3. Меры реагирования

3. Меры реагирования.

Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок реализации Минюстом России и его территориальными органами контрольно-надзорных полномочий, являются:

Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон о государственном контроле);

Закон о некоммерческих организациях;

Закон об общественных объединениях;

Закон о свободе совести;

Положение о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2012 N 705;

Административный регламент исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденный приказом Минюста России от 30.12.2011 N 456.

Государственный контроль (надзор) - деятельность уполномоченных органов государственной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами требований, установленных действующим законодательством, посредством не только организации и проведения проверок юридических лиц, но и принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами (статья 2 Закона о государственном контроле).

В соответствии с указанными выше нормативными правовыми актами формами контрольно-надзорной деятельности являются: проведение проверок, анализ отчетности, посещение мероприятий и текущий мониторинг деятельности.

По результатам контрольно-надзорных мероприятий с учетом характера выявленных нарушений могут быть такие меры реагирования, как:

вынесение предупреждения (внесение представления);

составление протокола об административном правонарушении;

приостановление деятельности общественного объединения или религиозной организации;

направление в суд административного искового заявления о ликвидации некоммерческой организации;

направление в суд административного искового заявления о признании общественного объединения или религиозной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении их из ЕГРЮЛ.

Кроме того, в порядке межведомственного взаимодействия - направление в компетентный контрольно-надзорный орган информации о наличии в деятельности некоммерческой организации нарушений, выходящих за рамки компетенции Минюста России и его территориальных органов.

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду абз. 8 п. 4 ст. 25, а не абз. 7 п. 4 ст. 25.

Пунктом 5 части второй статьи 38 Закона об общественных объединениях, подпунктом 5 пункта 5 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях, абзацем седьмым пункта 4 статьи 25 Закона о свободе совести предусмотрено право Минюста России и его территориальных органов в случае выявления нарушения общественным объединением, религиозной организацией и иной некоммерческой организацией законодательства Российской Федерации вынести письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца.

В названных законах данное полномочие сформулировано как самостоятельное, реализация которого может быть не связана с реализацией других контрольных полномочий.

Таким образом, Минюст России и его территориальные органы при выявлении фактов нарушения общественным объединением, религиозной организацией и иной некоммерческой организацией законодательства Российской Федерации вне рамок проведения проверок, анализа отчетов и посещения мероприятий вправе вынести в адрес таких организаций письменное предупреждение.

В аналогичном порядке может быть реализовано полномочие, предусмотренное пунктом 1 части второй статьи 38 Закона об общественных объединениях, подпунктом 1 пункта 5 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях, абзацем первым пункта 4 статьи 25 Закона о свободе совести.

За невыполнение в установленный срок предупреждения подпунктом 1 пункта 4.2 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях и абзацем первым пункта 5 статьи 25 Закона о свободе совести предусмотрена возможность проведения внеплановой проверки, частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - возможность привлечения к административной ответственности. Также в отношении организаций, не исполнивших предупреждение, с учетом складывающейся ситуации возможно принятие иных мер реагирования, включая направление в суд административного искового заявления о ликвидации.

Учитывая изложенное, имеющаяся в распоряжении Минюста России и его территориальных органов совокупность мер реагирования в достаточной мере позволяет пресекать нарушения некоммерческими организациями требований, установленных действующим законодательством, посредством не только организации и проведения проверок, но и принятия мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.

Эффективность мер реагирования зависит от своевременности их применения и качества выполнения государственной функции по федеральному государственному контролю (надзору) за деятельностью некоммерческих организаций.