III. Рассмотрение и изучение вопросов, связанных с обоснованием сметных нормативов

КонсультантПлюс: примечание.

Нумерация разделов дана в соответствии с официальным текстом документа.

III. Рассмотрение и изучение вопросов, связанных

с обоснованием сметных нормативов

23. При рассмотрении вопроса правильности обоснования сметных нормативов проводится организацией по проведению проверки сметной стоимости в соответствии с требованиями, установленными Порядком проведения проверки достоверности определения сметной стоимости.

При изучении указанного вопроса рекомендуется изучить, что:

сметная стоимость рассчитывалась на основании сметных нормативов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов;

расчеты, содержащиеся в сметной документации, соответствуют сметным нормативам в части применения единичных расценок, индексов-дефляторов, поправочных коэффициентов;

расчеты, содержащиеся в сметной документации, соответствуют сметным нормативам в части размера накладных расходов и сметной прибыли.

24. В соответствии с пунктом 40 Порядка утверждения сметных нормативов, утвержденного приказом Минстроя России от 13 апреля 2017 г. N 710/пр <1>, сметный норматив утверждается приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и включается в федеральный реестр сметных нормативов.

--------------------------------

<1> Ранее действовал Порядок разработки сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, утвержденного приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 4 декабря 2012 г. N 75/ГС.

Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 5 марта 2004 г. N 15/1 утверждена Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), положениями которой установлено следующее.

Сметные нормативы подразделяются на элементные и укрупненные.

К элементным сметным нормативам относятся государственные элементные сметные нормы (далее - ГЭСН) и индивидуальные элементные сметные нормы, а также нормы по видам работ.

К укрупненным сметным нормативам относятся сметные нормативы, выраженные в процентах, в том числе нормативы накладных расходов, нормативы сметной прибыли и иные нормативы.

На основании ГЭСН разрабатываются сметные расценки на строительные работы и конструкции, монтаж оборудования, а также на ремонтно-строительные и пусконаладочные работы, которые объединяют в сборники единичных расценок (далее - ЕР).

Сборники ЕР разрабатываются в базисном уровне цен (по состоянию на 1 января 2000 года) и являются составной частью системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве, действующей на территории Российской Федерации.

Сборники ЕР на строительные (ремонтные) работы, монтаж оборудования и пусконаладочные работы по уровню применения подразделяются на федеральные (далее - ФЕР), территориальные (далее - ТЕР) и отраслевые.

Сборники ФЕР содержат полный набор расценок по видам работ, выполняемых на территории Российской Федерации, и разрабатываются в основном уровне цен для первого базового района (Московской области).

В ТЕР включаются единичные расценки, привязанные к местным условиям строительства, которые применяются при строительстве в пределах территории административного образования Российской Федерации (региона).

Отраслевые сборники ЕР разрабатываются для специализированных видов строительства (энергетическое, транспортное, водохозяйственное, горнокапитальное, газопроводы, связь, отдельные виды промышленных объектов и иные).

25. Общий порядок разработки индексов изменения сметной стоимости строительных и монтажных работ, индексов изменения оплаты труда рабочих-строителей, индексов изменения сметной стоимости эксплуатации машин и механизмов, индексов изменения сметной стоимости материалов изделий и конструкций, индексов изменения сметной стоимости отдельных видов прочих работ и затрат, индексов изменения сметной стоимости оборудования устанавливается методическими рекомендациями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

Указанные индексы изменения сметной стоимости (территориальные (отраслевые) поправочные коэффициенты, учитывающие местные условия производства работ) применяются в целях учета территориальных особенностей местоположения объекта капитального строительства.

Индексы изменения сметной стоимости разрабатывались в соответствии с Методикой расчета прогнозных индексов изменения стоимости строительства, утвержденной приказом Минрегиона России от 20 августа 2009 г. N 355 (для объектов капитального строительства строительство, реконструкция и капитальный ремонт которых проводился до 9 февраля 2017 года). С 9 февраля 2017 года индексы изменения сметной стоимости разрабатываются в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке индексов изменения сметной стоимости строительства, утвержденными приказом Минстроя России от 9 февраля 2017 г. N 84/пр.

26. При рассмотрении вопроса обоснования сметных нормативов необходимо убедиться, что для территории, на которой осуществляется производство работ, возможно применение ФЕР, а также в корректности используемых индексов изменения сметной стоимости.

