Банком России утверждены Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2020 год и период 2021 и 2022 годов.

Несовершенная конкуренция, барьеры входа на рынок сбыта

Рынки с несовершенной конкуренцией отличаются особенностями ценообразования, обусловленными рыночной силой их участников. Ярким примером является рынок нефти и нефтепродуктов, в том числе потребительский. Доминирование на нем вертикально интегрированных нефтяных компаний, с одной стороны, и пристальное внимание антимонопольных органов к ценовой динамике, с другой, сформировали особый формат ценообразования. Вслед за ростом цен производителей нефти и нефтепродуктов, отличающихся высокой волатильностью, стоимость моторного топлива на потребительском рынке повышалась достаточно медленно и плавно. Однако в отдельные периоды она могла расти скачкообразно. Так, в апреле - июне 2018 г. наблюдался резкий скачок цен на моторное топливо (на 9,0%). На фоне сохранения общей инфляции на низком уровне он был достаточно неожиданным и привел к повышению инфляционных ожиданий населения, которые ранее демонстрировали тренд на снижение (медианная оценка ожидаемой инфляции выросла с 7,8% в апреле до 9,8% в июне 2018 г.). Чтобы сдержать рост цен нефтепродуктов и стабилизировать ситуацию на рынке, были снижены ставки акцизов и достигнуты соглашения между Правительством Российской Федерации и крупными нефтяными компаниями о стабилизации цен на потребительском рынке. Необходимо также отметить, что моторное топливо является единственной из основных категорий непродовольственных товаров, волатильность цен которой возрастала в последние годы. При этом, поскольку моторное топливо используется при производстве и транспортировке других товаров и услуг, рост цен на него выступает в качестве фактора, провоцирующего волатильность цен других товаров и услуг. Все это свидетельствует о высокой актуальности мер по развитию конкуренции на данном рынке.

Региональные особенности динамики цен на рынке моторного топлива также в значительной мере определялись структурой рынка данного товара и уровнем конкуренции. Отклонения темпов роста цен на моторное топливо выше среднероссийских ранее фиксировались в регионах с наибольшим уровнем монополизации рынков бензина и дизельного топлива (Воронежская, Калининградская области, Пермский край).

Для отдельных регионов повышение конкуренции в сфере транспортировки и реализации моторного топлива может быть достигнуто путем привлечения на рынок новых компаний. Причем это могут быть как мелкие независимые предприятия, так и представители крупных холдингов, отсутствующих в регионе.

Одно из проявлений несовершенной конкуренции - наличие барьеров входа на рынок сбыта, связанных с издержками по продвижению продукта (услуги), ограниченными каналами сбыта и политикой крупных розничных сетей в отношении мелких и средних поставщиков. Этот фактор влияет на ценообразование на рынках отдельных продовольственных товаров - хлебобулочных и молочных продуктов, овощей и фруктов, алкогольных напитков и некоторых видов бытовых услуг. Так, например, опрошенные Банком России производители пива в Томской области, Алтайском крае и Республике Хакасия заявили о невозможности реализации их продукции в крупных федеральных сетях даже на территории своего региона.

Способствовать стабилизации динамики цен на те товары и услуги, для которых характерно влияние несовершенной конкуренции, в общероссийском масштабе может улучшение институциональной среды, то есть обеспечение справедливой конкуренции и минимизация административных барьеров для бизнеса.