Банком России утверждены Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2020 год и период 2021 и 2022 годов.

Дополнительные факторы, уменьшающие перенос повышения НДС в цены

Параметры бюджетных расходов. Базовая оценка предполагает, что в силу действия бюджетного правила дополнительные поступления от НДС трансформируются в расходы бюджета в том же периоде. Это будет оказывать определенную поддержку внутреннему спросу, повышая его платежеспособность. Однако если полученные средства будут расходоваться более медленно (например, в силу традиционного сезонного смещения расходов на конец года или распределенного характера реализации среднесрочных государственных программ), то совокупный конечный спрос будет более умеренным, что уменьшит масштаб повышения цен на 0,2 - 0,3 процентного пункта.

Индексация тарифов естественных монополий. Реализация жилищных и коммунальных услуг облагается по основной ставке НДС, и с этой точки зрения их цены также могут отреагировать на рост налога. Базовая оценка предполагает, что может быть проведено повышение тарифов на увеличение НДС сверх их нормативной ежегодной индексации в соответствии с целью по инфляции 4%. В случае если этого не произойдет, итоговый перенос НДС в ИПЦ будет меньше на 0,15 процентного пункта.

Чувствительность спроса к изменению цен. Реакция цен на повышение косвенного налога будет меньше на рынках тех товаров и услуг, спрос на которые более чувствителен к изменению цен. В такой ситуации для сохранения объемов рынка и удержания потребителя в новых условиях предприятия могут частично принять на себя дополнительные расходы, связанные с повышением налоговых ставок, без их переноса в конечные цены. Снижение переноса НДС в инфляцию за счет этого фактора может составить до 0,2 процентного пункта.