21.15. Дрифт

21.15.1. Стартовая процедура.

21.15.1.1. Процедура старта должна быть подробно описана в регламенте соревнования. Основной принцип организации старта - не дать возможность лидеру создать существенный отрыв от преследователя до начала оцениваемого участка. В этих целях могут использоваться стартовая шикана, респект-зона, обозначенная в судейском задании, разрешение преследователю начать движение до подачи ему стартового сигнала. При этом необходимо контролировать ошибки старта.

21.15.1.2. Рекомендованная организация процедуры старта:

1) Спортсмены выставляются на линию старта по указаниям судей. Лидер обязан установить автомобиль, не пересекая линию старта передней частью автомобиля. Преследователь имеет право встать как на линии старта, так и отступив от нее, но не далее, чем в 7 (семи) метрах от линии старта.

2) В отдельных случаях во время квалификационных и парных заездов судьи дрифта могут принять решение использовать респект-зону или шикану из конусов, предназначенную для ограничения ускорения лидера, чтобы позволить преследователю не отстать от лидера в зоне разгона.

21.15.1.3. Старт может даваться с применением стартового светофора с автоматическим включением огней или с применением флагов.

21.15.1.4. В случае применения стартового светофора спортсмены устанавливают автомобили на стартовые позиции. Судья на старте получает от спортсменов подтверждение того, что они готовы стартовать, после чего включает автоматику. На светофоре последовательно загораются: "Один красный огонь - Два красных огня - Три красных огня". После этого все красные огни гаснут и через 0,5 - 3,0 сек. загорается зеленый огонь - это является командой "Старт". Лидер должен стартовать немедленно после команды "Старт". Преследователь имеет право стартовать в любой момент после начала работы светофора (или после поднятия двух зеленых флагов при применении флагового старта).

21.15.1.5. Процедура старта с применением флагов: спортсмены устанавливают автомобили на стартовые позиции. Судья на старте получает от спортсменов подтверждение того, что они готовы стартовать, после чего поднимает вверх два зеленых флага (в каждой руке по флагу, по обе стороны от него). Начало движения флагов вниз является командой "Старт".

21.15.1.6. В ходе тренировочных заездов для процедуры старта применяется флаг. Если стартуют два спортсмена, применяется описанная выше процедура старта с двумя флагами, при этом старт может даваться не обоим спортсменам одновременно. Сигналом старта для каждого из спортсменов является движение вниз флага, расположенного с его стороны.

21.15.1.7. Ошибкой старта лидера считаются:

- фальстарт (начало движения до подачи стартового сигнала);

- сбитый конус стартовой шиканы;

- задержка на старте более 3 секунд после подачи стартового сигнала;

- значительное снижение темпа разгона (намеренное или случайное) до начала оцениваемого участка.

21.15.1.8. Ошибки старта преследователя:

- ситуация, в которой в момент пересечения линии начала постановки преследователь оказался впереди лидера;

- преследователь, находясь впереди лидера, в зоне разгона пересек разделительную (или любую другую ограничительную определенную судьями) линию.

21.15.1.9. За ошибки старта спортсмен получает замечание, а руководителем гонки назначается повторный старт этого заезда. В одном заезде можно получить не более 2-х замечаний. В случае 3-го замечания этот заезд становится для спортсмена нулевым.

21.15.2. Тренировка.

21.15.2.1. Официальная тренировка является неотъемлемой частью соревнования и должна входить в программу соревнования.

21.15.2.2. Участие в официальной тренировке важно для составления корректного судейского задания и обязательно для всех заявленных в соревновании спортсменов. Неучастие может служить основанием для исключения из соревнования.

21.15.3. Квалификация (одиночные заезды).

21.15.3.1. Во время квалификации спортсмен должен проехать оцениваемый участок точно по траектории, указанной в судейском задании на квалификацию, при сохранении оптимального угла заноса на каждом секторе оцениваемого участка.

21.15.3.2. Во время квалификационных заездов при пересечении линии постановки автомобиль должен двигаться в контролируемом заносе. Как правило, линия постановки обозначается конусом, стоящим на обочине в конце последовательности ряда из конусов, расположенных в порядке "3, 2, 1".

