21.13. Трофи-рейд

21.13.1. Дорожная книга - документ, который определяет маршрут движения экипажей и особенности прохождения трассы соревнования. Дорожная книга может быть в виде легенды прохождения маршрута и/или перечня обязательных для прохождения точек, определять порядок прохождения точек, определять допустимое отклонение от заданного маршрута, контрольные пункты. Дорожная книга может иметь приложения в виде картографических или иных материалов. При наличии в Дорожной книге ссылок на географические пункты или названия Организатору соревнования рекомендуется обеспечить все экипажи одинаковыми картографическими материалами.

Организатор соревнования должен гарантировать участникам соревнования или лицам, планирующим участвовать в соревновании равные условия получения информации о маршруте. Для обеспечения участников соревнования своевременной информацией, Организатор соревнования обязан осуществить проверку Дорожной книги перед соревнованием.

Дорожная книга должна описывать границы Навигационного СУ (если применяется). Район внутри описанных границ является официальной трассой Навигационного СУ. В местах, где невозможно точно описать местность, Организатор соревнования должен указывать точки GPS. Все GPS - координаты должны выдаваться экипажам в формате WGS-84 в виде - градусы, минуты, доли минут (ГГ ММ, ммм). Организатор соревнования обязан предоставить как минимум письменные данные для загрузки приборов GPS/Глонасс.

Расположение контрольных и судейских пунктов должно быть точно указано в Дорожной Книге с использованием ссылок на материалы гонки (географические (широта и долгота) координаты, указание места на карте).

В Регламенте (положении) спортивного соревнования могут быть оговорены ограничения и/или условия ознакомления с трассой.

21.13.2. Дорожное движение. Во время проведения соревнования запрещается перевозить любым способом заявленные в соревновании автомобили. Перевозкой автомобиля считается любая транспортировка автомобиля на расстояние более 100 м, при которой менее 3-х его колес контактируют с покрытием, по которому осуществляется движение. Нарушение пенализируется решением КСК (вплоть до исключения из соревнования). Запрещено использование не предусмотренного ПДД осветительного оборудования при движении по дорогам общего пользования.

21.13.3. Помощь. Ремонт автомобилей разрешен в течение всего времени проведения соревнования, за исключением случаев, запрещенных данными Правилами и/или Регламентом (положением) спортивного соревнования.

Для экипажа, находящегося на СУ запрещен заезд в Базовый лагерь, нарушение трактуется как запрещенный сервис.

В соревнованиях буксировка на СУ одного автомобиля другим разрешается только тем участникам соревнования, которые стартовали на данном СУ и еще не финишировали. За проезд через любой судейский пункт, кроме старта и финиша, на буксире налагается пенализация 1 час. Проезд линии старта на буксире пенализируется незачетом СУ. Въезд в Зону контроля судейского пункта финиша и любое движение в данной зоне на буксире пенализируется незачетом СУ.

Передача денег, медикаментов, одежды, средств связи, пищи и напитков от/для экипажа разрешена в течение всего соревнования.

Сервис на СУ может быть разрешен в специально отведенной зоне сервиса. Любое отмеченное нарушение, касающееся сервиса, ведет к пенализации решением КСК вплоть до исключения из соревнования.

Запрещается расположение (размещение, установка) любых материалов, запасных частей, инструментов или оборудования на СУ/ДС.

Рекомендуется, чтобы автомобили сервиса были ясно идентифицированы при помощи соответствующих эмблем, выдаваемых Организатором соревнования, и закрепленных в определенных регламентом местах. Количество автомобилей сервиса может ограничиваться.

Рекомендуется, чтобы остальные машины команд идентифицировались при помощи эмблем "Сопровождение", выдаваемых Организатором соревнования.

Во всех Зонах сервиса скорость ограничена 30 км/ч. При наличии дополнительных взносов за автомобили сервиса/сопровождения Организатор соревнования обязан обеспечить проезд и зарезервировать место для Заявителей с помощью разметки, пропускного режима и т.д. Организаторам соревнования рекомендуется предусматривать отдельный проезд для соревнующихся автомобилей и отдельный - для служб и зрителей.

