Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Письмо Минсоцзащиты РФ от 01.09.1993 N 1-2479-18 <Об установлении статуса бывшего несовершеннолетнего узника фашизма> (Зарегистрировано в Минюсте РФ 02.02.1994 N 482)

Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 февраля 1994 г. N 482


МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 1 сентября 1993 г. N 1-2479-18

Анализ деятельности территориальных органов соцзащиты по реализации Указа Президента РФ от 15.10.92 г. N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны" показывает, что в ней имеется ряд трудностей и недостатков.

Поступающие жалобы и обращения граждан свидетельствуют о недостаточном знании на местах нормативных документов или неправильном их толковании. В связи с этим разъясняем, что основным методическим документом в работе с бывшими несовершеннолетними узниками фашизма является Указание Минсоцобеспечения РСФСР от 11.12.90 г. N 1-174-У.

Указ Президента РФ N 1235 распространяется на граждан, насильно вывезенных в годы войны с родных мест в несовершеннолетнем возрасте (до 18 лет) на другую территорию бывшего СССР, в Германию - в концлагеря, гетто, другие места принудительного содержания нацистов, а также для работы в промышленности, на транспорте, на строительстве, в сельском хозяйстве у хозяина.

Под формулировкой Указа "... и других мест принудительного содержания, созданных фашистами ..." следует понимать все разнообразие нацистских мест принудительного содержания людей, кроме концлагерей и гетто, куда насильно вывозились советские дети и подростки (самостоятельно или со взрослыми): тюрьмы; охраняемые маршевые колонны; госпитали особого назначения; лагеря для заложников, пересыльные лагеря, карантинные, фильтрационные, исследовательские, для перемещенных лиц, мужские, женские, детские, смешанные, стационарные или размещенные на транспортных средствах, а также для работы в промышленности, на транспорте, в строительстве, в сельском хозяйстве у хозяина.

К категории бывших несовершеннолетних узников фашизма следует также относить:

детей и подростков, насильно вывезенных немцами одних или с родителями на принудительные работы;

детей, родившихся в фашистской неволе;

детей, передававшихся или продававшихся в собственность частным лицам.

При отсутствии документов (из-за несохранности архивов или других причин), подтверждающих факт насильственного угона лица в несовершеннолетнем возрасте (до 18 лет) в концлагеря, гетто и т.д., должны приниматься во внимание показания двух и более свидетелей. Свидетелем может быть любое лицо, что-либо знающее по делу. Наличие у свидетелей документов об одновременном нахождении в одном и том же месте принудительного содержания необязательно. Свидетельские показания оформляются либо протоколом опроса, либо заявлением.

Свидетельские показания учитываются как при выдаче удостоверения о праве на льготы, так и при увеличении размера пенсий.

Вопрос об установлении статуса бывшего несовершеннолетнего узника фашизма рассматривается на Комиссии по установлению пенсий и оформляется протоколом.

Льготы бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, предусмотренные Указом Президента России N 1235, предоставляются по предъявлении удостоверения о праве на них, выдаваемого территориальными органами социальной защиты населения. Бывшим несовершеннолетним узникам - инвалидам льготы предоставляются при предъявлении удостоверения узника и справки ВТЭК об инвалидности.

При необходимости за получением документов, подтверждающих факт пребывания лица в фашистской неволе, следует обращаться:

в Государственный архив и Управление бывшего Министерства безопасности области, с территории которой вывозились дети самостоятельно или с родителями;

в Государственный архив и Управление Министерства безопасности области по месту нахождения концлагеря (если он был на территории бывшего СССР) и в ЦК Общества Красного Креста Российской Федерации (117036, Москва, 1-й Черемушкинский проезд, 5), если лагерь находился на территории Германии или других стран;

в ЦК Общества Красного Креста Российской Федерации, если дети и подростки после освобождения из фашистского концлагеря возвращались домой без взрослых и направлялись в детские дома.

Одновременно обращаем внимание всех территориальных органов социальной защиты населения на необходимость широкой разъяснительной работы и внимательного отношения к обращениям граждан, связанных с установлением статуса бывшего несовершеннолетнего узника фашизма. В ряде их писем отмечается предвзятость работников органов соцзащиты в оценке фактов биографий, безосновательные отказы.

Заместитель министра

социальной защиты населения РФ

С.Г.КИСЕЛЕВ