Банком России утверждены Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2020 год и период 2021 и 2022 годов.

Анализ трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики в Банке России

Изменяя ключевую ставку, Банк России оказывает влияние на процентные ставки в экономике, доходности финансовых активов и валютный курс и затем через цепочку экономических взаимосвязей - на спрос на товары и услуги и в результате на инфляцию. Важным фактором динамики цен в экономике являются также инфляционные ожидания бизнеса, участников финансового рынка, домашних хозяйств. В условиях доверия к центральному банку они закрепляются вблизи целевого уровня инфляции и изменяются с учетом прогнозов и разъяснений центрального банка о будущей инфляции и денежно-кредитной политике.

В современной экономической теории и практике механизм, через который денежно-кредитная политика воздействует на экономику и инфляцию, называют трансмиссионным механизмом и выделяют в его составе различные каналы. В российской экономике ключевыми из них являются процентный, кредитный, курсовой каналы и канал инфляционных ожиданий <4>, наиболее значимый из которых - процентный канал.

--------------------------------

<4> В современной литературе существуют и другие варианты классификации каналов трансмиссионного механизма, но обозначенные каналы являются ключевыми и позволяют сформировать достаточно полное представление о передаче импульсов денежно-кредитной политики в российскую экономику.

Кроме того, на инфляцию и особенности функционирования трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики воздействует ряд немонетарных факторов. Это такие факторы, на которые центральный банк не оказывает непосредственного влияния, включая структурные и институциональные особенности экономики, факторы со стороны предложения на отдельных сегментах потребительского рынка.

Принимая решение по денежно-кредитной политике, Банк России оценивает, как влияние этого решения будет распространяться по каждому из ключевых каналов трансмиссионного механизма, опираясь на имеющиеся оценки силы и скорости трансмиссии на каждом этапе, а также учитывая действие немонетарных факторов.