21.15.3.3. Результаты спортсменов в квалификации оцениваются по трем основным критериям:

1) "Траектория" (Line);

2) "Угол" (Angle);

3) "Стиль" (Style). Этот критерий, в свою очередь, состоит из двух параметров:

а) самоотдача (Commitment) - точность, агрессивность и самоотдача спортсмена при движении автомобиля по траектории;

б) плавность вращения (Fluidity) - контроль и плавность при движении автомобиля вокруг своей оси.

Удельный Вес каждого из основных критериев от общего балла должен составлять от 10 до 50%.

Общий принцип определения удельного веса - чем менее опытен участник (ниже уровень подготовки автомобиля), тем более важна траектория и менее важен стиль.

21.15.3.4. При наличии надежного инструмента измерения судьи дрифта могут добавить дополнительные критерии:

- Скорость (Speed).

- Стабильность темпа.

- Стабильность угла.

Удельный вес каждого из этих критериев может быть от 0 до 10% от общего балла. Скорость и темп должны оцениваться Судьей "Стиля", стабильность угла - Судьей "Угла".

21.15.3.5. Судьи дрифта являются единственными лицами, которые могут консультировать спортсменов относительно толкования критериев судейства в рамках своего судейского задания.

21.15.3.6. Общие критерии оценки и порядок начисления баллов должны описываться в регламенте соревнования.

21.15.3.7. Судейское задание и удельный вес каждого критерия от общего балла устанавливают судьи дрифта до начала квалификационных заездов.

21.15.3.8. Результат пилота в заезде оценивается исходя из максимальной (суммарной или средней) оценки в 100 баллов.

21.15.3.9. Система оценки, выраженная в баллах, следующая:

- все критерии распределяются между тремя судьями Дрифта,

- каждый из них выставляет балл за свой критерий, в зависимости от его удельного веса в суммарной максимальной оценке 100 баллов,

- затем результаты суммируются, и спортсмен получает итоговый квалификационный балл за заезд.

Если судей дрифта только двое, то критерии распределяются между ними Руководителем гонки. При этом происходит разделение обязанностей по оценке критерия "Стиль": плавность вращения ("Fluidity") контролирует Судья "Угла", а самоотдачу ("Commitment") - Судья "Траектории".

Если Судья дрифта один, то оценки по каждому из критериев ставит он.

21.15.3.10. Для определения результатов квалификации принимается во внимание лучший балл, полученный каждым спортсменом в квалификационных (одиночных) заездах.

21.15.3.11. В случае равенства баллов у двух и более спортсменов в расчет принимается второй лучший балл. В случае дальнейшего равенства баллов у двух или более спортсменов приоритет отдается спортсмену, выехавшему на квалификацию раньше своих соперников, если иной порядок подведения результата не указан в регламенте.

21.15.4. Парные заезды.

21.15.4.1. В парные заезды допускаются спортсмены, попавшие по результатам квалификации, в порядке, обусловленном выбранной системой проведения парных заездов по Таблице N 8. Общий принцип: 1-й против последнего, 2-й против предпоследнего и т.д., и далее 1/16, 1/8, четвертьфиналы, полуфиналы и финал.

21.15.4.2. Для каждой пары проводится серия из двух зачетных заездов (Хит):

- спортсмен, занявший более высокое место по итогам квалификации, проводит первый заезд в роли лидера, а второй спортсмен выступает в роли преследователя;

- во втором заезде спортсмены меняются ролями.

21.15.4.3. Время выезда участников предстоящего по турнирной таблице Хита в стартовый накопитель ограничено 3 (тремя) минутами, если регламентом соревнования не предусмотрено иное ограничение. Начало отсчета времени прибытия на старт следующей пары ведется с момента объявления результатов хита.

21.15.4.4. В парных заездах лидер должен двигаться по траектории, в темпе и с углом, определенным в квалификационном задании, и стремиться к максимальной оценке проезда. Преследователь должен двигаться за лидером, синхронно повторяя действия лидера и находясь на минимально возможном расстоянии от него.

21.15.4.5. Для оценки действий лидера и преследователя судьи дрифта устанавливают судейское задание на парные заезды, в котором могут быть обозначены дополнительные разрешенные параметры или введены дополнительные ограничения для лидера и преследователя (например, зона замедления).

