Решение Верховного Суда РФ от 14.12.2000 N ГКПИ2000-1293 <О признании недействительным абзаца 3 пункта 1 Постановления Совмина СССР от 22.09.1988 N 1111 "О работе по совместительству">

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 14 декабря 2000 г. N ГКПИ 2000-1293

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда

Российской Федерации Зайцева В.Ю.,

при секретаре Дончило В.В.,

с участием прокурора Гермашевой М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Зиненко Сергея Сергеевича о признании недействительным абзаца 3 пункта 1 Постановления Совета Министров СССР от 22 сентября 1988 г. N 1111 "О работе по совместительству", в редакции от 17 сентября 1990 г. N 939,

установил:

абзацем 3 пункта 1 Постановления Совета Министров СССР от 22 сентября 1988 г. N 1111 "О работе по совместительству" предусмотрено, что занятие двух руководящих должностей при работе по совместительству не допускается.

Зиненко С.С. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой о признании недействительным вышеприведенного положения правового акта, ссылаясь на его несоответствие действующему законодательству Российской Федерации.

Заявитель просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Правительство Российской Федерации, привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица, в направленном в суд письменном отзыве просило жалобу заявителя удовлетворить частично, то есть признать оспариваемое положение не действующим на территории Российской Федерации в части запрета на занятие по совместительству двух руководящих должностей для работников организаций с негосударственной формой собственности.

В отзыве указано, что, признавая многообразие форм собственности, в настоящее время государство снимает с себя ответственность за экономические и социальные результаты деятельности организаций с негосударственной формой собственности и, в силу этого, не может устанавливать для руководителей негосударственных организаций запретов, кроме как федеральным законом. Вместе с тем, поскольку отсутствует федеральный закон, регулирующий труд руководителей организаций с государственной формой собственности, Правительство Российской Федерации полагает, что ограничение на занятие двух руководящих должностей для данной категории работников должно сохранить свою силу, как направленное на защиту интересов государства.

В судебном заседании представитель Правительства Российской Федерации Рожков В.П. поддержал изложенные в отзыве доводы.

Выслушав объяснения представителя заинтересованного лица и изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гермашевой М.М., полагавшей жалобу оставить без удовлетворения, суд полагает, что жалоба заявителя подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 37 Конституции Российской Федерации труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Аналогичная норма закреплена в статье 2 Кодекса законов о труде Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Оспариваемая заявителем норма правового акта, устанавливая запрет на занятие двух руководящих должностей на любых предприятиях, учреждениях, организациях, по мнению суда, ограничивает конституционные права граждан на свободный труд, на свободное распоряжение своими способностями к труду, на выбор рода деятельности и профессии.

Между тем такие ограничения в силу статьи 55 Конституции Российской Федерации могут быть установлены только федеральными законами.

Так, например, в силу статьи 90 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" служащие Банка России согласно перечню должностей, утвержденному Советом директоров, не имеют права работать по совместительству, а также на основании договора подряда (за исключением преподавательской и научно - исследовательской деятельности).

В соответствии с пунктом 3 статьи 69 Федерального закона "Об акционерных обществах" совмещение лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, и членами коллегиального исполнительного органа общества должностей в органах управления других организаций допускается только с согласия совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" государственный служащий не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности. Аналогичный запрет Федеральным законом "Об основах муниципальной службы Российской Федерации" установлен и для муниципальных служащих.

В то же время действующие федеральные законы не содержат правовой нормы, аналогичной содержащейся в абзаце 3 пункта 1 Постановления Совета Министров СССР от 22 сентября 1988 г. N 1111 "О работе по совместительству". Следовательно, оспариваемое заявителем положение правового акта, который федеральным законом не является, подлежит признанию недействительным.

Пунктом 2 раздела второго (Заключительные и переходные положения) Конституции Российской Федерации предусмотрено, что законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.

решил:

жалобу Зиненко Сергея Сергеевича - удовлетворить.

Признать недействительным (незаконным) абзац 3 пункта 1 Постановления Совета Министров СССР от 22 сентября 1988 г. N 1111 "О работе по совместительству", в редакции от 17 сентября 1990 г. N 939.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней.

Судья Верховного Суда

В.Ю.ЗАЙЦЕВ