Деофшоризация российской экономики

Правительством Российской Федерации в рамках выполнения поручения, содержащегося в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2013 г. о деофшоризации российской экономики, был разработан ряд нормативно-правовых актов, направленных на пресечение вывода средств из российской юрисдикции.

Так, например, принят Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. N 376-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)", предусматривающий налогообложение в Российской Федерации доходов компаний, находящихся в офшорной юрисдикции, если эти компании не распределяют полученные доходы в пользу российских лиц, контролирующих такие компании.

Кроме того, в отношении компаний, находящихся в офшорной юрисдикции, распространен запрет на получение кредитов Внешэкономбанка.

Также принят Федеральный закон от 15 февраля 2016 г. N 23-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации", которым предусматривается, в том числе, установление запрета на получение субсидий из бюджета, бюджетных инвестиций и государственных (муниципальных) гарантий компаниям, находящимся в офшорной юрисдикции. В дополнение к вышесказанному Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 227-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрен запрет на заключение государственных и муниципальных контрактов с компаниями, находящимися в офшорной юрисдикции.

19 февраля 2018 года Президентом Российской Федерации В.В. Путиным подписан ряд федеральных законов ("О внесении изменений в Федеральный закон "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)", "О внесении изменений в статью 76.1 Уголовного кодекса Российской Федерации") которыми предусмотрены меры, направленные на легализацию бизнеса.

В частности, указанными федеральными законами предусмотрено:

- установление второго этапа добровольного декларирования физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках с 01.03.2018 по 28.02.2019. При этом в полном объеме сохраняется объем гарантий, предусмотренных Федеральным законом от 08.06.2015 N 140-ФЗ "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" как для декларантов, воспользовавшихся возможностью декларирования в рамках прошедшего этапа амнистии, так и для декларантов второго этапа;

- предоставление возможности представления специальной декларации в любой налоговый орган или центральный аппарат ФНС России по выбору декларанта. Также в целях обеспечения комфортных условий декларирования Минфин России наделяется полномочиями давать разъяснения по порядку заполнения такой декларации;

- продление до 01.03.2019 предельного срока ликвидации контролируемых иностранных компаний, в рамках которого их собственник в России освобождается от обложения налогом на доходы физических лиц в отношении имущества, получаемого в результате такой ликвидации;

- внесение в Налоговый кодекс Российской Федерации норм, необходимых для реализации мер в рамках второго этапа декларирования физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках. В частности, устанавливается, что представление физическими лицами декларации в рамках второго этапа декларирования освобождает их от уплаты налогов, связанных с задекларированным имуществом, за исключением налогов, подлежащих уплате в отношении прибыли и (или) имущества контролируемых иностранных компаний;

- распространение гарантий освобождения от уголовной ответственности, установленных частью третьей статьи 76.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, на лиц, представивших специальные декларации в ходе второго этапа декларирования.

Таким образом, Правительством Российской Федерации проводится активная работа, направленная на деофширизацию российской экономики.