См. Обзор результатов обобщения и анализа правоприменительной практики за 1 полугодие 2019 года.

Результаты мероприятий по контролю в отношении поднадзорных субъектов

Результаты мероприятий по контролю в отношении

поднадзорных субъектов

Основным приоритетом повышения эффективности государственного контроля в сфере ПОД/ФТ является развитие системы комплексной профилактики и риск-ориентированного подхода.

Поскольку концепция профилактики направлена на предупреждение нарушений обязательных требований, выявление причин, способствующих нарушениям обязательных требований, определение способов их устранения и причин возникновения, такой подход призван изменить мотивацию и мировоззрение как сотрудников контрольно-надзорных органов, так и поведенческую модель организаций (ИП), а также их должностных лиц. Как следствие, совместная выработка мер по предупреждению нарушений обязательных требований позволит предотвратить и потенциальные риски ОД/ФТ.

Росфинмониторинг на постоянной основе осуществляет дистанционный мониторинг исполнения поднадзорными субъектами обязательных требований, с последующим комплексным анализом.

Наиболее часто при осуществлении мониторинга поднадзорных субъектов выявляется:

- отсутствие скачивания в Личном кабинете и (или) просмотра (несвоевременное скачивание и просмотр) Перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности, Решения межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества, Перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения (далее - Перечни);

- непредставление (несвоевременное представление) в Росфинмониторинг результатов проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (по форме ФЭС-3).

Помимо вышеперечисленных, в рамках мониторинга выявляются и иные признаки, указывающие на возможное несоблюдение законодательства о ПОД/ФТ.

Результаты мониторинга являются одним из оснований для принятия решения о форме контрольных мероприятий, в том числе контактной (проведение проверки).

В 2018 году контрольными мероприятиями были охвачены все поднадзорные Росфинмониторингу сектора.

Используемый в Росфинмониторинге метод планирования проведения проверок организаций на основе риск-ориентированного подхода, определяет выбор интенсивности проведения мероприятий по контролю путем отнесения поднадзорных субъектов к определенной группе (уровень риска), с учетом степени тяжести, частоты возникновения и возможных негативных последствий для охраняемых законом ценностей в результате несоблюдения ими обязательных требований).

В результате такого подхода в деятельности 97% поднадзорных субъектов, отобранных для проверок в 2018 году, в ходе их проведения выявлены нарушения законодательства о ПОД/ФТ (в 2017 году - 96%). В 99% из них: возбуждены дела об административных правонарушениях (далее - дело об АП) (в 2017 году - 96%), в 93% - наложены административные наказания (в 2017 году - 94%).

Результаты анализа свыше 400 материалов проверок в части наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований в разрезе видов деятельности организаций и ИП, поднадзорных Росфинмониторингу, приведены в Приложении N 1. Состав наиболее часто допускаемых нарушений, выявленных проверками в 2018 году, фактически не изменился по сравнению с 2016 - 2017 гг.

Одним из наиболее существенных нарушений обязательных требований является непроведение совокупности мероприятий по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев, а также нерегулярное обновление информации о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах <10>. Так, субъекты первичного финансового мониторинга обязаны обновлять указанную информацию не реже одного раза в год, а в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации - в течение семи рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений.

--------------------------------

<10> пп. 1, 2, 3 п. 1 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ.

Указанное нарушение влечет за собой неисполнение других обязательных требований. Например, несвоевременное (неполное) проведение идентификации клиента (его представителя, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца) отражается на качестве представляемой в Росфинмониторинг информации (сведения по операциям, подлежащим обязательному контролю <11>, и подозрительным операциям <12>).

--------------------------------

<11> пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ.

<12> п. 3 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ.

В этой связи Росфинмониторингом в рамках профилактических мероприятий уделяется особое внимание процессу идентификации клиентов (их представителей, выгодоприобретателей), практическому аспекту по установлению бенефициарных владельцев и обслуживанию публичных должностных лиц (ПДЛ), а также качественному формированию представляемой в Росфинмониторинг информации (сведений).

Основными причинами допускаемых поднадзорными субъектами нарушений обязательных требований являются:

- недостаточное знание (понимание) нормативных правовых актов в сфере ПОД/ФТ и (или) несвоевременное ознакомлением с внесенными в них изменениями;

- несвоевременная постановка на учет в Росфинмониторинге.

Росфинмониторинг внедряет различные механизмы обучения поднадзорных субъектов, в том числе с использованием Личного кабинета, функционал которого также позволяет знакомиться с информационными материалами, принимать участия в "добровольном сотрудничестве", получать доступ к полным Перечням, направлять в Росфинмониторинг сведения по операциям, подлежащим обязательному контролю, и о сомнительных операциях, а также информацию о результатах проверки своих клиентов, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (по форме ФЭС-3).

Главным результатом проведения таких мероприятий является повышение на конец 2018 года на 8% количества действующих Личных кабинетов и на 6,5% - количества организаций, использующих Личный кабинет для работы с Перечнями.

Также Росфинмониторингом уделяется повышенное внимание вопросам постановки на учет, в том числе посредством предоставления разъяснений в рамках Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан".

Проводимая территориальными органами Росфинмониторинга разъяснительная работа в ходе проведения проверок поднадзорных субъектов также позволяет выявлять проблемные области и устранять причины из возникновения.

Анализ сведений о пересмотре судебными органами решений территориальных органов Росфинмониторинга, принятых по результатам рассмотрения дел об АП, показал, что доля обжалуемых в 2018 году поднадзорными субъектами постановлений о назначении административных наказаний, вынесенных уполномоченными должностными лицами территориальных органов Росфинмониторинга, не превышает 10% (аналогично в 2016 - 2017 гг.).

Основными доводами обжалования постановлений об административных правонарушениях в анализируемом периоде стали следующие:

- заявитель не согласен с назначенным наказанием в виде административного штрафа (цель обжалования - снижение суммы штрафа или его замена на предупреждение);

- заявитель в связи с неправильным пониманием нормативных правовых актов не относит себя к субъектам Федерального закона N 115-ФЗ;

- заявитель не согласен с квалификацией правонарушения.

При этом около 90% обжалуемых в судебных органах постановлений территориальных органов Росфинмониторинга о назначении штрафов оставлены либо полностью в силе (жалобы без удовлетворения), либо частично - снижены суммы штрафов или заменены на предупреждения.