Экипаж обязан иметь в машине символы "ОК" зеленого цвета и "SOS" красного цвета, выполненные на плотной ламинированной бумаге форматом A4 или на другом прочном материале, рекомендуется иметь флаги зеленого и красного цвета, с размерами полотнища не менее 60 x 40 см на древке.

В случае аварии на трассе СУ при отсутствии пострадавших и отсутствии необходимости оказания помощи, любой член экипажа должен закрепить знак "ОК" и/или флаг зеленого цвета на хорошо просматриваемой части автомобиля по возможности так, чтобы его могли хорошо видеть другие проезжающие экипажи.

В случае аварии на трассе СУ с пострадавшими, нуждающимися в медицинской помощи, должен быть показан знак "SOS" и/или флаг красного цвета всем следующим экипажам. После оказания помощи обязательно устанавливается зеленый знак "ОК" и/или зеленый флаг.

Экипаж, следующий за потерпевшим аварию автомобилем, обязан:

1) В случае если ему был показан "SOS" - остановиться, принять меры по оказанию помощи. Принять меры для передачи информации об аварии официальным лицам соревнования. По необходимости - дождаться прибытия медицинской помощи.

2) В случае отсутствия какого-либо из этих знаков экипаж обязан остановиться и убедиться в том, что потерпевший аварию экипаж не нуждается в помощи.

За невыполнение этих требований экипаж может быть подвергнут пенализации.

21.13.4. Контрольная карта (карнет). На старте соревнования экипажам могут выдаваться Контрольные карты (карнет) в которых могут быть указаны Нормы времени и нормативы для каждого участка/секции. Контрольная карта (КК) может быть заменена новой на старте следующего СУ/секции. Каждый экипаж несет ответственность за сохранность Контрольной карты.

Контрольная карта должна иметь отметки всех судейских и/или контрольных пунктов. За отсутствие отметок или отказ в предъявлении Контрольной карты на любом судейском пункте (за исключением случаев, оговоренных данными Правилами), экипаж решением Коллегии спортивных комиссаров будет подвергнут пенализации, вплоть до исключения.

Любые исправления или изменение данных в Контрольной карте пенализируются решением КСК, за исключением случаев, когда это исправление внесено судьей на судейском пункте и заверено его подписью.

Только экипаж является ответственным за подачу Контрольной карты на судейских пунктах и правильность вносимых данных. Только судьям на судейских пунктах разрешается вносить данные в Контрольные карты.

Экипаж, прибывший в лагерь соревнования и не получивший отметку на финише СУ/ДСУ, обязан сдать Контрольную карту в секретариат соревнования. Экипаж, не выполнивший данное требование, пенализируется решением КСК.

Экипаж, выбывший из соревнования, обязан в кратчайшие сроки сдать Контрольную карту официальным лицам с собственноручной записью о причинах схода.

21.13.5. Специальные участки (СУ). Начинается на линии Старта и заканчивается на судейском пункте Финиша. Соблюдение маршрута на СУ является обязательным.

Для контроля за соблюдением маршрута экипажами, на трассе могут быть расположены пункты КП (контроля прохождения). Местоположение и порядковые номера КП указываются в Дорожной книге. Рекомендуется каждый пункт КП обозначать координатами GPS.

Линейный СУ должен включать в себя последовательно расположенные по маршруту:

а) КП обозначенные на местности и обязательные для взятия/фиксации;

б) КП не обозначенные на местности, обязательные для проезда.

КП могут быть организованы как судейские пункты или как контрольные пункты (без судей). В любом случае процедура взятия/фиксация КП должна быть подробно и однозначно прописана в Регламенте (положении) спортивного соревнования.

Для контроля взятия КП, обозначенных на местности или контроля проезда через КП необозначенных на местности или соблюдения коридора, Организатор соревнования может применять специальные контрольные приборы. По решению КСК возможен контроль GPS-треков с приборов участников.

