См. актуальную версию паспорта федерального проекта, направленную письмом Минэкономразвития России от 23.04.2019 N 12608-ПЗ/Д29и.

6. Дополнительная информация

В рамках данного федерального проекта решается задача по созданию условий для опережающего роста производительности труда. Проект включает 8 направлений:

1. Стимулирование предприятий к повышению производительности труда.

В целях вовлечения предприятий в национальный проект будет расширяться и дорабатываться набор мер стимулирования, включая финансовые меры (повышение производительности труда как условие доступа к мерам государственной поддержки, льготным займам, налоговым преференциям), а также набор мер нефинансового стимулирования. Данные меры создают мотивацию для предприятий участвовать в разработке и реализации программ по повышению производительности труда на предприятиях; дополнительно формируют условия для создания национального движения по повышению производительности труда. К 2019 году в рамках федерального проекта проведена приоритезация мер государственной поддержки, оказываемой Минпромторгом России и Минсельхозом России, для предприятий - участников национального проекта. В случае успешной реализации в 2018 году программы предоставления льготных займов Фондом Развития Промышленности "Повышение производительности труда", будут расширены периметр и срок действия программы на весь период реализации национального проекта. Также увеличен масштаб реализации программы льготного кредитования предприятий - участников национального проекта по линии АО "МСП банк" и предоставления грантов на НИОКР Фондом Сколково. В 2018 - 2020 годы подготовлены и запущены пилотные налоговые проекты (налоговые эксперименты) в субъектах Российской Федерации - участниках по предоставлению налоговых преференций для стимулирования роста производительности. С 2019 года также вводятся нефинансовые меры стимулирования предприятий - участников национального проекта.

2. Снижение административно-регуляторных барьеров (издержек) для повышения производительности труда.

Ведется работа по дополнению списка барьеров, сформированного в рамках работы над приоритетной программой; основными нововведениями являются: создание системы сбора обратной связи от предприятий и субъектов Российской Федерации по всем каналам, быстрое устранение неэффективных мер, поддержка эффективных нововведений.

К концу 2018 года с целью снижения числа положений нормативных правовых актов, препятствующих росту производительности труда, актуализирован сформированный в рамках приоритетной программы "Повышения производительности труда и поддержка занятости" перечень из 53 положений нормативных правовых актов, повышающих административно-правовые издержки для предприятий обрабатывающей промышленности в сфере промышленной безопасности, трудовом законодательстве <2>, в техническом регулировании и др. Согласованный с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и субъектами предпринимательской и иной деятельности перечень направлен в Правительство Российской Федерации для последующего утверждения.

--------------------------------

<2> Требуется согласование с Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений (РТК).

С 2019 года на постоянной основе реализуется сбор предложений по устранению барьеров, препятствующих повышению производительности труда, от субъектов предпринимательской и иной деятельности посредством информационной платформы и осуществляется последующий анализ и приоритизация полученных предложений с участием экспертных сообществ. К 2020 году проведен сравнительный анализ российской и зарубежной регуляторной среды в целях выявления дополнительного потенциала снижения административно-регуляторных издержек сфере промышленной безопасности, трудовом законодательстве и техническом регулировании в базовых несырьевых отраслях.

К 2020 году для стимулирования участников национального проекта создан механизм оценки деятельности федеральных органов исполнительной власти заявителем посредством публичного рейтингования.

3. Обучение управленческим навыкам руководителей предприятий - участников национального проекта, а также служб занятости населения; создание образовательных стандартов для обучения инструментам повышения производительности труда во всех образовательных учреждениях. Программы обучения разрабатываются с учетом потребности создания новых компетенций и навыков управления в условиях проведения масштабных организационных преобразований и создания движения по повышению производительности, основываясь на методиках повышения производительности труда лучших практик, в том числе АНО "ФЦК" и практически реализованных примерах на предприятиях - участниках национального проекта.

К концу 2024 года службы занятости населения и предприятия обеспечены высококвалифицированными кадрами, обладающими навыками управления изменениями и в условиях организационных трансформаций для более оперативного и качественного внедрения проводимых мероприятий по повышению производительности труда.

4. Международное взаимодействие. Содействие обмену опытом и взаимовыгодной работе в рамках повышения производительности труда с основными странами-партнерами; основная задача - переход к практическому внедрению лучших методик и выход на новые совместные проекты.

К концу 2024 года подписано не менее одного международного соглашения, направленного на привлечение международного опыта для повышения производительности труда российских предприятий в рамках реализации национального проекта, в том числе за счет проведения обучающих семинаров на площадках заводов международных компаний в России, организации ознакомительных зарубежных поездок для предприятий - участников национального проекта, а также проведения технического аудита предприятий - участников национального проекта международными экспертами в области производительности труда.

5. Методологическое сопровождение. Разработка методологии расчета показателей производительности труда; разработка методических рекомендаций по созданию региональных программ.

К декабрю 2018 г. совместно с Федеральной налоговой службой Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, а также заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, организациями разработана методология расчета показателей, характеризующих изменения производительности труда, а также методические рекомендации по созданию региональных программ и др. Более того, создана система мер стимулирования субъектов Российской Федерации к повышению производительности труда через грантовую поддержку региональных инициатив по повышению производительности труда.

6. Развитие экспортного потенциала предприятий. Тиражирование программы "Экспортный акселератор" по поддержке развития экспортного потенциала предприятий - участников национального проекта в части выхода на экспортные рынки. В данную программу включено сопровождение участников с помощью обучения, наставничества и экспертной поддержки через все этапы экспортной программы до заключения экспортного контракта. Цель - 25% участников выходят на экспортный контракт.

К концу 2018 года разработана совместно с АО "Российский экспортный центр" и АНО ДПО "Школа экспорта АО "Российский экспортный центр" и протестирована пилотная программа по поддержке развития экспортного потенциала предприятий - участников национального проекта с привлечением партнеров-практиков и наставников (количество участников - 12 предприятий из 5 пилотных субъектов Российской Федерации - участников национального проекта). По итогам прохождения акселератора 25% предприятий-участников заключили новый значимый экспортный контракт. В 2019 году охват программы акселерационной экспортной поддержки - 150 предприятий.

Начиная с 2020 года масштабирование и развертывание программы акселерационной поддержки по развитию экспортного потенциала осуществлено на базе АО "Российский экспортный центр" в рамках реализации национального проекта "Международная кооперация и экспорт".

7. Участие в пилотных проектах по цифровой трансформации. Определение потребности и возможности внедрения инструментов автоматизации и использования цифровых технологий.

В 2019 году для предприятий-участников определена потребность и возможность внедрения инструментов автоматизации и использования цифровых технологий. К середине 2019 года разработана и протестирована пилотная программа по поддержке автоматизации и использования цифровых технологий.

8. Работа с крупными государственными компаниями, компаниями с государственным участием.