Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

2.5.2. Организация проведения статистического наблюдения, осуществление контрольных мероприятий и сдача-приемка материалов

2.5.2 Организация проведения статистического

наблюдения, осуществление контрольных мероприятий

и сдача-приемка материалов

2.5.2.1 Организация формирования выборочной совокупности для проведения статистического наблюдения.

На первом этапе на территориальном уровне специалистами территориальных органов Росстата формируется перечень рынков, подлежащих обследованию. Формирование выборочной совокупности осуществляется на основе данных административного источника - реестра рынков. По каждому рынку по коду ОКПО из АС ГС ОФСН выгружаются: код территории по ОКАТО, код муниципального района (городского округа) по ОКТМО.

При этом учитывается:

представительство (при наличии) всех типов рынков;

представительство рынков, находящихся в городской и сельской местности.

При отсутствии какого-либо типа рынка он должен заменяться на ярмарку соответствующей специализации.

На втором этапе из полученных пообъектных данных по форме федерального статистического наблюдения N 3-рынок (далее - форма N 3-рынок) отбираются (по коду ОКПО) бланки по рынкам, включенным в выборочную совокупность. На основе данных 2 раздела указанной формы проверяется представительство товаров (товарных групп), за которыми ведется наблюдение. Если их представительство не обеспечивается в полном объеме, то по возможности рынок необходимо заменить на рынок или ярмарку, аналогичные по типу и местонахождению (в городской или сельской местности).

На третьем этапе на отобранных рынках производится систематизация торговых зон, определяется схема размещения на рынке и число торговых мест, на которых осуществляется торговля однородными товарами.

С этой целью осуществляется предварительный выход на отобранные рынки специалистов территориального органа Росстата для распределения числа торговых мест в соответствии с укрупненной торговой номенклатурой, приведенной на бланке формы N 3-рынок, по группировкам формы N Б-1 (по соответствующему типу рынков).

При затруднении отнесения торгового места к определенной товарной группе необходимо выяснить у продавца (при невозможности контакта определить визуально) объемы продажи какого товара преобладают. Если преобладает, например, продажа сыров, то данное торговое место относится к товарной группе "сыры жирные".

Если на одном торговом месте производится продажа нескольких товаров одновременно и объемы продажи примерно одинаковые (что в основном характерно для рынков, расположенных в сельской местности), то в этом случае учитывается не количество торговых мест, а количество продавцов одинаковым товаром.

Из наблюдения исключаются торговые места, отведенные на рынках юридическим лицам, наблюдение за которыми осуществляется в режиме сплошного обследования организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, по формам федерального статистического наблюдения N N П-1 и П-5(м) или выборочного обследования субъектов малого предпринимательства по формам федерального статистического наблюдения N N ПМ, ПМ-торг, МП(микро). Кроме того, фиксации не подлежат объемы, реализуемые участниками рыночной торговли индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам не для конечного потребления, а для дальнейшей перепродажи.

Данные о числе торговых мест по товарным группам формы N Б-1 заносятся в специальную таблицу (импортируемую таблицу Ирт-01 из Экономического описания электронной обработки данных), которая заполняется по каждому из типов обследуемых рынков. Указанные данные при необходимости (например, создание новых торговых мест или ликвидация ранее действующих торговых мест при реконструкции рынка) уточняются ежеквартально после получения данных по форме N 3-рынок.

На четвертом этапе устанавливаются подлежащие обследованию торговые места в соответствии с заданным объемом выборки в каждой товарной группе путем случайного систематического отбора. Количество отобранных для обследования торговых мест (объем выборки) должно составлять не менее 5% торговых мест от общего числа торговых мест на рынках в субъекте Российской Федерации. Число отобранных товаров может быть одинаковым или разным в зависимости от их представительности на данном рынке. Если на рынке торговые места по продаже каких-либо изделий в разрезе группировок формы N Б-1 (по соответствующему типу рынков) представлены ограниченным числом торговых мест (до 5), то в обязательном порядке обследуется 1 торговое место.

Производится закрепление торговых мест за интервьюерами с учетом дневной нагрузки на 1 интервьюера.

2.5.2.2 Организация формирования участков наблюдения

Формирование участка наблюдения производится интервьюером на основании списка отобранных торговых мест, поступающего от территориального органа Росстата.

2.5.2.3 Организация проведения сбора данных по обследуемым торговым местам

Планирование посещений торговых мест на рынках осуществляется интервьюером, при этом учитывается следующее.

