Наиболее значимые отличия актуализированной версии МСА от ранее действовавшей версии

Наиболее значимые отличия актуализированной версии МСА

от ранее действовавшей версии <2>

--------------------------------

<2> В данном разделе кратко описаны наиболее значимые отличия от версии МСА, введенных в действие на территории Российской Федерации приказами Минфина России от 24 октября 2016 г. N 192н и от 9 ноября 2016 г. N 207н; отличия редакционного и юридико-технического характера, а также отличия, связанные с совершенствованием перевода МСА на русский язык, не приведены.

МСА

Наиболее значимые отличия от ранее действовавшей версии

МСА 200 "Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с международными стандартами аудита"

- уточнены понятия "финансовая отчетность", "руководство" (13(f), (h))

- руководство по применению дополнено разделом "Определения" (A14, A15)

МСА 210 "Согласование условий аудиторских заданий"

В руководстве по применению:

- раздел "Обязательные условия для проведения аудита" дополнен подразделом "Дополнительная информация" (A20)

- раздел "Согласование условий аудиторских заданий" дополнен примерами ссылок, включаемых в письмо-соглашение (A24); положением об упоминании в аудиторском задании возможности информирования о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении (A25); примером вопроса, который может рассматриваться в письме-соглашении об условиях аудиторского задания (A26)

- уточнен пример письма-соглашения об условиях аудиторского задания (приложение 1)

МСА 220 "Контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности"

В руководстве по применению:

- раздел "Принятие и продолжение отношений с клиентами, принятие и выполнение определенных заданий" дополнен положением о получении от предшествующего аудитора известной ему информации в отношении фактов и обстоятельств, о которых аудитору должно быть известно до принятия задания (A8a)

- раздел "Характер, сроки и объем проверки качества выполнения задания" дополнен положением о включении ряда определений в выводы, сделанные аудиторской группой при формировании аудиторского заключения (в случае применения МСА 701) (A28)

МСА 240 "Обязанности аудитора в отношении недобросовестных действия при проведении аудита финансовой отчетности"

- раздел "Ответственность за предотвращение и обнаружение недобросовестных действий" примерами обязанностей в связи с несоблюдением организацией законов и нормативных актов (8a)

- уточнены наименование раздела "Информирование регулирующих и правоохранительных органов", а также положение, касающееся информирования о недобросовестных действиях организации соответствующего уполномоченного органа (43)

В руководстве по применению:

- раздел "Характеристика недобросовестных действий" дополнен примером методов, с помощью которых руководство обходит средства контроля (A4)

- дополнено разделом "Обязанности по предотвращению и выявлению недобросовестных действий" (A5a)

- раздел "Обсуждение между членами аудиторской группы" дополнен примером вопроса, включаемого в обсуждение (A11)

- раздел "Информирование руководства и лиц, отвечающих за корпоративное управление" дополнен положением об ограничении информационного взаимодействия аудитора с руководством и лицами, отвечающими за корпоративное управление, по определенным вопросам (например, в связи с и требованиями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем) (A59a)

- уточнены наименование раздела "Информирование регулирующих и правоохранительных органов", а также положения, касающиеся информирования о недобросовестных действиях организации соответствующего уполномоченного органа (A65, A66)

МСА 250 (пересмотренный) "Рассмотрение законов и нормативных актов в ходе аудита финансовой отчетности"

- раздел "Ответственность аудитора" дополнен примерами дополнительных обязанностей аудитора в связи с несоблюдением организацией законов и нормативных актов (новый 9)

Руководство по применению:

- дополнено разделами "Категории законов и нормативных актов" (новый A6), "Дополнительные обязанности, установленные законами, нормативными актами или соответствующими этическими требованиями" (новый A8), "Определение" (новые A9, A10)

- раздел "Аудиторские процедуры предоставление информации о выявленных или предполагаемых случаях несоблюдения руководству и лицам, отвечающим за корпоративное управление" дополнен положением о сообщении уполномоченному органу о выявленном несоблюдении требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем (новый A21)

- раздел "Оценка последствий выявленного несоблюдения или подозрения в несоблюдении законов и нормативных актов" дополнен примерами случаев, которые могут стать причиной проведения аудитором оценки последствий выявленного несоблюдения или подозрения в несоблюдении для надежности письменных заявлений, полученных от руководства (новый A24)

- уточнено наименование раздела "Сообщение о выявленном несоблюдении или подозрении о несоблюдении", а также он дополнен положениями о сообщении о выявленном несоблюдении или подозрении о несоблюдении законов и нормативных актов при выражении модифицированного мнения в аудиторском заключении; о недопущении публичного раскрытия руководством лицами, отвечающими за корпоративное управление, или аудитором информации по определенному вопросу (новый A27)

