"Рекомендации по применению результатов национальной оценки рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма аудиторскими организациями и аудиторами" (приложение N 4 к протоколу Совета по аудиторской деятельности при Минфине России от 21.12.2018 N 44)

Приложение N 4

к протоколу заочного голосования

Совета по аудиторской деятельности

от 21 декабря 2018 г. N 44

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРИМЕНЕНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ РИСКОВ

ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЯ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ

ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА АУДИТОРСКИМИ

ОРГАНИЗАЦИЯМИ И АУДИТОРАМИ

1. Настоящие Рекомендации предназначены для оказания помощи аудиторским организациям и аудиторам (далее вместе - аудиторы) в изучении и применении результатов национальной оценки рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее - НОР).

2. Результаты НОР содержат ключевые риски, угрозы и уязвимости, характерные для Российской Федерации.

Результаты НОР изложены в публичных версиях Отчета о национальной оценке рисков легализации (отмывания) преступных доходов и Отчета о национальной оценке рисков финансирования терроризма (www.fedsfm.ru).

3. Аудиторам рекомендуется использовать результаты НОР не только в целях исполнения обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, но и:

а) непосредственно при оказании аудиторских услуг (МСА 315, др.);

б) при организации и поддержании внутреннего контроля качества своей работы (МСКК 1, др.).

4. Результаты НОР могут быть использованы аудитором на всех этапах оказания аудиторских услуг.

5. До принятия задания от нового клиента, при определении целесообразности продолжения существующего задания, а также при принятии нового задания от существующего клиента результаты НОР могут быть использованы для выявления и оценки рисков, которым подвержен соответственно потенциальный клиент или существующий клиент. При этом данные риски рассматриваются как в отношении основных видов деятельности и операций клиента, так и в отношении руководства клиента, его собственников, бенефициарных владельцев.

6. При проведении аудита и оказании других аудиторских услуг результаты НОР могут быть использованы в процессе получения аудитором понимания аудируемого лица и его окружения, в частности, для выявления и оценки соответствующих рисков и планирования ответных действий на выявленные и оцененные риски.

7. При изучении деятельности аудируемого лица рекомендуется обратить особое внимание на описанные в результатах НОР угрозы в кредитно-финансовой и бюджетной сфере, включая угрозы недобросовестных действий в области налоговых правоотношений, а также возможность совершения руководством аудируемого лица или его собственниками недобросовестных действий коррупционной направленности.

8. Основные уязвимые места и риски легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее - риски ОД/ФТ), описанные в результатах НОР, целесообразно использовать в качестве индикаторов для определения областей повышенного аудиторского риска при планировании аудита и идентификации рисков, которые требуют особого внимания.

9. В процессе получения понимания деятельности аудируемого лица и его системы внутреннего контроля рекомендуется оценить, насколько риски, описанные в результатах НОР, присущи деятельности аудируемого лица, и выделить значительные виды операций и области, в которых возможно появления рисков ОД/ФТ.

10. В процессе выявления рисков ОД/ФТ, оценки их значительности и вероятности возникновения рекомендуется учитывать их группировку в результатах НОР и относить риски ОД/ФТ, включенные в группы высокого, повышенного и умеренного риска в результатах НОР, к ключевым областям аудита.

11. При разработке и выполнении аудиторских процедур в ответ на выявленные риски целесообразно принимать во внимание меры по минимизации рисков, описанные в результатах НОР.

12. Продвижение ориентированной на достижение качества внутренней корпоративной культуры в отношении системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ) достигается действиями руководства аудиторской организации, направленными на активное вовлечение аудиторов в систему ПОД/ФТ при оказании аудиторских услуг.

13. Аудитор должен разработать и внедрить политику и процедуры, нацеленные на создание благоприятных условий для поддержания у своего персонала соответствующей компетентности и квалификации и для приверженности персонала принципам этики. Указанные политика и процедуры должны обеспечивать разумную уверенность в том, что персонал владеет, среди прочего, необходимыми знаниями и опытом по тематике ПОД/ФТ.

14. Одной из форм развития навыков и профессиональной компетентности аудиторов по тематике ПОД/ФТ является систематическое обучение по соответствующим программам повышения квалификации, а также целенаправленное изучение результатов НОР.