Наблюдение предполагает опросы одних и тех же отобранных торговых мест дважды: в течение одного буднего и одного выходного дня. Однако под одним будним днем могут подразумеваться все будние дни, выпадающие на период наблюдения, а под выходным - соответственно все выходные дни.

В тех случаях, когда в будний день товар был в продаже, а в выходной (в течение всех 8-ми выходных дней) - продажа на отобранном торговом месте не осуществлялась, допускается регистрация объемов продажи указанного товара на торговом месте, не попавшем в выборку.

Регистрация размеров продажи товаров и цен на рынках проводится по товарным группам, перечисленным в форме N Б-1 (по соответствующему типу рынков) и представленным в продаже в период наблюдения. Например, для наблюдения на вещевом рынке отобрано 6 торговых мест по продаже швейных изделий, при этом в период наблюдения на всех отобранных торговых местах продавались только пиджаки, брюки, блузки и юбки. В этом случае из строк с кодами товаров 242 - 252 формы N Б-1 должны быть заполнены только строки с кодами этих товаров (246, 247, 249 и 250). Если же на рынке имеются торговые места по продаже швейных изделий, где товары-представители представлены более широко, желательно, чтобы в выборку попали именно эти торговые места, что обеспечит максимально полное заполнение сведений по всем строкам формы N Б-1в.

При наблюдении за сезонными товарами (например, овощами, фруктами, меховыми изделиями) в период между сезонами процент выборки продавцов этими товарами, подлежащих обследованию, может быть уменьшен до 1%. Если в этот период указанные товары отсутствовали в продаже на обследуемых рынках, то в бланке формы N Б-1 соответствующие строки не заполняются.

Опрос по программе, установленной формой N Б-1 (по соответствующему типу рынков) осуществляется до 20 числа отчетного месяца.

При проведении опроса интервьюер должен соблюдать следующие правила:

если опрашиваемые уклоняются от прямых ответов на вопросы, можно в косвенной форме спросить о примерном объеме продажи за день (час, неделю). Например: "Много ли желающих купить Ваш товар?" или "Удается ли Вам продать весь товар в течение дня (часа, недели)?". Если контакта с продавцом найти не удается, то можно понаблюдать со стороны, какое количество товара продается в течение определенного времени, а затем произвести необходимые расчеты в соответствии с пунктом 2.5.2.4 Положения;

между вопросами постараться не давать опрашиваемому слишком сильно уходить в сторону, чтобы не потерять его интерес и внимание до окончания интервью; не забывать говорить ясно и отчетливо в течение всего опроса, чтобы респондент правильно услышал вопрос;

по завершении интервью необходимо поблагодарить респондента, выразить ему признательность за сотрудничество и еще раз подчеркнуть, что полученные от него сведения не будут использованы ни в каких иных целях, кроме получения сводной информации.

2.5.2.4 Правила заполнения форм N N Б-1в, Б-1п, Б-1с, Б-1 сельхоз, Б-1 строй.

Разделы 1, 2, 3 формы N Б-1 (по соответствующему типу рынков) заполняются работником территориального органа Росстата, курирующим обследование, разделы 4 и 5 заполняются самим интервьюером.

Так как по одному и тому же рынку заполняются два бланка формы N Б-1 (по соответствующему типу рынков): один - в будний день, один - в выходной день, то разделы 1, 2, 3, строки 07 и 08 раздела 4 заполняются только один раз при посещении обследуемых рынков в будний день, а строки 06 и 09 раздела 4 - один раз при посещении рынка в выходной день.

В разделе 1 по строке 01 проставляется знак "x", если рынок находится на территории областного (республиканского, краевого) центра, города областного (республиканского, краевого) подчинения. Если рынок находится на территории поселка городского типа, сельского населенного пункта, то знак "x" проставляется по строке 02.

В разделе 2 по строке 03 проставляется код типа (специализации) рынка:

для специализированного продовольственного рынка - 4;

для вещевого рынка - 5;

для универсального рынка - 6;

для специализированного сельскохозяйственного рынка - 7;

для специализированного рынка по продаже строительных материалов - 10.

Единицей времени наблюдения за объемом продажи может быть 1 час, 1 день или 1 неделя торговли. Код выбранного режима наблюдения указывается в разделе 4 по строкам 12, 13 или 14 и распространяется на все торговые места, за которыми ведется наблюдение.

В разделе 5 нумерация продавцов должна быть не по товарным группам (например, "папиросы и сигареты" - продавец N 1, N 2, N 3; "табак курительный" - продавец N 1, N 2, N 3), а сквозной. Например, если в бланке формы N Б-1 (по соответствующему типу рынков) в строке 05 раздела 3 проставлено 100 торговых мест, то нумерация продавцов должна начинаться с 1 и заканчиваться 100.

