо принимать равной температуре воздуха при перегрузке, а для трансформаторов (автотрансформаторов) с масляно-водяным охлаждением с принудительной циркуляцией масла (система охлаждения Ц) - температуре воды на входе в теплообменник.

13. Снижение допустимой аварийной перегрузки трансформаторов (автотрансформаторов) ниже величин, определенных в соответствии с пунктами 10 и 11 настоящих требований, допускается временно по решению владельца соответствующего объекта электроэнергетики, согласованному в отношении трансформаторов (автотрансформаторов), относящихся к объектам диспетчеризации, с субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, на период до выполнения указанным владельцем объекта электроэнергетики мероприятий, направленных на восстановление технических характеристик трансформаторов (автотрансформаторов).

Проект решения о снижении допустимой аварийной перегрузки трансформатора (автотрансформатора), направляемый на согласование субъекту оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, должен содержать предлагаемые величины коэффициента допустимой аварийной перегрузки трансформатора (автотрансформатора) и период, на который такие величины коэффициента допустимой аварийной перегрузки устанавливаются.

При получении от владельца объекта электроэнергетики указанного проекта решения субъект оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике должен в течение 10 рабочих дней рассмотреть и согласовать проект решения или в тот же срок направить владельцу объекта электроэнергетики обоснованные замечания к нему.

14. Требования к величине и длительности длительно допустимой и допустимой аварийной перегрузки трансформаторов (автотрансформаторов), указанные в пунктах 8 - 13 настоящих требований, должны обеспечиваться для любого ответвления обмотки (положения устройства регулирования напряжения под нагрузкой) трансформаторов (автотрансформаторов).

15. Длительно допустимая токовая нагрузка трансформаторов (автотрансформаторов) должна определяться с учетом пунктов 8 и 9 настоящих требований.

16. Аварийно допустимая токовая нагрузка трансформаторов (автотрансформаторов) должна определяться с учетом пунктов 10 - 12 настоящих требований.

17. Перегрузка трансформаторов (автотрансформаторов) в случаях, когда индексы технического состояния их функциональных узлов не превышают значения "50", не допускается.