В случае использования стандартных судейских знаков, их рекомендуется располагать следующим образом:

1) 1 - 2 желтых знака "КП" (начало Зоны контроля);

2) через 10 м 1 - 2 красных знака "КП" (судейский пункт Контроля прохождения).

В случае, если КП предусматривает процедуру отметки, экипаж обязан остановиться возле красного знака "КП" и предъявить Контрольную карту судье для проставления отметки.

В случае обозначения КП краской на предметах, знак и номер КП должны быть четко читаемыми на контрастном фоне. Рекомендуется обозначать КП дополнительно явным образом на местности - отмечать сигнальной лентой деревья и т.п. Организатор соревнования должен иметь контрольные фотографии всех подобных КП.

Для чемпионата России и Кубка России обязательно, для остальных рекомендуется: на линейном СУ зачет только при полном прохождении маршрута. Только взятие всех КП означает полное прохождение маршрута. Не взятие любого из КП указанного в дорожной книге, или нарушение процедуры взятия/прохождения КП описанной в Дорожной книге пенализируется незачетом СУ.

Экипаж, превысивший норматив на СУ, может быть исключен из зачета на этом СУ, либо пенализирован. Организатор соревнования не гарантирует работу судейских пунктов для экипажей, превысивших норматив.

Время прохождения на СУ определяется с точностью до секунды. Изменение норматива на СУ после старта данного СУ допускается только в том случае, если в Регламенте (положении) спортивного соревнования была предусмотрена возможность пересмотра норматива и указано два значения - исходное и возможное, в случае если время лидирующего экипажа составит более 80% от исходного значения норматива.

До момента закрытия финиша СУ без разрешения Руководителя гонки категорически запрещен выезд на трассу тех автомобилей, которые финишировали, либо были не допущены к участию на данном СУ, а также автомобилей сервиса, сопровождения, зрителей и болельщиков.

Прерывание СУ: если спортивное движение на СУ прерывается, то КСК на основании доклада Руководителя гонки, может принять решение об исключении из зачета такого СУ в случае невозможности определения спортивного результата на нем. В исключительных случаях, исходя из требований безопасности, Руководитель гонки может прервать СУ на предшествующем пункте Контроля прохождения, и экипажи могут продолжать СУ после того, как опасная зона будет пройдена. Спортивный результат будет определяться путем сложения времен частей СУ, на которых осуществлялось движение в спортивном режиме.

Время нейтрализации не учитывается при начислении пенализации за отклонение от норматива. То есть время нейтрализации вычитается из времени прохождения СУ. Время нейтрализации должно быть отмечено в Контрольной карте экипажа и/или в протоколе судьи.

В том случае, если трасса включает в себя проезд по дорогам общего пользования, Организатор соревнования обязан принять меры к максимальному сокращению применения дорог общего пользования на СУ, в том числе и путем организации Секции из нескольких СУ с Дорожными секциями.

Экипажам запрещается, под угрозой пенализации, вплоть до исключения решением КСК преднамеренно блокировать проезд соревнующихся автомобилей, или препятствовать обгону другими участниками. В случае, если подобное нарушение имело целью получение спортивного преимущества для другого экипажа, КСК может наложить пенализацию не только на экипаж, непосредственно нарушивший данный запрет, но и на экипажи, "аффилированные" с нарушителем, в том числе и занимающие максимально высокое место в текущей классификации.

21.13.6. Старт и финиш.

На старте каждого СУ (в случае раздельного старта) экипажи должны стартовать с интервалом не менее 1-й минуты. Если организация трассы позволяет провести одновременный старт экипажей, и при этом не будут нарушены меры безопасности, а сам по себе старт не даст преимущества одного экипажа перед другим, то возможен общий старт всех экипажей. При процедуре расстановки экипажей в зоне общего старта могут учитываться результаты, показанные на предыдущих СУ/ДСУ.

Если формат соревнования предполагает раздельный старт, то порядок старта определяется Регламентом (положением) спортивного соревнования. При определении порядка старта могут учитываться результаты, показанные на предыдущих СУ/ДСУ.