- уточнено наименование раздела "Представление информации о несоблюдении в регулирующие и правоохранительные органы", а также он дополнен положениями предоставлении информации о выявленном несоблюдении или подозрении в несоблюдении законов и нормативных актов организацией соответствующему уполномоченному органу, стороннему по отношению к организации (новые A28 - A33)

МСА 260 (пересмотренный) "Информационное взаимодействие с лицами, отвечающими за корпоративное управление"

- в разделе "Роль информационного взаимодействия" уточнено положение о сообщении уполномоченному органу о выявленном несоблюдении требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем (7)

МСА 300 "Планирование аудита финансовой отчетности"

В руководстве по применению:

- раздел "План проводимого аудита" дополнен положениями, касающимися изучения раскрытия информации (новые A13, A14)

МСА 315 (пересмотренный) "Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения"

В руководстве по применению:

- раздел "Информация, полученная в предыдущие периоды" дополнен примером вопроса, по которому может быть дана информация из предыдущего опыта работы аудитора с организацией (новый A19), примерами вопросов, которые может обсудить аудиторская группа при рассмотрении существующих требований к раскрытию информации (новый A22)

- раздел "Особенности малых организаций" дополнен примерами информации, содержащаяся в финансовой отчетности и полученная не из основных регистров и вспомогательных ведомостей (новый A91), а также положениями о понимании информационной системы, соответствующей подготовке финансовой отчетности (новый A92), о контрольных действиях, значимых для проводимого аудита (новый A103)

- раздел "Выявление о оценка рисков существенного искажения" дополнен (уточнен) положениями об использовании предпосылок (новый A128); о предпосылках о видах операций, об остатках по счетам и соответствующем раскрытии информации (новые A129, A130); о процессе выявления рисков существенного искажения (новые A134 - A136)

МСА 320 "Существенность при планировании и проведении аудита"

Руководство по применению:

- дополнено разделом "Существенность в контексте аудита", в котором приведены примеры факторов, которые могут быть выявлены аудитором при рассмотрении вопроса о том, являются ли искажения раскрытия информации качественного характера существенными (новый A2)

МСА 450 "Оценка искажений, выявленных в ходе аудита"

В руководстве по применению:

- раздел "Определение искажения" дополнен примерами случаев, когда могут возникнуть искажения (A1)

- раздел "Накопление выявленных искажений" дополнен положениями об искажениях в отдельной отчетности (новый A3); искажениях в раскрытии информации (новый A4), накоплении искажений (новый A5)

- раздел "Оценка воздействия неисправленных искажений" дополнен примерами существенных искажений раскрытия информации качественного характера (новый A17); положением о существенности неисправленных искажений (новый A18); примерами случаев, когда искажения в раскрытии информации свидетельствуют о недобросовестных действиях (новый A22)

МСА 510 "Аудиторские задания, выполняемые впервые: остатки на начало периода"

В руководстве по применению:

- уточнены примеры аудиторских заключений, содержащих модифицированное мнение: дополнены примерами обстоятельств, изложенных в данных примерах; изменены конструкции, в том числе последовательность разделов аудиторских заключений (приложение)

МСА 560 "События после отчетной даты"

В руководстве по применению:

- раздел "Факты, о которых аудитору стало известно после даты аудиторского заключения, но до даты выпуска финансовой отчетности" дополнен положениями о последствиях в случае, если прочая информация получена после даты аудиторского заключения (новый A11), либо в случае, если прочая информация получена после того, как финансовая отчетность была выпущена (новый A18)

МСА 600 "Особенности аудита финансовой отчетности группы (включая работу аудиторов компонентов)"

В руководстве по применению:

- уточнен пример аудиторского заключения, когда команда аудитора группы не может получить достаточных надлежащих аудиторских доказательств для обоснования мнения аудитора группы: дополнен примерами обстоятельств, изложенных в данном примере; изменена конструкция, в том числе последовательность разделов аудиторского заключения

МСА 710 "Сравнительная информация - сопоставимые показатели и сравнительная финансовая отчетность"

Руководство по применению:

- дополнено положениями о том, когда финансовая отчетность предыдущего периода не проаудирована (новые A8, A13)

- уточнены примеры аудиторских заключений: дополнен примерами обстоятельств, изложенных в данных примерах; изменены конструкции, в том числе последовательность разделов аудиторских заключений

МСА 800 (пересмотренный) "Особенности аудита финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с концепцией специального назначения"

Руководство по применению:

- дополнено положением об определении аудитором лиц в структуре корпоративного управления организации, с которыми он будет осуществлять информационное взаимодействие (новый A12)

- раздел "Особенности формирования мнения и составления заключения" положениями о применении МСА 700 (пересмотренного) при составлении заключения о финансовой отчетности специального назначения (новый A14); непрерывности деятельности (новый A15); ключевых вопросах аудита (новый A16); прочей информации (новый A17); имени руководителя задания (новый A18); включении ссылки на аудиторское заключение о полном комплекте финансовой отчетности общего назначения (новый A19)