21.15.4.6. При изменении погодных условий и/или состояния гоночной дорожки перед Хитом возможно назначение руководителем гонки ознакомительного заезда, если это позволяет расписание соревнования. В случае значительных изменений условий для вождения судьи могут внести изменения в задание, предварительно оповестив всех участников.

21.15.4.7. Во время парных заездов каждый из судей выбирает победителя хита. Судьи могут использовать видеоповторы или иные другие технические средства для принятия решения. Голоса всех судей равнозначны. Решение принимается большинством голосов.

21.15.4.8. При оценке судьи сначала сравнивают проезд лидера первого заезда с проездом лидера второго, затем проезд преследователя первого заезда с проездом преследователя второго заезда. В случае нулевого проезда одного из спортсменов при результативном проезде второго максимальная оценка ставится второму спортсмену.

21.15.4.9. При определении победителя хита необходимо учитывать следующие принципы:

- в конечной оценке "вес" проезда в качестве лидера выше, чем в качестве преследователя;

- опоздание на старт, технический сход или признание виновным в аварии всегда ведет к проигрышу хита, даже если у соперника нулевой проезд.

21.15.4.10. Задача лидера - совершить корректный заезд лидера, по качеству соответствующий квалификационному заезду на 100 баллов (то есть максимально близкий к квалификационному заданию на оцениваемом участке), сохраняя темп и замедляясь только в обозначенных Зонах замедления, при этом не препятствуя сближению преследователя с ним. Запрещаются любые тактические действия с целью заставить преследователя снизить скорость.

21.15.4.11. Действия лидера оцениваются по степени выполнения квалификационного задания.

21.15.4.12. Задача преследователя - выполнить постановку не позднее последней точки постановки и во время проезда синхронно повторять движения и траекторию лидера, находясь как можно ближе к нему, но не обгоняя его, двигаясь с таким же или большим углом заноса.

21.15.4.13. Действия преследователя оцениваются по следующим параметрам (расположены в порядке убывания веса в оценке):

1) "Приближение" (Proximity) - достижение минимально возможного расстояния между автомобилями. (Рекомендованный вес 40%).

2) "Синхронность" (Mimics) - способность повторять все движения лидера одновременно с ним. (Рекомендованный вес 30%).

3) "Траектория" (Line) - способность максимально точно выдерживать траекторию лидера. (Рекомендованный вес 20%).

4) "Угол" (Angle) - способность двигаться с углом не меньше, чем у лидера. (Рекомендованный вес 10%).

При выставлении сбалансированной оценки судьи дрифта должны учитывать вес каждого из перечисленных параметров и возможность жертвования менее ценным параметром в пользу более ценного (компромисс спортсмена).

21.15.4.14. Если заезд стал нулевым для лидера, то с момента критической ошибки заезд преследователя не оценивается.

21.15.4.15. Если заезд стал нулевым для преследователя, то лидер должен продолжать свой заезд чтобы получить за него оценку. Если в такой ситуации лидер прекращает заезд, для него он тоже будет признан нулевым.

21.15.4.16. Если спортсмен в любой роли признан виновным в незавершенном заезде своего соперника, то его заезд считается нулевым, а заезд соперника получает максимальную оценку.

21.15.4.17. Решение о признании заезда нулевым принимают судьи дрифта.

21.15.4.18. Начисление очков по результатам парных заездов производится согласно Таблице N 7.

21.15.4.19. Если судьям не удается выявить победителя по результатам одного хита, назначается перезаезд хита (OMT), но не более двух. Если судьи дрифта не могут сделать выбор по итогам и второго OMT, то на следующий этап соревнования проходит спортсмен, занявший более высокое место по итогам квалификации. Все назначенные OMT проводятся в конце раунда в порядке их назначения.

21.15.4.20. Основания для назначения OMT:

- двое и более судей назначили OMT;

- существует расхождение в оценке - один из судей за спортсмена A, второй за спортсмена B, а третий за OMT.

21.15.4.21. В случае если оба спортсмена не вышли на старт вовремя, команда "старт" дается без них. Оба считаются проигравшими в хите, ни один из них не проходит в следующий раунд. Если такое произошло в финальном заезде, оба спортсмена занимают вторые места, а первое место не присуждается, если в заезде за 3 - 4 места - оба спортсмена занимают четвертое место.

