6. Поддержка муниципальных ресурсных центров социально ориентированных некоммерческих организаций

Большинство некоммерческих организаций проводят социально ориентированную деятельность на "низовом" уровне, по месту жительства, поэтому муниципальные ресурсные центры СОНКО играют важную роль в формировании инфраструктуры поддержки некоммерческого сектора регионов.

Муниципальные ресурсные центры обычно существуют либо как независимые НКО (или территориальные подразделения регионального независимого ресурсного центра), либо как муниципальные учреждения (или их подразделения).

Поддержка муниципальных ресурсных центров предоставляется органами местного самоуправления в рамках реализации муниципальных программ поддержки СОНКО в основном с использованием механизма субсидирования, а также путем информационной, консультационной, методической, а также организационной поддержки, в том числе путем включения их представителей в работу различных общественных советов. Модельный нормативный акт об общественных (ресурсных) центрах поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций приведен в Приложении 7.

Поддержка таких центров со стороны субъектов Российской Федерации может включать в себя информационное сопровождение, организацию обучающих программ для сотрудников, юридическое консультирование, методическую и организационную помощь. Особое значение эта поддержка приобретает в контексте расширения доступа СОНКО к оказанию населению услуг в социальной сфере, необходимостью повышения профессионализма СОНКО и обеспечения их стабильной и качественной работы.

При организации содействия муниципальным ресурсным центрам поддержки СОНКО органам государственной власти субъектов Российской Федерации следует руководствоваться методическими материалами, разработанными Минэкономразвития России в соответствии с Комплексом мер, направленных на обеспечение поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, на 2016 - 2020 годы, утвержденным Правительством Российской Федерации от 23 мая 2016 года N 3468п-П44. Указанные методические материалы направлены в субъекты Российской Федерации письмом Минэкономразвития России от 30 сентября 2016 г. N 29850-ОФ/Д01и.

Поддержка деятельности муниципальных ресурсных центров социально ориентированных некоммерческих организаций может осуществляться за счет региональной <9> или муниципальной программы поддержки СОНКО, в рамках проведения конкурсов по поддержке инфраструктурных проектов СОНКО или в рамках отдельных мероприятий государственной программы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций субъекта Российской Федерации.

--------------------------------

<9> Например, перечень мероприятий государственной программы Архангельской области "Развитие местного самоуправления в Архангельской области и государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций (2014 - 2020 годы)" содержит мероприятие 1.6., где указано "Поддержка инициатив на муниципальном уровне и создание социальной инфраструктуры (сельские поселения) может также осуществляться из средств регионального бюджета в рамках отдельных программ".

В настоящее время существует разнообразная практика региональной поддержки муниципальных ресурсных центров.

Примером поддержки муниципальных ресурсных центров, созданных на базе независимого регионального ресурсного центра, является Ярославская область. В области в 2010 году впервые был проведен конкурс проектов, направленных на создание постоянно действующего общественного ресурсного центра. В июле 2011 года стартовал проект "Создание сети общественных ресурсных центров поддержки институтов гражданского общества в Ярославской области", в рамках которого были созданы первые муниципальные ресурсные центры поддержки СОНКО в Ярославле, Угличе и Рыбинске.

В 2012 году состоялся очередной конкурс проектов, направленных на создание постоянно действующего общественного ресурсного центра. Победителем конкурса стала ярославская региональная общественная организация "Центр социального партнерства", на базе которой начал работу общественный ресурсный центр для социального ориентированных некоммерческих организаций. С 2013 года открыты новые отделения ресурсного центра в 8 городских округах и городских поселениях - Рыбинске, Угличе, Ростове, Переславле-Залесском, Тутаеве, Мышкине, Большом Селе, Ярославле). Каждое отделение оборудовано офисной техникой для бесплатного использования представителями СОНКО муниципального района, подключено к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, снабжено специализированной литературой по вопросам деятельности СОНКО.

