Оценка последствий выявленного несоблюдения или подозрения в несоблюдении законов и нормативных актов

Оценка последствий выявленного несоблюдения или подозрения в несоблюдении законов и нормативных актов (см. пункт 22)

A23. В соответствии с требованиями пункта 22 аудитор оценивает последствия выявленного или предполагаемого несоблюдения для прочих аспектов аудита, включая оценку аудитором риска и надежности письменных заявлений. Последствия отдельных конкретных случаев выявленного или предполагаемого несоблюдения, выявленных аудитором, будут зависеть от соотношения между совершением и сокрытием нарушения, если такое имело место, и конкретными средствами контроля, а также от уровня руководителей или наемных работников лиц, работающих в организации или под ее управлением, причастных к несоблюдению, в особенности это касается последствий несоблюдения, к которому причастно руководство самого высокого уровня в организации. Как указано в пункте 9, в результате соблюдения аудитором законов, нормативных актов или соответствующих этических требований может быть получена дополнительная информация, имеющая отношение к обязанностям аудитора, предусмотренным в пункте 22.

(в ред. поправок, утв. Приказом Минфина России от 27.10.2021 N 163н)

(см. текст в предыдущей редакции)

A24. Примеры обстоятельств, которые могут стать причиной проведения аудитором оценки последствий выявленного несоблюдения или подозрения в несоблюдении для надежности письменных заявлений, полученных от руководства и, если применимо, от лиц, отвечающих за корпоративное управление, включают случаи, когда:

- аудитор подозревает или имеет доказательства фактического или планируемого участия руководства и, если применимо, лиц, отвечающих за корпоративное управление, в выявленных или предполагаемых случаях несоблюдения;

- аудитору известно о том, что руководство и, если применимо, лица, отвечающие за корпоративное управление, знают о таком несоблюдении и, вопреки требованиям закона или нормативного акта, не предоставили или не поручили предоставить информацию об этом вопросе соответствующему уполномоченному органу в разумные сроки.

A25. В определенных обстоятельствах аудитор может рассмотреть вопрос об отказе от выполнения задания, если такой отказ разрешается применимыми законами или нормативными актами, например, в случае, когда руководство или лица, отвечающие за корпоративное управление, не принимают мер по исправлению ситуации, которые аудитор считает необходимыми в сложившихся обстоятельствах или когда выявленное несоблюдение или подозрение в несоблюдении ставит под вопрос честность руководства или лиц, отвечающих за корпоративное управление, даже если такое несоблюдение является несущественным для финансовой отчетности. Аудитор может счесть целесообразным обратиться к услугами юриста, чтобы определить, является ли отказ от задания правомерным. Если аудитор определяет, что отказ от задания является правомерным, то такой отказ не заменяет собой выполнение других обязанностей, предусмотренных законом, нормативным актом или соответствующими этическими требованиями, по принятию мер в связи с выявленным или предполагаемым несоблюдением. Кроме того, в пункте A55 МСА 220 (пересмотренного) <16> указано, что некоторые этические требования могут предусматривать предоставление предшествующим аудитором информации в отношении несоблюдения законов и нормативных актов новому аудитору по его запросу.

(в ред. поправок, утв. Приказом Минфина России от 16.10.2023 N 166н)

(см. текст в предыдущей редакции)

--------------------------------

<16> МСА 220 (пересмотренный) "Управление качеством при проведении аудита финансовой отчетности".

(в ред. поправок, утв. Приказом Минфина России от 16.10.2023 N 166н)

(см. текст в предыдущей редакции)