Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

I. Общие положения

1. Настоящий Регламент установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающий порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней (далее - Регламент) определяет процедуру рассмотрения вопросов, связанных с установлением Федеральной антимонопольной службой и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (далее - регулирующие органы) цен (тарифов) и (или) их предельных уровней на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности).

2. Установление цен (тарифов) и (или) их предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения дел об установлении регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике.

Дело об установлении регулируемой цены (тарифа) и (или) их предельных уровней не открывается в следующих случаях:

1) применения регулирующими органами метода индексации, а также для установления регулируемых уровней:

- цен (тарифов) на электрическую энергию поставщиков оптового рынка электрической энергии (мощности), применяемых при введении государственного регулирования цен (тарифов) в ценовой зоне (ценовых зонах) оптового рынка электрической энергии (мощности);

- цен на электрическую энергию и мощность, производимых с использованием генерирующего объекта, поставляющего мощность в вынужденном режиме;

- цен на мощность вводимых в эксплуатацию новых атомных станций и гидроэлектростанций, в том числе гидроаккумулирующих электростанций;

- цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) для поставщиков - субъектов оптового рынка, владеющих на праве собственности или ином законном основании тепловыми электростанциями, функционирующими на территории неценовых зон оптового рынка электрической энергии и мощности, с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки;

(абзац введен Приказом ФАС России от 14.10.2021 N 1111/21)

2) установления (пересмотра) предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей;

3) установления (пересмотра) предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, в том числе населению и приравненным к нему категориям потребителей, на территориях, не объединенных в ценовые и неценовые зоны оптового рынка;

(в ред. Приказа ФАС России от 14.10.2021 N 1111/21)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) установления платы за технологическое присоединение к единой (национальной) общероссийской электрической сети, к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину;

5) пересмотра цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в течение финансового года по основаниям, указанным в пункте 8 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 4, ст. 504; N 16, ст. 1883; N 20, ст. 2539; N 23, ст. 3008; N 24, ст. 3185; N 28, ст. 3897; N 41, ст. 5636; 2013, N 1, ст. 68; N 22, ст. 2817; N 31, ст. 4216; N 31, ст. 4234; 2014, N 25, ст. 3311; N 32, ст. 4521; N 34, ст. 4659; 2015, N 2, ст. 474; N 8, ст. 1167; N 9, ст. 1324; N 10, ст. 1541; N 28, ст. 4244; N 36, ст. 5034; N 37, ст. 5153; 2016, N 43, ст. 6034; 2017, N 1 (часть I), ст. 178; N 5, ст. 793; N 29, ст. 4372; N 32, ст. 5077; N 47, ст. 6978) (далее - Правила регулирования).

3. При установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней дополнительные обосновывающие документы, подтверждающие осуществление расходов на регулируемый вид деятельности, при необходимости запрашиваются регулирующими органами.

Регулирующие органы определяют срок представления обосновывающих документов, подтверждающих осуществление расходов на регулируемый вид деятельности, который не может быть менее 7 рабочих дней со дня поступления запроса в организацию.

(в ред. Приказа ФАС России от 23.03.2020 N 306/20)

(см. текст в предыдущей редакции)

Тарифы для поставщика (индикативные цены для покупателя), который получил в текущем периоде регулирования статус субъекта оптового рынка и (или) право на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке в соответствующей группе точек поставки и приобрел объекты (энергопринимающие устройства, генерирующее оборудование), ранее принадлежавшие субъекту оптового рынка, и (или) право распоряжения электрической энергией (мощностью), производимой на указанных объектах (генерирующем оборудовании), устанавливаются в размере, равном тарифам, установленным для субъекта оптового рынка, ранее эксплуатировавшего вышеуказанные объекты (энергопринимающие устройства, генерирующее оборудование), без открытия дела об установлении регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике.

4. Рассмотрение дела об установлении регулируемых цен (тарифов) и (или) их предельных уровней на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности), осуществляется на основании заявления регулируемой организации (заявления об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней с прилагаемыми обосновывающими материалами (подлинники или заверенные заявителем копии).