- уточнены примеры аудиторских заключений независимого аудитора о финансовой отчетности специального назначения: дополнены примерами обстоятельств, изложенных в данных примерах; изменены конструкции, в том числе последовательность разделов аудиторских заключений (приложение)

МСА 805

(пересмотренный) "Особенности аудита отдельных отчетов финансовой отчетности и отдельных элементов, групп статей или статей финансовой отчетности"

Руководство по применению:

- дополнено положением об определении аудитором лиц в структуре корпоративного управления организации, с которыми он будет осуществлять информационное взаимодействие (новый A11)

- раздел "Особенности формирования мнения и составления заключения" положениями о применении МСА 700 (пересмотренного) при составлении заключения об отдельном отчете финансовой отчетности или отдельном элементе финансовой отчетности (новый A18); непрерывности деятельности (новый A19); ключевых вопросах аудита (новый A20); прочей информации (новый A21); имени руководителя задания (новый A22); заключении в отношении полного комплекта финансовой отчетности или отдельного элемента этой финансовой отчетности (новые A23 - A26); включении ссылки на аудиторское заключение о полном комплекте финансовой отчетности (новый A27)

- уточнены примеры аудиторских заключений независимого аудитора об отдельном отчете финансовой отчетности и отдельном элементе финансовой отчетности: дополнены примерами обстоятельств, изложенных в данных примерах; изменены конструкции, в том числе последовательность разделов аудиторских заключений

МСА 810 (пересмотренный) "Задания по предоставлению заключения об обобщенной финансовой отчетности"

- дополнен разделом "Прочая информация в документах, содержащих обобщенную финансовую отчетность", а также положения о необходимости рассмотрения аудитором информации, включенной в документ, содержащий обобщенную финансовую отчетность и аудиторской заключение о такой отчетности (новые 14, 15)

- уточнены элементы аудиторского заключения об обобщенной финансовой отчетности (новый 16)

- уточнено наименование раздела "Модифицированное мнение, разделы "Важные обстоятельства" или "Прочие сведения" в аудиторском заключении", а также примеры условий, когда у аудитора есть уверенность в том, что обобщенная финансовая отчетность соответствует во всех существенных отношениях проаудированной финансовой отчетности или является ее достоверным обобщением (новый 19)

- исключен раздел "Прочая информация в документах, содержащих обобщенную финансовую отчетность"

В руководстве по применению:

- уточнен раздел "Прочая информация в документах, содержащих обобщенную финансовую отчетность", а также дополнены положения об информации в документе, содержащем обобщенную финансовую отчетность, которая касается некоторых или всех вопросов, включенных в прочую информацию в годовом отчете (новые A14, A15); информации в документе, содержащем обобщенную финансовую отчетность, которая касается вопросов, не рассмотренных в рамках прочей информации в годовом отчете (новый A16)

- раздел "Аудиторское заключение об обобщенной финансовой отчетности" дополнен положениями о ссылках на аудиторское заключение о проаудированной финансовой отчетности (новые A21, A22), дополнен указание на новые примеры аудиторских заключений (новый A23 (d), (e))

- уточнены примеры аудиторских заключений независимого аудитора об обобщенной финансовой отчетности: дополнены примерами обстоятельств, изложенных в данных примерах; изменены конструкции, в том числе последовательность разделов аудиторских заключений

МСОП 2400 (пересмотренный) "Задания по обзорной проверке финансовой отчетности прошедших периодов"

- дополнен положениями о предоставлении информации о выявленном несоблюдении или подозрении в несоблюдении законов и нормативных актов соответствующему уполномоченному органу (52 (d))

В руководстве по применению:

- раздел "Выполнение задания" дополнен положениями о выявлении несоблюдения или подозрении в несоблюдении законов и нормативных актов организацией (в том числе о несоблюдении требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем) (новые A87a, A91a, A92 - A92d)

МСЗОУ 3000 (пересмотренный) "Задания, обеспечивающие уверенность, отличные от аудита и обзорной проверки финансовой информации прошедших периодов"

В руководстве по применению:

- разделы "Планирование и выполнение заданий", "Прочие обязанности по информационному взаимодействию" дополнены положениями о предоставлении информации о выявленном несоблюдении или подозрении в несоблюдении законов и нормативных актов соответствующему уполномоченному органу, стороннему по отношению к организации (в том числе о несоблюдении требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем) (новые A101a, A192a - A192f)

МССУ 4410 (пересмотренный) "Задания по компиляции"

Руководство по применению:

- дополнено положениями о предоставлении информации о выявленном несоблюдении или подозрении в несоблюдении законов и нормативных актов соответствующему уполномоченному органу, стороннему по отношению к организации (новые A21a - A21e, A41a)