21.15.4.22. Старт в заезде подается сигналом светофора или флагом. Заезд считается оконченным, после того как оба спортсмена пересекли линию финиша, либо когда руководитель гонки объявил об окончании заезда.

21.15.4.23. Точка постановки должна быть явно обозначена на трассе. При необходимости на трассе могут быть обозначены две полосы движения. Если такое обозначение отсутствует, то полосой для каждого спортсмена считается соответствующая половина гоночной дорожки.

21.15.4.24. Постановка преследователя и лидера должна быть выполнена до пересечения последней точки постановки. Правила движения по полосам и постановки судьи обозначают на брифинге.

21.15.4.25. Преследователь может выполнить постановку одним из двух способов:

А) Преследователь может принять решение выполнить постановку рядом с лидером, двигаясь параллельно в пределах своей полосы движения, но не допуская опережая в момент пересечения линии постановки.

Б) Преследователь может также выбрать вариант постановки за автомобилем лидера. В таком случае преследователь может находиться на той же полосе движения, что и лидер.

На некоторых трассах по решению судей может быть возможен только один вариант постановки. В таком случае об этом прямо сообщается спортсменам на первом брифинге.

21.15.4.26. В парных заездах запрещаются контакты между автомобилями. Такие действия оцениваются судьями в зависимости от последствий:

- если в результате контакта заезд не завершен - критическая ошибка

- лидер вынужден был изменить траекторию, но продолжил заезд - существенная или грубая ошибка

- контакт не повлиял на траекторию лидера и техническое состояние его автомобиля - незначительная ошибка.

21.15.4.27. После столкновения судьи дрифта определяют сторону, по вине которой произошло столкновение. В некоторых случаях повреждения, полученные автомобилями при столкновении, требуют выделения времени на ремонт. На ремонт может быть выделено время (таймаут), при этом невиновная сторона не расходует свой таймаут, отведенный регламентом.

21.15.4.28. В случае возникновения в ходе заездов хита ситуации, в которой по вине одного из спортсменов произошло столкновение, в результате которого автомобиль второго спортсмена получил такие повреждения, что не может продолжать участие, победителем в хите объявляется спортсмен, пострадавший от неправильных действий другого. Решение о признании спортсмена виновным в вышеуказанной ситуации принимается судьями дрифта.

21.15.4.29. Решение судей дрифта об определении виновного в столкновении/аварии первого заезда хита объявляется до начала второго заезда хита.

21.15.4.30. Если в результате столкновения или иного инцидента в зоне от прогрева до старта автомобиль спортсмена не по его вине получил повреждения, вследствие которых не может принять старт в квалификации или парном заезде, руководитель гонки может перенести заезд в конец списка или таблицы.

21.15.5. Таймаут

21.15.5.1. В случае возникновения технических неисправностей во время парных заездов спортсмен может воспользоваться таймаутом для их устранения. Сознательное использование таймаута в качестве стратегии может расцениваться как неспортивное поведение.

21.15.5.2. Продолжительность таймаута не должна превышать 5 (пяти) минут, если иное не указано в регламенте. Каждый спортсмен может запросить только один таймаут за мероприятие, если в регламенте не указано иное. Таймаут нельзя попросить во время тренировочных или квалификационных заездов.

21.15.5.3. После запроса таймаута запрещено начинать производить ремонт автомобиля до того, как официальное лицо объявит о начале отсчета времени таймаута.

21.15.5.4. После начала таймаута все ремонтные работы должны быть завершены в течение установленного времени и автомобиль должен быть готов к продолжению соревнования. Официальное лицо может потребовать инспекции автомобиля для проверки его исправности и безопасности после окончания таймаута. Спортсмену, не начавшему движение из зоны ремонта к стартовому накопителю по окончании выделенного времени, объявляется технический сход, и он считается проигравшим хит.

21.15.5.5. Таймаут может запросить только спортсмен или представитель спортсмена/команды. Таймаут назначает руководитель гонки по докладу технического комиссара или иных официальных лиц соревнования.

21.15.5.6. Ремонтные работы в рамках таймаута проводятся только в зоне ремонта, специально обозначенной организатором, а при отсутствии таковой, в зоне хот-пит.

(п. 21.15 введен Приказом Минспорта России от 11.05.2023 N 316)