5. Заявление об установлении регулируемой цены (тарифа) и (или) их предельных уровней подписывается руководителем организации или иным уполномоченным им лицом (далее - заявитель).

К заявлению об установлении регулируемых цен (тарифов) и (или) их предельных уровней прилагаются следующие обосновывающие материалы:

1) баланс электрической энергии;

2) баланс электрической мощности, в том числе информация об установленной, располагаемой и рабочей генерирующей мощности;

3) баланс спроса и предложения в отношении тепловой энергии (для субъектов электроэнергетики, осуществляющих производство электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки);

4) баланс тепловой мощности;

5) бухгалтерская и статистическая отчетность регулируемой организации за предшествующий период регулирования;

6) расчет полезного отпуска электрической и тепловой энергии с обоснованием размера расхода электрической энергии на собственные и производственные нужды и на передачу (потери) по сетям (в части тепловой энергии - для субъектов электроэнергетики, осуществляющих производство электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки);

7) данные о структуре и ценах потребляемого топлива с учетом перевозки;

8) расчет расходов и необходимой валовой выручки от осуществления регулируемой деятельности (в том числе расчет фактических выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, определяемых в соответствии с Методическими указаниями по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, утвержденными приказом ФСТ России от 11 сентября 2014 г. N 215-э/1 (зарегистрирован Минюстом России 14 октября 2014 г., регистрационный N 34297), с изменениями, внесенными приказом ФАС России от 11 января 2018 г. N 26/18 (зарегистрирован Минюстом России 15 июня 2018 г., регистрационный N 51354) с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета);

9) расчет тарифов на отдельные услуги, оказываемые на рынках электрической и тепловой энергии;

10) инвестиционная программа (проект инвестиционной программы) с обоснованием потребности в средствах, необходимых для прямого финансирования и обслуживания заемного капитала;

11) программа энергосбережения, разработанная в соответствии с установленными законодательством об энергосбережении и повышении энергетической эффективности требованиями, в случаях, когда разработка таких программ предусмотрена законодательством Российской Федерации;

12) оценка экономически не обоснованных расходов (доходов), расходов, не учтенных в составе тарифов, дохода, недополученного по независящим от регулируемой организации причинам в предшествующий период регулирования, которые были выявлены на основании официальной статистической и бухгалтерской отчетности или результатов проверки хозяйственной деятельности заявителей, в том числе дополнительно полученных сетевой организацией доходов, возникших в предшествующий период регулирования вследствие взыскания стоимости выявленного объема бездоговорного потребления электрической энергии с лиц, осуществляющих бездоговорное потребление электрической энергии;

13) документы, подтверждающие право собственности или иные законные основания владения в отношении объектов, используемых для осуществления деятельности, и договоры на осуществление регулируемой деятельности, документы, подтверждающие плановое или фактическое осуществление регулируемой деятельности (при реорганизации юридического лица - передаточные акты);

(в ред. Приказа ФАС России от 23.03.2020 N 306/20)

(см. текст в предыдущей редакции)

14) справка о наличии официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и выделенного абонентского номера для обращений потребителей услуг по передаче электрической энергии и (или) технологическому присоединению, подписанная руководителем или иным уполномоченным лицом заявителя и заверенная печатью заявителя (при наличии печати);

(в ред. Приказа ФАС России от 14.10.2021 N 1111/21)

(см. текст в предыдущей редакции)

15) утвержденные руководителем или иным уполномоченным лицом заявителя и заверенные печатью заявителя (при наличии печати) схемы соединений электрической сети заявителя с обозначением трансформаторных и иных подстанций, а также линий электропередачи, указанных в пунктах 1 и 2 критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 г. N 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 10, ст. 1541; N 37, ст. 5153; 2016, N 41, ст. 5833; N 43, ст. 6034) (далее - критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям);

(в ред. Приказа ФАС России от 14.10.2021 N 1111/21)

(см. текст в предыдущей редакции)

16) один из документов, предусмотренных в подпункте 14 пункта 17 Правил регулирования;

17) документы, предусмотренные подпунктом 17 пункта 17 Правил регулирования.