В каждом отделении ресурсного центра ежедневно принимает консультант, на базе отделений проводятся просветительские мероприятия для СОНКО муниципальных районов. Центр предоставляет представителям организаций возможности бесплатного проведения переговоров и небольших мероприятий в помещениях центра, использования презентационной и офисной техники, активно инициирует образовательные и просветительские семинары для СОНКО региона, организует бесплатные консультации юриста, бухгалтера и IT-специалиста. Ресурсным центром создаются сайты для СОНКО, издан справочник СОНКО с контактными данными и описанием направлений деятельности около 300 СОНКО. Данная практика используется в Алтайском, Камчатском, Хабаровском краях, Архангельской, Костромской, Новосибирской, Свердловской областях.

Целесообразно учитывать практику ресурсных центров, работающих на базе муниципальных учреждений в Красноярском крае. Бюджетам муниципальных районов и городских округов края в порядке софинансирования расходов муниципальных районов и городских округов края из краевого бюджета предоставляются субсидии на финансирование части расходов, связанных с обеспечением деятельности муниципальных ресурсных центров поддержки общественных инициатив, созданных на базе муниципальных учреждений, являющихся структурными подразделениями указанных учреждений.

Законом Красноярского края от 07 февраля 2013 г. N 4-1041 (ред. от 05 ноября 2015 г.) "О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Красноярском крае" размер субсидии определяется исходя из норматива 7,5 рубля в год на одного жителя муниципального района и 5 рублей на одного жителя городского округа края, но не более объема средств, предусмотренных в бюджете муниципального района или городского округа края на финансирование расходов по обеспечению деятельности муниципальных ресурсных центров поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.

Заслуживает внимания практика прямой поддержки муниципальных ресурсных центров в рамках государственной региональной программы поддержки СОНКО в Новосибирской области. Министерство региональной политики Новосибирской области в рамках Государственной программы Новосибирской области "Государственная поддержка общественных инициатив, социально ориентированных некоммерческих организаций и развития институтов гражданского общества в Новосибирской области на 2015 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 19 января 2015 г. N 9-п (ред. от 22 февраля 2017 г.) на конкурсной основе предоставляет субсидии ресурсным центрам муниципальных образований Новосибирской области на реализацию программ, направленных на развитие общественных инициатив и СОНКО на территории муниципальных образований Новосибирской области.

В настоящее время на территории муниципальных образований Новосибирской области действует 26 ресурсных центров - 14 межрайонных и 12 в городе Новосибирске. Основная цель работы центров - содействие в поддержке социальных инициатив, масштабное вовлечение граждан в процессы общественного участия в социально-экономическом развитии муниципальных образований Новосибирской области. Через деятельность ресурсных центров значительно увеличена информационная поддержка гражданской активности. В центрах аккумулируется вся информация о развитии гражданских инициатив, о лидерах местных сообществ, истории успехов совместной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления и населения. Ресурсные центры в перспективе рассматриваются как базовые площадки для реализации социально-значимых задач через механизмы краудфандинга и краудсорсинга (Приложение 10).

В качестве примера разработки методических материалов по формированию и поддержке в муниципальных образованиях ресурсных центров поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций рекомендуется учесть опыт Тюменской области (Приложение 11). Данные методические материалы разработаны с учетом Методических материалов Минэкономразвития России по формированию и поддержке в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях ресурсных центров поддержки СОНКО, а также во исполнение пункта 3 Комплексного плана мероприятий ("дорожной карты") Тюменской области по обеспечению поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, негосударственных организаций, социальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, использованию различных форм поддержки деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, утвержденного распоряжением Правительства Тюменской области от 27 июля 2016 г. N 877-рп.

Указанными методическими материалами органам МСУ рекомендуется, в частности, предусмотреть в программах поддержки СОНКО положения, предусматривающие обеспечение финансирования деятельности ресурсных центров, в том числе через механизмы предоставления на конкурсной основе субсидий в соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. При проведении соответствующих конкурсов в целях обеспечения необходимой финансовой устойчивости ресурсных центров рекомендуется устанавливать продолжительность программы их деятельности, финансируемой в рамках субсидии, не менее 24 месяцев.