11.5.6 Правила доступа к информации на фондовых рынках

В целях предупреждения недобросовестной конкуренции при использовании ИС наряду с другими обязательными условиями Правила доступа к информации на фондовых рынках предусматривают (ст. 7 - 12 [9]):

а) контроль антимонопольными органами и Банком России соответствия установленным требованиям обязательного по срокам и содержанию раскрытия информации и обеспечения к ней свободного доступа для ознакомления всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения такой информации со стороны биржи, клиринговой организации и центрального контрагента;

б) контроль биржи и проверка соответствия установленным требованиям обязательного по срокам и содержанию раскрытия информации и обеспечения к ней свободного доступа для ознакомления всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения такой информации со стороны клиринговой организации; центрального контрагента; профессиональных участников рынка ценных бумаг; участников имущественного пула; эмитентов, претендующих на включение в Перечень эмитентов акций, эмитентов облигаций и паевых инвестиционных фондов, чьи бумаги отнесены к ценным бумагам высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики; других участников организованных торгов;

в) контроль клиринговой организации и проверка соответствия установленным требованиям обязательного по срокам и содержанию раскрытия информации и обеспечения к ней свободного доступа для ознакомления всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения такой информации со стороны участников имущественного пула и других участников организованных торгов;

г) контроль Банка России, биржи, клиринговых организаций, депозитариев, эмитентов или управляющей компании, профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также хозяйствующих субъектов обязательного по срокам и содержанию уведомления их инсайдерами, включенными соответственно в списки инсайдеров организаторами торговли, клиринговых организаций, депозитариев, эмитентов или управляющей компании, брокеров, а также хозяйствующих субъектов, о проведенных операциях и о заключении договоров, являющихся производными финансовыми инструментами;

д) порядок разработки и утверждение перечней инсайдерской информации и контроля за ее использованием.

В целях предотвращения, выявления и пресечения неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком Банк России и юридические лица, органы и организации, утверждающие в соответствии с федеральным законом соответствующие собственные перечни инсайдерской информации (см. 11.2.6):

- разрабатывают и утверждают порядок доступа к инсайдерской информации, правила охраны ее конфиденциальности и контроля за соблюдением установленных требований,

- создают (определяют, назначают) структурное подразделение (должностное лицо) и обеспечивают условия для беспрепятственного и эффективного осуществления им своих функций, в обязанности которого входит осуществление контроля за соблюдением установленных требований и которое подотчетно совету директоров (наблюдательному совету), а в случае его отсутствия высшему органу управления юридического лица.

При осуществлении такого контроля организатор торговли:

- устанавливает правила предотвращения, выявления и пресечения случаев неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком, в том числе критерии сделок (заявок), имеющих признаки недобросовестной конкуренции и неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком [далее - нестандартные сделки (заявки)],

- осуществляет проверку нестандартных сделок (заявок) на предмет неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком самостоятельно или по соглашению с саморегулируемой организацией в сфере финансового рынка, объединяющей участников торгов,

- направляет в Банк России уведомления обо всех выявленных в течение каждого торгового дня нестандартных сделках (заявках) и о результатах проведенных проверок.

При осуществлении контроля особое внимание обращается на соблюдение установленных федеральным законом запретов и ограничений на неправомерное использование инсайдерской информации и порядок привлечения к ответственности за их нарушение, в том числе:

- для осуществления операций с финансовыми инструментами и (или) товарами, которых касается инсайдерская информация, за свой счет или за счет третьего лица;

- путем передачи ее другому лицу;

- путем рекомендаций третьим лицам, обязывания или побуждения их иным образом к приобретению или продаже финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров;

- а также в целях манипулирования рынком.

Совершение операций, сопровождающихся использованием инсайдерской информации и (или) являющихся манипулированием рынком, не является основанием для признания их недействительными.

Лица, которым в результате неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком причинены убытки, вправе требовать их возмещения от лиц, в результате действий которых были причинены такие убытки.