В зависимости от способа получения информации от продавца выбирается один из вариантов заполнения раздела 5:

Вариант N 1. Если удалось получить информацию об объеме однодневной (часовой, недельной) продажи товара - заполняется только графа 6 (для строительного рынка - графа 4) (графы 4 и 5 - не заполняются), причем возможно заполнение укрупненной товарной группы (например, "изделия колбасные и копчености") без расшифровки ассортимента. Вместе с тем строки с номерами товаров 02 - 09, 56 и 62 должны заполняться в обязательном порядке;

Вариант N 2. Если объем продажи товара оценивается условно - по данным о цене и количестве проданного товара - заполняются графы 4 и 5 по ассортименту товаров, включенных в каждую укрупненную товарную группу (например, по укрупненной товарной группе "изделия колбасные и копчености" заполняются позиции: колбасы вареные, колбасы полукопченые). В ситуации, когда не все перечисленные товары были в продаже в день обследования, строки с их наименованиями остаются не заполненными. Если же в ассортименте имеются товары, не перечисленные в бланке формы N Б-1 (по соответствующему типу рынков), но их стоимость является значимой в данной товарной группе, их следует дописать в пустые строки (при их наличии). В том случае, когда один и тот же товар у одного продавца продается по разным ценам (например, говядина 1-ой категории по 140 рублей за килограмм, а говядина 2-ой категории по 100 рублей), следует выбрать цену самого раскупаемого вида, либо среднюю цену (в нашем примере - 120 рублей).

2.5.2.5 Взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В целях обеспечения выполнения работ по проведению статистического наблюдения за объемами продаж товаров на розничных рынках, территориальные органы Росстата должны взаимодействовать с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления по следующим направлениям:

проведение информационно-разъяснительной работы с владельцами (руководителями управляющих компаний) розничных рынков;

обеспечение безопасности интервьюеров при проведении опросов респондентов.

Территориальные органы Росстата доводят до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления информацию, необходимую для оказания содействия в организации и проведении наблюдения.

2.5.2.6 Контрольные мероприятия, выполняемые на полевом уровне

Для обеспечения полноты и правильности получаемой от продавцов информации проводятся контрольные мероприятия по проверке полноты и правильности заполнения форм федерального статистического наблюдения.

Контроль работы интервьюеров осуществляется специалистами территориальных органов Росстата (районных/межрайонных отделов территориальных органов Росстата).

В ходе контрольных проверок производится:

проверка факта посещения интервьюером торгового места, представленного в выборке;

наблюдение за ходом проведения опроса (выборочно по 1 - 2 торговых места, в которых проводится опрос);

проведение контрольных опросов (выборочно в 3 - 5 торговых местах), по которым формы уже заполнены.

В целях контроля за ходом практической работы интервьюеров предусматривается ведение ими записей о датах и результатах каждого посещения торговых мест на обследуемых рынках.

Контрольные мероприятия проводятся в отношении каждого интервьюера.

2.5.2.7 Сдача результатов работ, выполненных на полевом уровне.

По завершении сбора данных по программе формы N Б-1 (по соответствующему типу рынков) производится отправка заполненных форм на территориальный (районный) уровень в установленные сроки.

Сдача результатов работ производится интервьюерами с посещением территориального органа Росстата или в районные отделы территориальных органов Росстата.

При приемке бланков формы N Б-1 (по соответствующему типу рынков) на территориальном уровне производится проверка полноты и правильности их заполнения на основе арифметического и логического контроля.

2.5.2.8 Обеспечение конфиденциальности данных, полученных в ходе наблюдения.

Гарантии защиты содержащихся в форме N Б-1 (по соответствующему типу рынков) сведений определены в статье 9 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации".

Первичные статистические данные, содержащиеся в форме N Б-1 (по соответствующему типу рынков), признаются конфиденциальными, не подлежат разглашению или распространению и используются только в целях формирования официальной статистической информации.

Обязанность не разглашать конфиденциальные сведения, полученные в ходе проведения наблюдения, предусматривается договорами, заключаемыми с лицами, осуществляющими сбор и обработку первичных данных.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" обработка персональных данных осуществляется для статистических целей при условии их обязательного обезличивания.

При обработке материалов наблюдения все технические и программно-технологические средства используются с соблюдением мер по защите информации от несанкционированного доступа.