27. При изучении правильности применения ЕР целесообразно определить:

соответствие выбранной ЕР технологическому процессу (работе);

отсутствие фактов двойного включения в сметную стоимость одних и тех же работ;

отсутствие фактов включения материалов, использование которых не предусмотрено проектной документацией или ранее учтено посредством применения другой ЕР.

Кроме того, рекомендуется проверить правильность применения поправочных коэффициентов, учитывающих соответствующие особенности производства работ, а также правильность применения нормативов накладных расходов и сметной прибыли.

28. Соответствие ЕР технологическому процессу (работе) определяется соответствием информации об особенностях и условиях проведения работ, а также общих требований и положений о порядке применения отдельных ЕР, отображенных в общих положениях технической части Сборника ЕР, в который включена проверяемая ЕР, технологическому процессу (работе).

29. Номенклатура сборников ЕР приведена в приложении N 1 к Методическим указаниям по разработке единичных расценок на строительные, монтажные, специальные строительные и ремонтно-строительные работы, утвержденным постановлением Госстроя России от 26 апреля 1999 г. N 30 (для объектов капитального строительства экспертиза проектной документации, определение достоверности определения сметной стоимости или разработка сметной документации на строительство, реконструкцию или капитальный ремонт которых проводилась до 1 июля 2017 года). Номенклатура сборников ЕР, действующих с 1 июля 2017 года, приведена в приложении N 1 к Методическим рекомендациям по разработке единичных расценок на строительные, специально-строительные, ремонтно-строительные работы, монтаж оборудования и пусконаладочные работы, утвержденным приказом Минстроя России от 8 февраля 2017 г. N 75/пр.

30. Отсутствие фактов двойного включения в сметную стоимость одних и тех же работ определяется путем установления того, что работы, предусмотренные отдельной ЕР, не включены в стоимость другой ЕР. С этой целью выборочно проверяется состав работ, включенный в ЕР. Информация о составе работ отображается в ГЭСН, на основе которого был разработан сборник ЕР, содержащий проверяемую ЕР, а также в используемых для расчета смет программных продуктах.

31. При изучении вопросов правильности включения в сметную стоимость материалов необходимо учитывать, что согласно пункту 4.24 МДС 81-35.2004 стоимость материальных ресурсов в сметной документации может определяться: в базисном уровне цен - по федеральным, территориальным и отраслевым сборникам сметных цен на материалы, изделия и конструкции и в текущем уровне цен - по фактической стоимости материалов, изделий и конструкций с учетом транспортных, заготовительно-складских и прочих расходов.

Учитывая изложенное, в случае отсутствия отдельных материалов, изделий и конструкций в номенклатуре федерального (территориального) сборника сметных цен на материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве, их сметную стоимость при составлении сметной документации рекомендуется определять в текущем уровне цен по данным заводов-изготовителей (поставщиков) с последующим учетом транспортных, заготовительно-складских и прочих расходов.

32. Изучение правильности включения в сметную стоимость материалов или оборудования, их транспортировки и прочих расходов, составляющих сметную стоимость материалов и оборудования, осуществляется путем определения уровня цен, в котором включены материалы в сметную стоимость. В случае включения материалов в сметную стоимость в текущем уровне цен проводится проверка наличия обоснования стоимости материалов, а также установления факта отсутствия в стоимости ЕР стоимости включаемого материала.

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду приказ Минстроя России от 29.12.2016 N 1028/пр, а не N 1028.

33. При изучении правильности применения поправочных коэффициентов, учитывающих соответствующие особенности производства работ, учитывается возможность применения указанных коэффициентов, установленных пунктом 4.6 МДС 81-35.2004 и пунктом 5.2 Методики применения сметных норм, утвержденной приказом Минстроя России от 29 декабря 2016 г. N 1028.

34. При изучении правильности применения величины сметной прибыли руководствуются Методическими указаниями по определению величины сметной прибыли в строительстве, утвержденными постановлением Госстроя России от 28 февраля 2001 г. N 15.

35. При изучении правильности применения величины накладных расходов руководствуются Методическими указаниями по определению величины накладных расходов в строительстве и Методическими указаниями по определению величины накладных расходов в строительстве, осуществляемом в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, утвержденными постановлениями Госстроя России от 12 января 2004 г. N 5 и N 6 соответственно.