(абзац введен Приказом ФАС России от 23.03.2020 N 306/20)

6. В случае непредставления организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, обосновывающих документов, подтверждающих осуществление расходов на регулируемый вид деятельности, предусмотренных Правилами регулирования, регулирующий орган рассматривает вопрос об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных, в том числе для установления действующих цен (тарифов).

Основанием для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

7. При установлении регулируемых цен (тарифов) для регулируемой организации, созданной в результате реорганизации юридических лиц в форме слияния, преобразования или присоединения, используются документы и материалы, представленные в соответствии с пунктом 5 настоящего Регламента в отношении реорганизованной организации (реорганизованных организаций).

Регулируемой организацией, созданной в результате реорганизации юридических лиц в форме слияния или преобразования, представляется бухгалтерская отчетность организации на дату ее государственной регистрации.

8. Для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, цены (тарифы) на очередной и (или) текущий периоды регулирования устанавливаются с учетом положений абзаца первого пункта 18 Правил регулирования.

Производители (поставщики), осуществляющие поставку электрической энергии населению и (или) приравненным к нему категориям потребителей, получившие статус субъекта оптового рынка электрической энергии (мощности), ранее осуществлявшие поставку электрической энергии (мощности) на розничном рынке, представляют материалы для установления тарифов в Федеральную антимонопольную службу в срок, указанный в абзаце пятом пункта 18 Правил регулирования.

(в ред. Приказов ФАС России от 23.03.2020 N 306/20, от 14.10.2021 N 1111/21)

(см. текст в предыдущей редакции)

В отношении территориальных сетевых организаций при переходе к регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала в течение текущего периода регулирования тарифы на долгосрочный период регулирования устанавливаются в текущем периоде регулирования независимо от срока подачи материалов, но не позднее срока, указанного в абзаце шестом пункта 18 Правил регулирования.

(в ред. Приказов ФАС России от 23.03.2020 N 306/20, от 14.10.2021 N 1111/21)

(см. текст в предыдущей редакции)

Территориальная сетевая организация, которой присвоен статус гарантирующего поставщика, в срок, установленный в абзаце седьмом пункта 18 Правил регулирования, с даты присвоения статуса гарантирующего поставщика обращается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для установления регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования, необходимых для осуществления функций гарантирующего поставщика.

(в ред. Приказов ФАС России от 23.03.2020 N 306/20, от 14.10.2021 N 1111/21)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Регулирующий орган отказывает в открытии дела об установлении цены (тарифа) в предусмотренном пунктом 9(1) Правил регулирования случае.

В случае пропуска сроков направления заявления организацией, осуществляющей регулируемую деятельность, регулирующий орган рассматривает вопрос об установлении цены (тарифа) в отношении указанной организации в соответствии с пунктом 6 настоящего Регламента.

10. Документы представляются на бумажном носителе и (или) в электронном виде. При наличии электронных форм документов, размещенных на сайте www.eias.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", информация предоставляется по указанным электронным формам документов.

(п. 10 в ред. Приказа ФАС России от 14.10.2021 N 1111/21)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. В заявлении об установлении регулируемых цен (тарифов) указываются:

сведения о заявителе (наименование и реквизиты организации, адрес юридического лица, адрес электронной почты, контактные телефоны и факс, фамилия, имя, отчество (при наличии) руководителя организации);

основания, по которым заявитель обратился в регулирующий орган для установления цен (тарифов);

требование, с которым заявитель обратился.

12. Документы регистрируются регулирующим органом в день получения (с присвоением регистрационного номера, указанием даты и времени получения) и направляются руководителю регулирующего органа.

13. Для рассмотрения представленных заявлений об установлении цен (тарифов) руководитель регулирующего органа назначает уполномоченного из числа своих сотрудников.

14. Регулирующий орган проводит экспертизу заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в порядке, предусмотренном пунктом 22 Правил регулирования.

15. Рассмотрение вопросов об установлении цен (тарифов) и (или) предельных уровней коллегиальным органом регулирующего органа осуществляется в соответствии с пунктами 25 и 26 Правил регулирования.