I. Введение

Начиная с 2010 года в Российской Федерации осуществляется масштабная реформа системы управления общественными финансами, ключевыми направлениями которой являются:

внедрение механизмов обеспечения долгосрочной устойчивости бюджетной системы, включая "бюджетное правило" и основы долгосрочного бюджетного планирования;

формирование бюджетной политики на основании и во взаимосвязи с показателями государственных программ Российской Федерации (далее - государственные программы);

совершенствование системы финансового обеспечения оказания государственных услуг;

совершенствование финансовых взаимоотношений с субъектами Российской Федерации;

развитие систем внутреннего финансового контроля и аудита, а также внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля;

обеспечение конкурентной и прозрачной системы закупок для обеспечения государственных (муниципальных) нужд;

формирование единого информационного контура системы управления общественными финансами;

повышение открытости и прозрачности бюджетного процесса.

Благодаря реализованным за последние годы мерам обеспечены условия для устойчивого экономического развития и сохранения макроэкономической стабильности при безусловном исполнении принятых расходных обязательств и реализации ключевых приоритетов социально-экономического развития страны.

При этом создана надежная основа для следующего шага в рамках проводимой работы по повышению эффективности бюджетных расходов, который, как и все предыдущие, будет реализован в том числе с использованием передового международного опыта.

Наряду с указанными и уже реализуемыми в Российской Федерации направлениями, нуждающимися в дальнейшем совершенствовании, отличительными особенностями лучшей зарубежной практики управления общественными финансами являются:

внедрение и постоянное проведение обзоров бюджетных расходов;

участие граждан в бюджетном процессе;

развитие системы долгосрочного (стратегического) планирования бюджетных инвестиций;

повышение полноты и качества финансовой отчетности государственного сектора;

цифровизация системы государственного управления и бюджетного процесса.

Необходимость достижения приоритетов и целей, определенных в документах стратегического планирования, качественного рывка в социально-экономическом развитии в условиях ограниченности бюджетных ресурсов увеличивает актуальность разработки и реализации системы мер по повышению эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также по модернизации системы управления общественными финансами.

Содержанию конкретных мер посвящены соответствующие разделы настоящей Концепции. Реализация предлагаемых мер создаст организационные и правовые предпосылки для повышения эффективности бюджетных расходов.