Экипаж, прибывший на старт с опозданием, пенализируется 2 минутами за каждую минуту или часть минуты опоздания, если опоздание меньше 30 минут. Опоздавший экипаж должен зафиксировать время прибытия на старт у судьи старта. В случае опоздания на 30 минут и более экипаж не допускается на старт СУ. В случае одновременного старта для экипажа, опоздавшего на старт, время старта равно изначально назначенному времени старта, норматив отсчитывается от изначально назначенного времени старта. В случае раздельного старта экипажу, не сумевшему стартовать в назначенное время старта разрешается стартовать только по решению судьи старта не позднее фактического времени прибытия на старт плюс стартовый интервал, но не ранее 30 секунд после предыдущего стартовавшего. При этом время старта фиксируется по фактическому времени старта, а норматив отсчитывается от изначально назначенного времени старта. Последовательность старта между несколькими опоздавшими экипажами определяется по зафиксированному времени прибытия на старт.

На старте СУ экипаж должен находиться на борту автомобиля в полном составе и выполнить требования безопасности. При нарушении данного требования экипаж к старту не допускается. На старте СУ автомобиль с экипажем на борту останавливается перед знаком "Старт СУ". Судья сообщает предписанное время старта и начинает громкий обратный отсчет секунд 30 - 15 - 10 и последние пять секунд последовательно 5 - 4 - 3 - 2 - 1 с одновременным дублированием отсчета сигналами, воспринимаемыми визуально (пальцы руки, таблички, перекидные часы и т.п.). По истечении последних пяти секунд, дается стартовый сигнал, после которого автомобиль должен стартовать. В случае раздельного старта, если экипаж не стартует в течение 20 секунд после стартового сигнала, может налагаться пенализация 2 минуты.

Фальстарт (начало движения до подачи судьей стартовой команды) пенализируется минимум 1 минутой по решению КСК.

Экипаж, отказывающийся стартовать на СУ в предписанное время и с предписанной позиции, может быть пенализирован решением КСК вплоть до незачета СУ.

21.13.7. Контрольные зоны судейских пунктов. Все судейские пункты, т.е. пункты контроля времени, старта и финиша СУ, обозначенные на местности рекомендуется обозначать стандартными знаками.

Для судейских пунктов начало Зоны контроля рекомендуется обозначать знаками на желтом фоне. Через 30 - 50 м от желтых знаков находится судейский пункт, обозначенный знаками на красном фоне. Окончание Зоны контроля, примерно через 10 м после судейского пункта, обозначать знаками белого/бежевого цвета с тремя черными диагональными полосами.

Максимальная ширина Зоны контроля судейских пунктов не должна превышать 15 м (исключение - одновременный старт). Рекомендуется створ Зоны контроля обозначать двумя знаками. В случае невозможности обозначить створ контрольной зоны двумя знаками, знаки располагаются справа по направлению зачетного движения, контрольная зона может ограничиваться другими наглядными и легко идентифицируемыми способами.

Вся Зона контроля, т.е. пространство между первыми желтыми и последними белым/бежевым знаками считается зоной Закрытого парка. Время пребывания в Зоне контроля не должно превышать время, необходимого для проведения процедуры, предусмотренной для данного судейского пункта (отметка в Контрольной карте, старт и т.д.).

Въезжать и покидать контрольную зону экипажи должны в том направлении, которое обозначено в Дорожной книге. После получения отметки повторный въезд в эту контрольную зону запрещается. Нарушение пенализируется 1 часом.

Экипажи обязаны подчиняться указаниям судей. В случае неподчинения, экипаж может быть пенализирован решением КСК. Экипаж вправе потребовать от судьи внесения в Контрольную карту отметки (время и место) о выполнении указаний, которые могут привести к пенализации данного экипажа, в случае невыполнения. Судьи не имеют права отказать экипажу в данной отметке. Судьи не должны давать экипажам никаких комментариев относительно времени их отметки, регламента, маршрута и выполнения расписания.

Контроль времени (КВ). На судейском пункте КВ отмечается точное время прибытия, при наличии Контрольной карты то время, когда член экипажа подал Контрольную карту судье. Данные заносятся в Протокол/Контрольную карту только в том случае, если автомобиль и все члены экипажа находятся в контрольной зоне в непосредственной близости от судейского пункта. Время отметки на КВ определяется с точностью до целой минуты в следующем виде: от 00 ч 01 мин до 24 ч 00 мин. Расчет времени прибытия в контрольную зону - обязанность только экипажей, которые имеют право сверяться с официальными часами судейского пункта. Для расчета времени отметки на КВ необходимо ко времени старта на дорожную секцию прибавить норму времени, отпущенную на проезд данной секции. Временем старта на дорожную секцию является либо время отметки на предыдущем КВ, либо время финиша без учета секунд (для дорожных секций, расположенных между СУ).

Процедура получения отметки экипажем на судейском пункте начинается с того момента, когда автомобиль проезжает желтые знаки начала Зоны контроля. Экипажу запрещено останавливаться между желтыми знаками и судейским пунктом. Процедура получения отметки выполнена правильно, если в течение расчетной минуты автомобиль въехал в контрольную зону и любой член экипажа подал Контрольную карту судье. Любое различие между расчетным временем отметки и реальным временем отметки пенализируется в размере 1 минута пенализации за 1 минуту или часть минуты отклонения. Пенализация, начисленная на дорожных секциях, прибавляется ко времени прохождения последующего СУ, а в случае отсутствия последующего СУ - ко времени прохождения предыдущего СУ.

21.13.8. Сходы, эвакуация.

Экипаж, выбывший из соревнования по причине схода, обязан информировать об этом при первой возможности Официальных лиц соревнования, любыми доступными для него способами. Эвакуация техники собственными силами участников разрешена только после получения разрешения Официальных лиц соревнования.

21.13.9. Закрытый парк (ЗП). "Режим Закрытого Парка" действует:

а) с момента въезда автомобиля в предстартовую Зону, или Зону Закрытого парка до момента выезда из этих зон;

б) с момента въезда автомобиля в Зону Контроля судейского пункта до момента выезда из нее;

в) с момента, когда автомобиль прибудет в Закрытый парк на финише трофи-рейда, до истечения времени установленных сроков подачи протестов и объявления решения Коллегии спортивных комиссаров о снятии "режима Закрытого парка".

В порядке исключения, с разрешения Технического комиссара в Закрытом парке, перед стартом, в зоне Регруппинга и после завершения СУ/секции/этапа экипажи могут:

а) сменить одно или два колеса, используя инструменты, находящиеся в автомобиле;

б) сменить лобовое стекло с посторонней помощью.

Данные ремонтные работы необходимо закончить до назначенного времени старта данного экипажа. Задержка пенализируется в размере одной минуты штрафного времени за каждую минуту или часть минуты.

В ЗП могут находиться: официальные лица, выполняющие свои служебные обязанности; члены экипажей только по разрешению или по требованию официальных лиц. Иные лица допускаются только по разрешению Руководителя гонки.

Как только автомобиль въезжает в ЗП, все члены экипажа должны немедленно его покинуть; запрещено входить в ЗП повторно. Как исключение, экипажу может быть разрешен повторный вход в ЗП с целью забрать личные вещи из автомобиля в сопровождении официальных лиц.

В ЗП разрешается заводить автомобиль с помощью внешнего аккумулятора, который затем не разрешается брать на борт автомобиля.

Если Технический комиссар решит, что состояние автомобиля, находящегося в ЗП, представляет угрозу безопасности дорожного движения, то в присутствии Технических контролеров такой автомобиль должен быть отремонтирован. В этом случае, время, которое будет затрачено на ремонт автомобиля, рассматривается как опоздание на Дорожной секции. Для предотвращения нагона времени экипажем, ему будет назначено новое стартовое время.

Для выезда автомобиля из ЗП перед стартом, после Регруппинга или после завершения этапа, экипажам разрешен вход в ЗП за 10 минут до предписанного времени. Если ЗП Регруппинга не превышает 30-ти минут, экипажи могут оставаться в ЗП.